«Школа огородных пугал»
Вожатый говорит всем в кругу: «Поднимем руки вверх. Покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим «ш-ш-ш-ш-кш-кш». Спасибо! Вы с успехом закончили школу огородных пугал.
«Телефон»
Игроки становятся в линейку и поднимают вверх руки. Два ведущих становятся с двух концов шеренги. Первый:
- Ты меня слышишь?
- Нет, не слышу!
- А почему ты меня не слышишь?
- Потому, что обезьяны на проводах повисли.
«Стенка»
Все становятся лицом к стене и прижимают к стене ладони. Ведущий объясняет, что сейчас он будет задавать вопросы и если ответ на вопрос будет - «да», то ладоши передвигаются вверх, если ответ «нет», то ладоши остаются на месте. Когда уже всем играющим будет некуда выше передвигать ладоши, то ведущий задает вопрос:» Вы сейчас себя хорошо чувствуете?». Все отвечают: «Да!». Ведущий: «А зачем же тогда вы на стену лезете?»
«Угадай число»
Несколько человек уходят и загадывают любое число до 5. Вернувшись, игрок говорит свое число на ухо ведущему, а тот задает вопрос в сем и они сразу же называют число. На сам деле, ведущий заранее договорился с игроками, что задавая вопрос, он будет говорить столько слов, какое число они загадали. Например, вопрос: «Какое это число?», означает 3.
«Попробуй не ошибись»
Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы? – спрашивает ребят ведущий. Никто конечно в этом не сомневается.
«Сегодня идет дождь», - говорит ведущий. Все уверенно повторяют эту фразу.
«А завтра, думаете, будет хорошая погода», - говорит он. Ошибки снова нет.
«Вот вы и ошиблись», - радостно заявляет ведущий. Ребята в недоумении: «Почему?»
Ведущий объясняет: «Вот вы и ошиблись» - это была моя третья фраза. Никто не повторил.
19. А напоследок я скажу или какой должен быть вожатый!
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ
В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?
Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.
Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.
Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!
25 способов похвалить ребёнка:
Предлагаем вам список «25 вариантов сказать «Молодец!»», которые мы можем, нет, - обязаны использовать в педагогической работе.
Молодец!
Отлично!
Великолепно!
Очень хорошо!
Браво!
Так держать!
Это просто фантастика!
Высший класс!
Знай наших!
Здорово!
Чудесно!
Мастерски!
Профессионально!
Лучше не бывает!
Сногсшибательно!
Незабываемо!
Это просто праздник!
Я тобой горжусь!
Бесподобно!
Умница!
Неподражаемо!
Необыкновенно!
Это неповторимо!
Прекрасно!
Изумительно!
КУРАТОРАМ: вот и закончилось Ваше обучение, не забудьте каким-либо образом выделить отличившихся ребят, собрать /желательно в письменном виде/, что из курса подготовки ребятам понравилось и запомнилось больше всего, а также их пожелания. Анализ группы сдать лично в руки командиру Нижегородского ОШСО или его заместителю.
При разработке и написании программы использовался материал из следующих источников:
Сковородникова В.Е. - старший воспитатель ЗЦДЮТ "Зеркальный", Санкт-Петербург 2003г, отрывок из методического пособия "Это надо знать!".
Работы и статьи: Николаева Л.Н., Новикова Л.Ю – методисты, Карпова Н.С. – педагог-психолог ЗЦДЮТ «Зеркальный». Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук.
Емцева Е.О., старший преподаватель кафедры воспитательных систем развития личности ПОИПКРО, исполнительный директор Ассоциации учащейся молодежи и детей Пермской области «Юность».
Методички, книги, программы и материалы ДДТ им. В.П.Чкалова.
Дворец Творчества Юных им. В.П.ЧКАЛОВА, Лето - страна детства, Сборник методических рекомендаций для организаторов летнего отдыха детей, Н. Новгород, 2002.
С. Афанасьев, МКЦ "Вариант", "Что делать с детьми в загородном лагере", Кострома 1993г.
Козлов В.В., Козлова А.А., Тюлюбаев А.Ю., Психолого-педагогическая подготовка работников оздоровительно-образовательных учреждений. Безопасность в условиях летнего лагеря, Москва, 2000 г.
Коновалова О.Б. – методист Нижегородского областного центра эстетического воспитания детей. Отрядному вожатому. Выпуск 2, Н.Новгород, 2003 год.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 2001.
Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н. Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000.
Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд., доп. – М., 2001
Огоньки, методичка, ГОСООДЦ «Лазурный».
