logo search
Авторское право

3. Порядок приобретения исключительного права на объекты авторского права и их характеристика

Результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе11 См.. напр.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. Казань. 1891.С. 74 и след.: Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград, 1916.С. 359 и след. и воплотилась в законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права.М., 1914.С. 452 - 455. . В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин "исключительные права" используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской юридической литературе подчеркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия33 См.. напр.: Мартынов Б.С. Права авторства в СССР//Учен. зап. Всесоюзн. ин-та юрид. наук. Вып. IX. 1947.С. 168; Антимонов Б. С.. Флейшиц Е.А. Авторское право.М., 1957.С. 61; и др. .

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий круг гарантированных государством возможностей. В разных статьях Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" эти возможности именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Большинство специалистов считает, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий11 См., напр.: Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1982.С. 62; Гаврилов Э.П. Советское право. М., 1984.С. 133; и др. . К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т.д. По мнению других ученых, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве в субъективном смысле можно говорить только условно.