Договорные отношения и становление гражданского общества
Р.И.Султанов,
депутат Государственной Думы
Создавая основы нового, современного общества, человечество постепенно перестает ориентироваться лишь на количественный рост материальных составляющих общественного богатства. Происходит смена приоритетов не только в экономическом росте, но и в социальной политике. Она становится более гибкой и не сводится к защите интересов «вообще» граждан, а ориентируется на формирование благоприятных условий для реализации интересов всех местных сообществ. Данный процесс протекает в Российской Федерации болезненно ввиду сопротивления центральной бюрократии росту влияния субъектов Федерации на принятие решений, которые ранее входили в прерогативу Центра, неприятия ею самого факта существования интересов местных сообществ, не говоря уже об их признании как одного из факторов умножения общественного богатства.
Развитие унитарного государства в демократическую федерацию -процесс, соответствующий глубоким качественным изменениям, которые происходят вовсем мировом сообществе. Задача российских политиков -своевременно учитывать эти изменения в практике государственного строительства. Безпостоянного внимания к нормам и принципам федеративного устройства лозунг федерализации может превратиться, как свидетельствует историянашей страны, в нечто дурное по своим последствиям и станет прикрытием унитарной государственности, кризис которой ивызвал к жизни необходимость радикальных перемен.
Федерализм в условиях России - краеугольный камень в строительстве современного демократического государства, Он дает простор диверсификации форм контроля над публичной властью и возможность ее ограничения с помощью распределения ответственности и компетенции между федеральным Центром и нижестоящими уровнями государственной власти. Можно сказать, что федерализм хорош уже тем, что приближает носителей власти, политиков к рядовым гражданам посредством организации принятия решений на том уровне, где, собственно, и возникает потребность в их принятии.
Федеративная организация государства гораздо эффективнее, чем унитарная, в плане учета интеграционных запросов разнородных частей общества. Приэтом она сохраняетих самостоятельность и, что не менее
важно, в России она соответствует парадигме самоидентификации, которая традиционно учитывает как чисто территориальный, так и национально-территориальный принцип. Не надо их противопоставлять, и, тем более, ратовать за переход к чисто территориальной организации управления, поскольку помимо восстановления культурной памяти, духовной основы жизни народов, давших название республикам - национально-территориальным образованиям, признанным Конституцией Российской Федерации в качестве суверенных государств в составе Федерации, они противодействуют риску злоупотребления властью Центром.
Советский опыт сочетания административно-территориального подхода с национально-территориальным в целом можно оценить положительно. Такое государственное устройство для исторической России носило прогрессивный характер, дало ее народам надежду насамосохранение и развитие. Другое дело, что надежда эта не вполне оправдалась, главной причиной чего была конкретная практика национальной политики, оказавшаяся далекой от декларированных целей.
Движение России к современным формам федерализма диктуется объективными факторами: огромными размерами ее территории и многонациональным составомнаселения, существованием регионов с компактным проживанием народов, стремящихся иметь те или иные формы своей национальной государственности. Единство и территориальная целостность обновляющейся России могут быть обеспечены только последовательной децентрализацией государственной власти, ибо, когда вся власть сосредоточена в Центре,ею невозможно распорядиться эффективно. Федерализация - непрерывное движение, цель которого - формирование реальных федеративных отношений, построенных на действительном балансе интересов Центра и субъектов Федерации, их солидарной ответственности за демократическое развитие России, в которой права человека и права народов не противопоставлены, а дополняют друг друга.
Федеративный договор дал пример разумного компромисса интересов Центра и субъектов Федерации, цивилизованного решения проблем. Онне только закрепил уже сложившийся баланс их интересов, а,во-первых,гарантировал самоуправление народов, проживающих в субъектах Федерации от неоправданного вмешательства Центра, и, во-вторых, гарантировал Федерацию отдействий, ведущих к разрушению единого государства.:
Договоры субъектов Федерации с Центром оразграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий можно рассматриватькакправовое средство обеспечения субъектами Федерации ихстатуса, планку разумнойсуверенизации, к которой они приближаются и которую
сообща приподнимают в рамках Конституции РоссийскойФедерации,разрешаяпрактические вопросы реализации своегостатуса.
