logo search
К вопросу реформирования российского оружейного

Глава 6. Экономическая целесообразность расширения оборота гражданского оружия

Экономическая целесообразность расширения оборота гражданского оружия выражается в двух ключевых аспектах: появление нового рынка, востребованность которого подтверждается исследованиями, и модернизация существующих производств, что может способствовать «оживлению» отрасли отечественного стрелкового оружия. Необходимо учитывать задачи повышения обороноспособности страны и курс на поддержку военно-промышленного комплекса, получивший старт на государственном уровне69.

Численность потенциальных покупателей гражданского оружия на 2012 год составляет около 1,5 млн. человек, динамика роста покупателей равна 10% в год70.

Параметр \год

2010

2011

2012

2013

2014

Численность покупателей (тыс. чел.)

1212,9

1302,6

1477,8

1634,9

1860,5

Динамика численности покупателей (% к предыдущему году)

10,1

7,4

13,4

10,6

13,8

По оценкам экспертов ведущих производителей стрелкового оружия России рынок пополняется в среднем на 160 тыс. новых покупателей ежегодно. Из них около 100 тыс. покупателей приобретают охотничье оружие и 60 тысяч травматическое. Прогнозируемый рост рынка в среднем в год оценивается в 11%, при этом в 70% случаев цель покупки охотничьего оружия – самооборона. Это свидетельствует о спросе на целевые изделия, который в условиях запрета на короткоствольное нарезное оружие удовлетворяется приобретением замещающего товара.

Средняя стоимость охотничьего оружия на российском рынке – около 45 тыс. руб. Средняя стоимость травматического оружия – около 7,5 тыс. руб. (взята нижняя планка, обычно российские изделия стоят около 10 тыс. руб., а иностранные 25 тыс. руб.) На каждого покупателя приходится в среднем по 1,3 единицы оружия.

Около 80% приобретаемого охотничьего оружия составляет гладкоствольное оружие, нарезное же приобретается в России значительно реже из-за законодательных ограничений. Гладкоствольное оружие является самым дорогостоящим и самым массовым сегментом рынка. Стоимость экипировки и аксессуаров на одну единицу – около 10 тыс. руб. (сюда входит сейф, кобура, чехол, средства ухода и другие необходимые аксессуары).

С учётом отсутствия развитой инфраструктуры стрелковых площадок расход боеприпасов невысок и оценивается в 10% от стоимости приобретённого оружия в год.

Целевой аудиторией в случае легализации короткоствольного нарезного огнестрельного оружия, вероятно, станут граждане с доходом 25 тыс. руб. в месяц и более. Согласно данным Росстата граждан с доходом более 25 тыс. руб. насчитывается около 23 млн. чел.

Средняя стоимость одного пистолета в магазине предположительно будет составлять более 9 тыс. руб. (взята нижняя планка, обычно российские изделия стоят около 12 тыс. руб., иностранные – 25 тыс. руб.).71 с учётом массового производства. Согласно экспертной оценке рынок будет активно насыщаться в течение 4 – 5 лет за счет частных лиц и в течение 5 – 10 лет за счёт стрелковых клубов и развлекательной индустрии, связанной со стрельбой. Приобретать короткоствольное боевое оружие будут как минимум две трети целевой аудитории, при этом на каждого покупателя будет приходиться как минимум 1,3 единицы оружия.

Согласно отчёту «Small Arms Survey 2007», каждый покупатель приобретает несколько единиц оружия. Например, в 2007 году на руках у населения России было более чем 13 млн. единиц оружия, подавляющее большинство относится к охотничьему72. При этом количество охотничьих билетов в России по официальным данным – 2,7 млн. В результате, на одного охотника приходиться в среднем от 4 до 5 единиц оружия. Например, в Чехии доля пистолетов в общем количестве зарегистрированного оружия выросла с 3% в 1991 году до 37% в 2000 году по итогам реформы законодательства, которая облегчила легальное владение этим видом оружия.

Итого ёмкость рынка короткоствольного оружия на 5 лет составит около 207 млрд. руб. Рынок аксессуаров и расходных материалов составляет 310 млрд. руб. Совокупный оборот данного рынка в год – 105,4 млрд. или 517 млрд. руб. в течение 5 лет.

