logo search
81_Ponyatie_regiona_i_priznaki

18 Каркасная структура пространственной организации страны

“Новый регионализм” – многоуровневое понятие. Оно охватывает: во-первых, такие крупные и разнородные региональные макроструктуры, как ЕС, АСЕАН, НАФТА и др.; во-вторых, различные межрегиональные отношения; в-третьих, внутреннюю структуру каждого отдельного регионального образования, включая нацию-государство и федеративное государство, а также территориальные микроструктуры внутри них. Вопросы “нового регионализма” нашли отражение в проекте “Стратегии социально-экономического развития регионов РФ”, разработанном экспертами Министерства регионального развития РФ. Стимулирование процесса “новой регионализации” должно стать инструментом консолидации ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. При этом в качестве новой каркасной структуры пространственной организации России выступит совокупность опорных регионов – “локомотив роста”. Последние должны обеспечить наиболее эффективную с точки зрения капитализации страны интеграцию в глобальный рынок, сосредоточивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей, системы разработки и обращения инноваций. Между тем такая политика может обернуться значительными изменениями в функционировании экономики регионов, что в перспективе приведет к более высокой мобильности факторов производства, обострению конкуренции за них между регионами. Межрегиональное экономическое развитие может также испытать разбалансированность и неравномерность. Все это требует тщательного внимания к вопросам конкурентоспособности регионов на внутренних и внешних рынках. Проблема экономической дифференциации в регионах может позволить России воспользоваться соответствующими нормами ВТО для получения льгот и переходных периодов в процессе внешнеэкономической либерализации на основании угрозы национальной безопасности.

19 вопрос Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.