Транснациональная школа выживания “Vitalis”, Подпрограмма “ Развитие системы детского, молодежного, семейного отдыха и оздоровления”, Государственный комитет РФ по молодежной политике, 2000.
Сборник «Лето, каникулы, лагерь».
И, конечно же, собственные наработки и материалы ныне уже неизвестного происхождения! Хотите повторить!?! Дерзайте!
Программу подготовил:
Заместитель руководителя
студенческих отрядов
- Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа соВременного вожатого».
- Нижний Новгород, 2005.
- Занятие 1. Будем знакомы!
- 1. Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов. Линейные Студенческие Отряды. Структура спо.
- 2. Дол. Игра.
- Игры в автобусе.
- Кричалки.
- На знакомство:
- «В поход»
- «Воробьи-вороны». (На природе)
- На сплочение: «Клубок».
- «Яблочко»
- «Сторож».
- «Паровозик».
- На выявление лидеров: «Треугольник».
- «Карабас».
- «Большая семейная фотография».
- «Калейдоскоп».
- «Полет на Марс».
- «Огоньки» организационного периода
- Теоретический блок.
- «Огонек» в основной период
- «Огонек» - анализ дела
- Тематический «огонек»
- 4. Вожатские песни.
- 5. Отрядный уголок.
- Возможные рубрики для отрядного уголка
- Законы отряда
- В рубрику «время»
- Стихотворный режим дня
- Мониторинг – карта
- Методика "Эмоциональная цветопись"
- Занятие 3. А понаехали тут!
- 6. Логика развития лагерной смены.
- Организационный период лагерной смены
- Основной период лагерной смены
- Итоговый период
- 7. Тесты.
- Социометрия
- Тест “Нарисуй скорее дом”
- Тест “Лучший художник”
- Рисуночный тест "Какой я?"
- 8. Тематический день в лагере.
- 1. День человека:
- 2. День Земли:
- 3. День Отечества:
- 4. День мира:
- 5. День Знания:
- 6. День Труда:
- 7. День Культуры:
- 8. День Семьи:
- Какие еще тематические дни можно провести в лагере:
- Занятие 4.
- 10. Медподготовка. На грани риска. Дети и наркотики. Первая доврачебная помощь
- Первая помощь при ранениях Первоначальная обработка раны:
- Механическая обработка.
- Основы реанимации
- Дыхательная недостаточность
- Восстановление кровообращения
- Медикаментозное лечение
- Повреждения опорно-двигательного аппарата
- Асфиксия
- Ядовитые животные
- Меры предосторожности
- Симптомы отравления
- Что нужно делать?
- Как помочь при приступе эпилепсии.
- Алкоголизм и наркомания - болезнь людей, не сумевших сказать нет
- Признаки передозировки наркотиков
- Запомни! Состояние комы при передозировке наркотиком заканчивается смертью от остановки дыхания или аспирации рвотными массами.
- Занятие пятое – Как вы лодку назовёте…
- 11. Имидж отряда. Название. Девиз.
- Самоуправление.
- Примерное положение о дежурном командире отряда (дк)
- Обязанности дк
- Права дк
- Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами
- Стадии развития коллектива по Лутошкину.
- 12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.
- Базовый уровень. Плот.
- Конвейер.
- Корабельный трап.
- Основной уровень.
- 1. Паутина.
- 2. Треугольник или электрический ток.
- 3. Бревно.
- Занятие шестое – а как же я?
- 13. Организация творческих конкурсов, игр по станциям, сюрпризы, тайный друг, стартин. Как провести творческий конкурс
- Как выбрать правильный способ организации игр по станциям.
- Сюрпризы. Тайный друг.
- Стартин.
- 14. Ребенок и социальные нормы.
- Дошкольник
- Младший школьник
- Младший подросток
- Старший подросток
- Социально-психологические потребности детей разного возраста.
- Запомни, это важно! как влияет на значение слышимого то, как мы используем ударение.
- Игры разного возраста
- «Полёты» подростков.
- Занятие седьмое – буря в стакане.
- 15. Правила купания детей. Правила купания детей на пляже.
- Правила купания детей в бассейне.
- Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
- Занятие восьмое – Однажды вечером…
- 17. Комплименты, критика, конфликт.
- Правила и ошибки комплимента:
- Критика – великий манипулятор.
- 18. Игры с залом. «Апчхи»
- «Веретена точены...»
- «Ипподром».
- «Гол – мимо»
- «Три музыкальных слога»
- Игры-розыгрыши. «Гипнотизер»
- «Любовный рассказ»
- Египетский осел
- «Школа огородных пугал»
- Рахнина Юлия Алексеевна.