Дополнительный рынок короткоствольного оружия – это стрелковые клубы. Клубы являются оптовым покупателем оружия и расходных материалов, таких как патроны и запчасти. Покупательская способность клубов сопоставима с половиной покупательской способности граждан по единицам оружия и значительно превышает его в боеприпасах, Инфраструктурное развитие потребует большего времени, соответственно данный рынок будет расти с запозданием на 5 лет и насыщаться в течение ещё 5 лет. Именно стрелковые клубы и стрелковая индустрия в целом будут основными потребителями патронов. Потребление боеприпасов при средней загрузке клуба равняется 730 тыс. шт. в год (согласно данным существующих тиров и спортивных клубов. В качестве примера рассматриваются стрельбища Ижевска и Москвы73). Рынок боеприпасов будет составлять 55 млрд. руб. в течение 5 лет или 11 млрд. в год при средней цене пистолетного патрона 30 руб. в клубе. Рынок запчастей и средств ухода оценивается как 15% от стоимости оружия в год с учётом интенсивной эксплуатации и составляет 75 млрд. руб. в течение 5 лет.

Итого рынок клубов оценивается в размере 233 млрд. руб. в течение 5 лет или 46 млрд. руб. ежегодно.

Нижняя оценка оборота нового сектора экономики на 10 лет будет около 746 млрд. руб. в год.

Альтернативное исследование рынка74, проведённое Институтом проблем глобализации Михаила Делягина, показывает, что потенциальная доля покупателей составит за первые пять лет легализации как минимум 20% мужчин и 5% женщин трудоспособного возраста. Исходя из среднегодовой численности указанных категорий населения в стране в ближайшие пять лет (43,6 млн. мужчин и 40,5 млн. женщин соответственно), эксперт прогнозирует численность покупателей боевого короткоствольного оружия в 10,7 млн. чел. Такая оценка даётся с учетом опыта других стран, ранее объявлявших о легализации короткоствольного оружия, а также не лучшего положения с системой общественной безопасности в России и представляется реальной.

Имеющаяся на сегодня информация позволяет оценить стоимость пистолетов для государственного заказчика примерно от 3 – 3,5 тыс. руб. (пистолет Макарова и его ближайшая производная МР-71) до 10 тыс. руб. и более – в зависимости от модели и изготовителя. Принимая долю дешёвого оружия на рынке за две трети, можно спрогнозировать среднюю «стартовую цену» пистолета примерно в 5,2 тыс. руб. С учётом торговой наценки, усреднёно принимаемой за 100%, эту цену можно увеличить вдвое. Таким образом, объём рынка боевого короткоствольного оружия в первые пять лет после легализации составит от 130 до 200 млрд. руб., из которых производители и импортёры вооружения получат примерно половину – от 65 до 100 млрд.

Нужно отметить, что в случае с легализацией гражданского короткоствольного оружия на рынке почти никак не скажется потенциал армейских складов. Общий объём производства пистолета Макарова за все годы составил лишь около 2 млн. шт. для армии, МВД, ФСБ. С учётом складов ФСБ и МВД пистолеты «ведомственного» происхождения займут не более 2 – 5% рынка. Создание рынка гражданского короткоствольного оружия позволит реализовать по рыночной цене устаревшее для армии, ФСБ и МВД оружие, и силовые ведомства получат необходимые средства для регулярного и упорядоченного обновления своих арсеналов.

Легализация любой экономической деятельности за счёт «обеления» доходов благоприятно сказывается на экономическом секторе. Кроме того, она может привести к дополнительным поступлениям налоговых отчислений от новых типов сервиса, расширения продаж существующих магазинов, появления новых компаний и дополнительных производств запчастей и боеприпасов.

Помимо прямых эффектов для экономики, легализация сможет привести ко многим косвенным последствиям75. Возникнет растущая под отрасль экономики, которая сможет стать выгодным объектом для инвестирования. Кроме того, косвенный эффект для увеличения бюджета может наступить из-за снижения уровня преступности. Также из-за легализации оружия появятся новые формы страхования, в том числе – обязательное страхование гражданской ответственности (по аналогии с ОСАГО). Однако оценить как косвенный, так и прямой экономический эффект можно только частично.

В условиях перехода к рыночной экономике страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Рыночная экономика, и прежде всего негосударственный сектор народного хозяйства, предъявляет спрос на различные виды страхования, так как здоровье и частная собственность граждан нуждаются во всеобъемлющей страховой защите. Не имея за своей спиной финансовых гарантий со стороны государства, граждане должны обезопасить себя от последствий возможных рисков. Одним из возможных рисков является вред, который может быть нанесён здоровью и собственности третьих лиц при использовании гражданского оружия. Практика последних лет показывает, что в случае причинения указанного вреда вопрос о его компенсации не всегда решается положительно.

Страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм обеспечения хозяйственной жизни, уходящих корнями в далёкую историю. Оно осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). По своей сути страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов населения в частной и хозяйственной жизни от стихийных бедствий и других непредвиденных и по своей природе чрезвычайных событий, сопровождающихся ущербами.