Главный пороктрадиционного устройства России состоял в том, что права субъектов Федерации определялись Центром. Между тем реальный федерализм требует обратного порядка: определение перечняполномочий Федерации, за рамки которого Центр выходить не может. Неслучайно подход к обновлениюФедерации у ряда субъектов Федерациистроится на идее наделения Центраполномочиями, делегируемыми ему субъектами Федерации. Их беспокоит тот факт, чтоЦентр подминает субъекты Федерации под себя,добивается, чтобы они легитимировали «демократический» центр - неменее жесткий,чем прежний «имперский». Субъекты Федерации хотят и должны иметьгарантию защиты от политиков Центра, с трудом отвыкающихот унитаристского менталитета уходящей эпохи. Совершенно очевидно, чтообъем самостоятельных полномочий субъектовФедерации,пределы и формы той властной деятельности, в которую не могут вторгатьсяфедеральные органы власти и управления - не столько юридическая, сколькополитическая проблема, ставшая камнем преткновения в отношенияхфедерального центра с республиками и целыми регионами.
Когда политики, ратующие за укрепление единства России, вразнос критикуют Конституцию РоссийскойФедерации, Конституции республик в еесоставе, процесс подписания договоровмежду Центроми субъектами Федерации, они извращают суть федерализма. Их требование создания симметричной федерации невыполнимо, да и сам принцип правовой симметрии недостаточен для обеспеченияжизнеспособности федерации. С одной стороныКонституция Россииисходит изтого, что все субъекты Федерации равноправны. Сдругой, - она определяет республики государствами. Стремление игнорировать объективные факторы путем искусственного выравнивания правового статуса всех частей федерации приносит только вред. Учетнационального и регионального факторов - необходимое требование демократического устройства любого государства, независимо от размера национальных групп,проживающих а нем.
Особыеправа республик естественны и уместны для нашей асимметричной федерации. Признание особогостатуса республик в составеРоссийскойФедерации связано с признанием ихисключительных полномочий в определенных сферах, в первую очередь в проведении демографической и культурной политики. В этом случае руководство республикиобязываетсяучитывать и может учитывать реальные интересы конкретной этнокультурной группы, а также представляет в ее распоряжение набор средств, необходимых для обеспечения этническойсохранности и даже
для проведения антнассимиляционных мерна территории республики. Федерализм для россиян пока не стал нормативным принципом, хотявсе политики призывают их следовать ценностям демократического плюрализма. Демократия порождается компромиссами и сама порождает четкие легальные структуры политической жизни. Демократия диктует установкунадиалог, рациональное понимание каждым участником политической игры своего «интереса», стремление разумно сочетать его синтересами других. Политика - этоискусство приобретения всего,что только можнополучить спомощью посредничества и компромисса на благо той заинтересованной группы, которую выпредставляете. Компромисс - это не толькосамодостаточный политический идеал, но еще и весьма существенное отличительное свойство демократии какформы правления.
Федеративное государство базируется на гарантии суверенности субъектов Федерации для самостоятельного решения ими вопросов в рамках своей компетенции. Проблема баланса власти Центра и субъектов Федерации находит выражение в разграничении полномочий между ними и решается путем закрепления предметов исключительного ведения и полномочий Федерации, сферы общих предметов ведения Федерации и субъектов и исключительных предметов ведения и полномочий субъектов Федерации.
Федеративные структуры необходимы для проведения в жизнь принципов демократии и защиты прав человека, но, как и другие социальные институты, автоматически они не работают. Жизнь ставит целый ряд серьезных вопросов: какие механизмы нужны на федеральном уровне, , чтобы обеспечить соблюдение демократических принципов в каждом субъекте Федерации? Какими должны быть административные структуры, чтобы существовали не просто местные и региональные органы управления, но реальная демократия на местах и в регионах?
