logo search
Конституционное право Бащкирии

Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации

Д. Н. Миронов,

ПредседательКонституционного суда,РеспубликаСаха (Якутия)

Республика Башкортостан - старейшая республика в составе Рос­сийской Федерации, За прошедшие десятилетия ее экономика стала по-настоящему многоотраслевой. Обычно указывают, что среди регионов Российской Федерации Башкортостан находится на одном из ведущих мест по объему производственных мощностей.

Нонесомненный интерес вызывает и егоопыт государственного и правовогостроительства. Обратимся к характеристике некоторых положе­ний Конституции Республики Башкортостан, имеющих значение и для за­конодательства других республик России.

Действующая Конституция Башкортостана была принята Верхов­ным Советом Республики 24 декабря 1993 года. Это означает, что процесс разработки проекта Конституции республики развивался одновременно с формированием концепции обновленной Российской Федерации как фе­деративного государства.

Конституция Башкортостанаразрабатывалась в связи с Федератив­нымдоговором и Приложением к нему отРеспублики Башкортостан и в известнойстепени является выражением принципов этих документов.

Конституция Республики Башкортостан исходит из результатов республиканского референдума 25 октября 1993 года, подтвердившего до­говорный характер отношений Республики и Российской Федерации. Ссылка Конституции на результаты республиканского референдума не ставит под сомнение общую философию отношений Башкортостана и Рос­сии. «В числе важнейших актов нашего государства - принятие в 1993 го­ду новой Конституции республики. Это не урезанная копия Российской Конституции, а подлинный Основной Закон Башкортостана, отражающий его специфические особенности, вобрав в себя мысли и чаяния большин­ства нашего народа, в том числе и принципы, нормы единства с Россией», - подчеркивает Президент республики М.Г.Рахимов.

Конституция утверждает участие Республики Башкортостан в дого­ворном обновлении государственного устройства Российской Федерации на основе добровольности и равноправия. Конституция Республики Баш­кортостан входит в политико-правовую систему, направленную на по-

строение единого конституционного пространства в духе современной ин­терпретации российского федерализма. Конституция Республики Башкор­тостан связана с принципиальными ценностями федеральной Конститу­ции, в том числе в области межнациональных отношений и признания су­веренитета многонационального народа России.

Конституция регулирует широкий круг общественных отношений, также некоторые стороны федерализма. Согласно статье 5 Конституции республики законы Российской Федерации, принятые тто вопросам, добро­вольно переданным в ее ведение, обязательны на территории республики. Объясняя это положение. Основной Закон республики делает ссылку на процесс обновления Российской Федерации. Конструированная в этой связи норма гласит: «Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных от­ношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями».

Таким образом Конституция Республики Башкортостан воспроиз­водит правовое пространство, основанное на Федеративном договоре и ут­верждает единство России и Башкортостана.

Многие исследования конституционно-правового статуса респуб­лик в составе Российской Федерации все еще зациклены на утверждении о том, что к республикам в составе России термин «государство» не приме­ним. «Является ли республика государством по существу?» - спрашивает советник Министерства юстиции России Т.Э.Шуберт и отвечает:

«...использование термина «государство» в отношении республик невер­но» (Журнал российского права. 1997.№4. С.49).Юридическая несостоя­тельность этогоочевидна.

Конституция Российской Федерации закрепила: суверенитет ее распространяется на всю территорию страны. Субъекты Федерации не вправе выходить из состава России. Но согласно федеральному Основному Закону конституционно-правовой статус республики устанавливается Конституциями России и самой республики.

Конституция Республики Башкортостан исходит из широкого по­нимания конституционно-правового статуса республики, закрепляет ее го­сударственную природу. Одновременно Конституция устанавливает осно­вы статуса республики в сфере хозяйственно-финансовых отношений.

Конституция Республики Башкортостан признает многоукладную экономику, а государство должно осуществлять защиту всех форм собст­венности. Не допускается принудительное, без компенсации, отчуждение собственности. Конституция гарантирует существование частной собст­венности, но оговаривает, что она не может осуществляться в ущерб об-

-щественным интересам. Провозглашается социальная ответственность собственника средств производства перед обществом. Любая собствен-.ностьдолжна выполнять общественно полезные функции.

Обеспечивая вступление республики в условия рыночных отноше­ний, государство сохраняет за собой право регулировать экономику и со­циальноепроизводство.

Оно выступает собственником известного комплекса имуществен­ных объектов. В его собственности находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, культурные и исторические ценности, средства бюджета, банки, валютный и иные фонды. Состав соб­ственности республики определяется ее задачами как социального госу­дарства. В собственности республики могут быть средства производства, транспорта, связи, информатики и топливно-энергетического комплекса. Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Рес­публики Башкортостан провозглашаются достоянием (собственностью) ее многонационального народа.

Вопросы финансов и бюджета в Конституции регулируются в статьях148-155 (четвертый раздел). Закреплено, чтореспублика проводит единую бюджетно- финансовую, налоговую, денежно-кредитную, валют­ную и ценовую политику, скоординированную соответствующей полити­кой Российской Федерации на договорной основе.

В чем смысл конституционных норм о статусе республики? Рес­публика Башкортостан имеет с Российской Федерацией договорно-конституционные отношения, являясь суверенным государством в составе Российской Федерации. Публично-правовой статус республики рассмат­ривается в связи с демократическим развитием Федерации. Если сказать кратко о второй стороне статуса республики, то она связана с ее экономи­ческим положением, отражает ее социальные обязательства и выражает связанность республики с социальными притязаниями населения, имею­щими исторические основы. Республика связана с правом народа на само­определение.