В обществе страхование играет роль механизма, перераспределяющего финансовые средства (страховой фонд) от всех членов общества к тем, кто нуждается в финансовой помощи в результате происшедших с ними страховых случаев. Основная цель обязательного страхования гражданской ответственности владельцев оружия – возмещение ущерба, нанесённого здоровью, жизни и имуществу третьих лиц в результате использования гражданского оружия. Экономическая сущность страхования состоит в следующем: страхование является перераспределяющим экономическим отношением, характеризующимся случайностью и вероятностью, статистической наблюдаемостью и фактической возможностью страховых случаев; замкнутой солидарностью раскладки ущербов (в пользу пострадавших страхователей за счёт всех страхователей данной страховой компании); наличием временных и пространственных границ раскладки ущербов, возвратностью части страховых взносов, направленной в страховые резервы и фонды страховщиков.

Основная цель или миссия страховой деятельности может быть определена как удовлетворение общественной потребности в надёжной страховой защите от случайных опасностей, соответствующей общепринятым требованиям по финансовой надёжности. Страхование гражданской ответственности владельцев оружия играет важную роль в компенсации ущербов, и потребность в его развитии возрастает вместе с развитием рынка гражданского оружия.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев оружия может базироваться на следующем принципе:

Субъект страхования – собственник гражданского оружия, иностранные граждане, временно ввезшие на законных основаниях оружие на территорию Российской Федерации

Основными принципами обязательного страхования являются

Контроль за исполнением владельцами оружия обязанности по страхованию может осуществляться полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил оборота оружия, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности граждан. Владелец оружия обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если предположить, что гражданское   короткоствольное   оружие, продаваемое населению, будет, помимо общего налогообложения, облагаться и акцизами, размер которых устанавливают местные власти, то это даст дополнительные доходы на местах.

Существенный рост налогооблагаемой базы будет в сервисной области, связанной с оборотом оружия и сопутствующих товаров.

Развитие отечественного производства приведёт к повышению налоговой базы, увеличению количества рабочих мест в городах с профильными заводами на 10% от трудоспособного населения. Существенно сократится количество государственной помощи, необходимой для модернизации производства стрелкового оружия.

Взимание лицензионного сбора при оформлении лицензии на каждый отдельный экземпляр оружия даст дополнительный эффект в бюджет. Исходя из сегодняшнего уровня сбора (110 рублей) и объёма зарегистрированного оборота оружия после легализации в 4 – 5 млн. единиц ежегодно 76, дополнительные доходы бюджета составят 400 – 500 млн. рублей. При этом нужно отметить, что на сегодняшний день российские лицензионные сборы одни из самых низких в мире и оплачиваются они раз в пять лет. Для сравнения, в ряде стран, например в Австралии, оплата осуществляется ежегодно. В случае перехода к ежегодному сбору в объёме по 500 рублей за каждую зарегистрированную единицу оружия, доходы бюджета по данной статье могут составить 2 – 2,5 млрд. руб. ежегодно.

Легализация оборота гражданского короткоствольного оружия способна только за счёт прямого экономического эффекта от работы оружейных/патронных производств и сервисных организаций прибавить к ВВП страны от 0,7 до 1 трлн. руб. за пять лет, с перспективами дальнейшего роста.

Прямым следствием легализации станет коренная модернизация ведущего производителя боевых пистолетов – завода Ижмех и ведущего производителя стрелкового оружия в России завода Ижмаш. Кроме того, высока вероятность появления 5 – 10 инжиниринговых компаний, специализирующихся на средних сериях гражданского короткоствольного оружия, и возникновение новых производств как на базе уже существующих фирм, так и самостоятельных. Появление новых инжиниринговых компаний скажется на налогооблагаемой базе в регионах, на расширении состава трудоустроенных инженеров, работающих по специализации и существенному росту их квалификации. Для эффективной конкуренции с лидерами индустрии Ижмаш и Ижмех данные компании будут внедрять инновации в конструкторские решения и производство опережающими темпами.

При опережающем развитии предприятий с учётом разумных заградительных пошлин через 3 – 5 лет возможен выход на зарубежные рынки новой российской продукции. Российские пистолеты пользуются определённым спросом за рубежом даже в нынешнем состоянии, и обновление производственных мощностей неизбежно расширит рынок сбыта.

Нужно отметить рост спроса на боеприпасы и аналогичный рост количества рабочих мест на соответствующих предприятиях.

В момент создания сектора сервисной инфраструктуры возникнет необходимость в специалистах многих отраслей. А именно: подготовка квалифицированных специалистов для новых производств, производство оборудования и расходных материалов, продажа оружия, боеприпасов и аксессуаров (оптовая продажа, розничные магазины – 10 – 15 тыс. рабочих мест), регистрация оружия, техническое обслуживание (ремонт) и технический контроль, обучение владельцев, обслуживание вновь созданных стрельбищ и тиров (потребность подобных стрельбищ в работниках позволит создать дополнительно 20 тыс. рабочих мест), производство аксессуаров, медкомиссии и оплата справок, страхование гражданской ответственности, утилизация и наконец сфера услуг.