Проблем много. В данном случае можно отметить лишь три конкретных вопроса. Прежде всего, это вопрос о разделении властных полномочий и ответственности между Центром и субъектами Федерации. Второй вопрос - регулирование конфликтов, касающихся властных полномочий, третий - способы и пределы администрирования в федеративном государстве. Сама Конституция Российской Федерации предусматривает состязательность между тремя источниками власти: собственно Конституцией, Федеративным договором и соглашениями или договорами, которые могут заключаться между Федерацией, с одной стороны, и отдельными ее субъектами, - с другой. Существенной частью современного федерализма является отсутствие у Центра монополии на формирование федеральных законов.
Это очень важнаячерта федеративного устройства, общий принцип политического порядка, именуемого демократическим: любой орган, наделенный властью, должен признавать властные полномочия других органови считаться с этими полномочиями.
Вторая проблема - разрешение спорови конфликтов между Федерациейи ее субъектами. Навопрос - должны ли ихспоры о полномочиях и компетенции сторонпредставляться для разбирательства в Конституционный суд или разрешаться совместными усилиями сторон в ходе консультаций, переговоров, в том числе и с участием посредников? - можно ответить, чтона практикесложилась некаясмесь переговорных и судебных процедур разрешения споров - и это правильно, поскольку уменьшаетопасностьпридания Конституционному суду роли политической дубинки.
Последняя проблема касается исполнения законов, проведения их в жизнь. Это вопрос единства исполнительной власти, предусмотренный статьей 72 Конституции Российской Федерации, которая гласит: органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации составляют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Нельзя сейчас предсказать, к чему этот конституционный принцип «единства» приведет в будущем. Памятуя о прошлом, можно предположить, что легче всего сформировать структуру, при которой федеральные органы исполнительной власти будут стремиться к «тотальному» присутствию во всех регионах Российской Федерации и в результате возникнет дорогостоящая система «двоевластия», чреватая дублированием административных функций и конфликтами по вопросам компетенции. К сожалению, в России заметна тенденция вмешательства органов федеральной исполнительной власти в деятельность любых органов исполнительной власти, что влечет за собой риск нарушения самостоятельности субъектов Федерации.
Пункт 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, указывающий вчисле регуляторов разграничения предметов ведения и полномочий Конституцию, Федеративный договор и «иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий», входит в главу I «Основы конституционного строя», положениям которой не могутпротиворечить положения других частей Конституции, федеральные и иные законы Российской Федерации. Поскольку разграничивать можно лишь тепредметы ведения,которыеимеются у сторон договорного процесса, договоры могутизменять положения статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Вот почему перевод отдельных вопросов из содержания статьи 71 в совместное ведение, а изстатьи 72 в ведениесубъекта Федерации является вполне конституционным актом в случае, если нет нарушений основконституци-
онного строя России. Договоры органов власти Федерации и органов власти ее субъектов - своеобразные дополнения к Конституции Российской Федерации, непосредственно определяющие механизм ее реализации в субъектах Федерации и имеющие верховенство перед федеральными законами. Недопустимо регулировать текущим законодательством содержание подобных договоров и заявлять, что Конституция России не действует или нарушается в сфере действия двусторонних договоров, ибо последние являются одним из предусмотренных механизмов ее реализации,
Процесс создания в России новой демократической Федерации только начинается и совершенствование Конституций Федерации и ее субъектов можно уподобить улице с двухсторонним движением, на которой все соблюдают принцип взаимной вежливости. Только учет специфики каждого субъекта Федерации, уважение к скрепляющим Федерацию договорам и соглашениям позволят построить в России реальное федеративное государство, основанное на согласии всех входящих в Федерацию субъектов. В принятых на федеральном уровне нормативных правовых актах должны быть ссылки на возможность регулирования их с учетом местных условий законами субъектов Федерации. Ранее принятые законы субъектов Федерации должны учитываться в федеральном законодательстве. У субъектов Федерации должно быть право не применять на своей территории неудобное им решение большинства, не препятствуя его применению на территориях тех субъектов Федерации, которые с ним согласны и за него проголосовали. Это ограниченное вето не срывает принятия общего решения, но препятствует его применению вопреки воле субъекта Федерации на его территории.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система