Оживление законотворчествасубъектов РоссийскойФедерации воспринимают в науке по-разному. По этому поводу одни авторы выска­зываются весьма сдержанно, другие видят в нем продолжение действияобщейзакономерности, связаннойс крупными переменами, происходя­щими в структуре российского законодательства.

Законодательство республик развивается наиболее интенсивно, об­ладает несомненным качественным своеобразием и выполняет не только общие, присущие всей правовой системе страны функции, но и вполне

специфические задачи, проистекающие из национально-этнических и на­ционально-государственных отношений.

Республики отличаются друг от друга по размерамтерритории, численности населения, понациональному и культурно-конфес­сиональному составу. Вступая в рынок, ониимели разные стартовые усло­вия. Исследователи отмечают большой разрыв между ними поэкономиче­скому потенциалу, темпам переустройства народного хозяйства и уровню жизни населения.

В развитии законодательства республик Башкортостан занимает ведущее положение. В настоящее время в республике принято 16 кодек­сов, более 350 законов и большое число нормативных постановлений представительного органа. Целенаправленно развивается указное нормо-творчество. Большую роль играют нормативные правовые акты Прави­тельства, министерств, ведомств, а также местных органов. В Башкорто­стане предприняты важные издания нормативного материала, Республика Башкортостан, судя по всему, увеличение объема законотворчества соче­тает с необходимостью повышения его научной обоснованности и форми­рования правовой системы.

Конституция Республики Башкортостан достаточно четко и широко определяетпредметы своего правовогорегулирования. Согласно статье 127 в него входят: а)отношения, связанные с организацией и деятельно­стью органов государственной власти и местного самоуправления, прав исвобод граждан; б) отношения,связанные с формированием и расходова­нием бюджетов,действующих на территории республики; в).отношения имущественного характера и отношения, связанные с регулированиемэкономикии сопределением функционирования социальных институтов;

г) отношения, обеспечивающиерациональное использованиеи надежную охрану природной среды; д) уголовное, процессуальное и правоисполни-тельное законодательство; е) международные и межреспубликанские до­говоры и соглашения.

Таким образом Конституция Республики Башкортостан четко ис­пользует термины «законодательство» и «правовая система», связывая их с правотворческими возможностями республики.

Изучение опыта законодательной деятельности Парламента Баш­кортостана показывает, что в республике некоторые отрасли законода­тельства приняли явную определенность, о чем кстати свидетельствует по­становка вопроса об издании Свода законов республики. Процесс породил идею об отраслях республиканской правовой системы. Так, в Республике Башкортостан входит в обиход понятие «конституционное право». Хоро­шими темпами развивается природоохранительное, земельное законода-

тельство. Намечается становлениеадминистративного, жилищного, трудо­вого, семейного законодательства.

Республики в составе РоссийскойФедерации по праву выполняют задачи, связанныес самоопределением народов. Некоторые республики при этомосуществляют достаточно разностороннее правовое регулирова­ние, включая и вопросыиз области прав коренныхмалочисленных наро­дов.

Права коренных малочисленных народов гарантируются Россий­скойКонституцией (статья 69)в соответствии с общепризнанными прин­ципами и нормами международного праваи международными договорами России. Право народовна самоопределениефиксируется в преамбуле Конституции России изакрепляется в качествепринципа федеративного устройства в статье 5.

Подчеркнем, что согласностатье 69 Основного Закона Республика Башкортостанобразована в результатереализации правабашкирской на­ции насамоопределение. В связи с этим можно было подумать, что лицабашкирскойнациональности могут надеяться на законодательное установ­ление льгот для ихразвития. Однакореспубликанский законодатель не пошелна сужение своих возможностей.«Национальное» законодательство неполучило развития. Немногочисленныесамоопределенческие пона­правленности правовыенормы толькокое-где вкраплены в некоторые за­конодательные акты,не образуя даже этноправовогоинститута.

Специалисты указывают, что в Башкортостане бережно сохраняют­ся толерантность и дружба народов .

Механизм межэтнической адаптации охраняется республикой. Конституция закрепляет, что республика защищает интересы всего много­национального народа.

Башкортостан, будучи национальной республикой, не пошел по пу­ти созданияправовых предпочтений нидля представителей титульного народа ни на закрепление коллективныхправ самоопределившейся нации. Подлинной основой его правотворчества являются правачеловека.

Выводы следующие.

Конституция Республики Башкортостанделает значительный упор на качественное обновление РоссийскойФедерации и на положенияФе­деративного договора.

Конституция Республики Башкортостан регламентирует конститу­ционно- правовой статус республики комплексно, включая в его состав не только традиционные вопросы публично-правового положения республи­ки (население, территория и власть), но и отношения бюджета, финансов, земли, природных ресурсов, собственности и налогов.

Законодательство Башкортостана учитывает необходимость вы­полнения республикой ее социальных обязательств перед населением и поэтому ориентировано на реализацию концепции социального государст­ва; в этом плане оно находится в поле интересов других республик.

Республика Башкортостан не связывает свое правотворчество с не­обходимостью формирования национального права, а имеет в виду созда­ние регионального законодательства, основанного на концепции прав че­ловека.

В системе правотворчества Республики Башкортостан используют­ся разнообразные правовые формы, значительная часть которых могла бы бытьпредставлена в законотворческой деятельности других республик.

Становится все более очевидным, что глубокое и результативное преобразование России с сохранением ее исторических приверженностей вомногом зависит от построения сильного федеративного государства, В условиях правовой анемии и беспомощности субъектов Российской Феде­рации этацель не можетбыть достигнута. В свете этого становится ясным стремление Башкортостана утверждать своюправовую базу, призваннуюспособствовать егостановлению как демократического правового госу­дарства, что является вкладом в российское федеративное единство и ук­репляет государственность России.