Западные страны существенно продвинулись по технологиям производства пистолетов, однако российские предприятия обладают разработками, не уступающими зарубежным аналогам, без заградительных барьеров постановка их на производство и вывод на рынок невозможны. В плане импорта военной техники позиция России такова: иностранные образцы будут приобретаться лишь в единичных экземплярах. Возможна закупка иностранной техники, но в весьма ограниченных объёмах, скорее, в единичных экземплярах, чтобы было понятно, чем оснащаются иностранные армии, и чтобы отечественные производители выпускали лучшие образцы. Что касается гражданского оружия – ситуация будет иной. С вступлением в ВТО России предстоит снижение таможенных пошлин на импортное оружие и боеприпасы. В момент вступления в ВТО (ожидается летом 2012 года) пошлина на оружие и боеприпасы сохранится на действующем уровне в 20%, но затем в течение пяти лет будет снижаться на 1 процентный пункт в год: до 19% в 2013 году, 18% в 2014 году, 17% в 2015 году, 16% в 2016 году и, наконец, 15% в 2017 году. По этой ставке предполагается облагать налогом огнестрельное оружие, кроме спортивных и охотничьих ружей (по ним ставка снизится до 12%). Боеприпасы также будут облагаться по 15 процентной ставке. Но если доля импортного оружия и боеприпасов на отечественном рынке превысит, к примеру, 20%, то пошлина в 20% может быть возвращена. Таким образом, сейчас заградительные  пошлины  позволяют государству экономически воздействовать на иностранные компании, которым, благодаря высоким  пошлинам,  выгоднее расширять и инвестировать производство оружия в России, чем ввозить его. При этом у России сохранится возможность поддерживать отечественное производство, но эта поддержка будет иметь другой формат.  ВТО  позволит без ограничений инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, увеличивать долю государственного участия в оружейных предприятиях.

Оборот «черного» рынка оружия не изменится существенно в силу того, что любое нарезное оружие, произведённое для гражданского рынка, имеет образец пули и гильзы в картотеке МВД. Оружие изготавливается на заводе так, чтобы каждый гражданский нарезной ствол оставлял уникальные метки на пуле и гильзе. Поэтому обычно на «черном» рынке продаётся оружие с армейских складов, которое не идентифицируемо.

Согласно данным отчёта BusinesStat  «Анализ рынка гражданского оружия в России в 2007 году», нет корреляции между легализацией оружия и ростом «черного» рынка.

Крупные оружейные предприятия, работающие на рынке стрелкового оружия и не занимавшиеся производством короткоствольного оружия, такие как ОАО «Ижмаш» и ОАО «ТОЗ», будут выходить на этот рынок в кратчайшие сроки. Освоение рынка потребует существенной модернизации производственно-технологической платформы предприятий. Опережающего наращивания компетенций и количества конструкторско-технологического персонала. Прогнозируется повышенный спрос на квалифицированные кадры для строительных, монтажных, наладочных и пр. работ в период реконструкции заводов.

С увеличением роста спроса на оружие самообороны основным производителям ОАО «Ижмех» и ОАО «Ижмаш» придётся увеличить объёмы производства в 3 – 5 раз за достаточно короткое время. Для подобного расширения производства необходимы вложения, которые обеспечит прибыль от производства и сервисных услуг первых лет. С учётом масштаба рынка заводы могут получить дополнительные инвестиции, несмотря на имеющиеся финансовые проблемы предприятий, общий объём потребных вложений может составить 2 – 2,5 млрд. руб.

Масштабная реконструкция предстоит отечественным патронным заводам, которым предстоит увеличить объёмы производства в связи с резким ростом объёма тренировочных стрельб и соревнований. Будет осуществлена модернизация имеющихся и строительство новых предприятий, тем более, что патронный завод можно запустить куда быстрее, чем предприятие по производству оружия. Принимая во внимание усреднённую отпускную цену завода на пистолетный патрон в 5 – 10 руб. и 20 – 30 руб. в клубе для потребителя и учитывая, что за пять лет армия владельцев возрастёт до 17 млн. чел., можно оценить рынок патронов в 51 млрд. руб. ежегодно (усреднённо 100 патронов на ствол в год) только для пистолетных боеприпасов.

Кроме того, существует множество смежных отраслей (подготовка специалистов для новых и модернизированных оружейных производств, производство станков и расходных материалов, реклама, обязательное страхование гражданской ответственности и т.д.), которые способны с помощью банковской системы эффективно аккумулировать деньги, заработанные на производстве и продаже оружия. Подобные экономические эффекты можно оценить в 50% от общего рынка товаров и услуг, или 130 – 215 млрд. руб.