Кантонисты.
За все время своего пребывания на территории Речи Посполитой Польской евреи воинской повинности не несли, ни в мирное время, ни во времена войны. Вместо прямого участия в обороне страны они платили особый налог, освобождавший их от службы в войсках. Не призывались они и в войска России, после того, как стали ее подданными. Рекрутская повинность, обязательная для всех "податных" сословий (мещан, ремесленников, купцов) заменялась для евреев особым денежным сбором, взимаемым с еврейских общин-"кагалов" - мест постоянного жительства евреев. Но в 1827 году этот порядок был изменен. Именным указом императора Николая 1 для евреев были введены правила об отбывании рекрутской повинности натурой. Кого сдать в рекруты, предоставлялось решить евреям самим, т.е. их общинам. Правительство требовало только определенное число взрослых, совершеннолетних мужчин, физически здоровых и не старше 25 лет. Кто совершеннолетний - решали раввины. По еврейскому закону совершеннолетие считалось по достижении мальчиком 13 лет и совершения над ним соответствующего религиозного обряда.
Кроме того еврейским общинам было предоставлено право сдавать в рекруты ("представлять за себя") пойманных беспаспортных "единоверцев их". Отсутствие прямого указания, кого надлежит считать совершеннолетним, равно, как и предоставление права общинам самим решать, кого сдать в рекруты, открыло широкие возможности для всякого рода злоупотреблений. Это привело к коррупции, так как главари общин стали злоупотреблять своими полномочиями и сдавали в солдаты всех, кто осмеливался им прекословить или был оппозиционно настроен. Появился особый тип "ловцов", хватавших украдкой или силой малых детей на улице или из домов вдов и. бедняков, чтобы выполнить норму набора или освободить от военной службы сыновей богатых и знатных родителей. Большинство еврейских семей жило в постоянном страхе за участь своих детей. Вся тяжесть рекрутчины падала главным образом на беднейшую часть еврейства, не имевшую ни связей и протекций, ни средств для найма заместителя.
На "совершеннолетие" тщедушного мальчика, явно неспособного к несению тяжелой солдатской службы, правительство смотрело сквозь пальцы и на это обстоятельство не обращало внимания. Главное - чтобы было поставлено причитающееся число рекрутов. Надо полагать, это делалось сознательно, в надежде, что еврейского ребенка, оторванного от родной среды, легче привести к "слиянию с коренным населением", что, в большинстве случаев, и происходило с теми мальчиками-солдатами, которые не погибали от разных детских болезней. Как неспособных носить оружие и в то же время, в большинстве, весьма музыкальных от природы, их определяли в музыкантские команды, где их обучали русскому языку и переводили в православие, не спрашивая их согласия. Или же определяли в специальные школы, где они быстро "обрусевали" и в дальнейшем несли военную службу, не испытывая никаких ограничений как евреи по происхождению, ибо в России ограничения существовали только по признаку религиозному, а не племенному и расовому. Это были так называемые "кантонисты", многие из которых сделали неплохую карьеру как на военной, так и на гражданской службе. Вступая в брак с русскими, они полностью обрусевали и для еврейства были потеряны. Этот жестокий метод проведения ассимиляционной политики просуществовал больше четверти столетия и был отменен только в 1856 году. Ощутительных результатов для ассимиляции всей еврейской массы он не дал: в "кантонисты" попадал только весьма незначительный процент еврейских мальчиков.
"Святейший синод" издал новое наставление священникам военных заведений с целью ускорить "подготовку" еврейских детей к крещению. До того обращались в христианство от трети до половины всех кантонистов, ныне же целые отделения принуждались поголовно принимать крещение. Эти успехи были достигнуты путем применения ужасного насилия, и во многих случаях кантонисты предпочитали покончить собой во имя веры. Один из кантонистов рассказывает в своих воспоминаниях, что во всей его роте в 1845 г. остались лишь два еврея; все остальные, отказавшиеся креститься, наложили на себя руки: трое перерезали себе горло, двое повесились, некоторые утопились в реке. Дети-кантонисты не раз шли сообща на мученическую смерть и топили себя, когда их приводили к реке для торжественного обряда крещения. Были и кантонисты, которые не могли вынести гонений и для вида крестились, но втайне продолжали соблюдать еврейские заповеди. Разоблаченных "преступников" ссылали в отдаленные монастыри для "исправления". [P,B,S]
- Еврейский вопрос
- 1. Библиография
- 1.1. Основные источники
- 1.2. Вспомогательные источники
- 1.3. Юдофобы и юдофилы
- 2. Терминология
- 2.1. Заключительные штрихи
- 3. История
- 3.1 Хронология
- 3.2. Исторические декорации
- 3.3. Вставки
- История Грации Мендес.
- Гондурас.
- Дело Дрейфуса и дело Бейлиса.
- Кантонисты.
- Погромные эпизоды.
- Из хроники Холокоста.
- Из рассказа еврея, откушавшего израильского пирожка, и убежавшего в Канаду (вероятно, рассказ недостоверен).
- История парохода Альталена.
- Деир Ясин и сионистский террор.
- Черная кожа.
- В Израиле.
- 3.4. Участие в революции
- 3.5. Холокост
- 3.6. Арабо-израильский конфликт
- 3.7. Заключительные штрихи
- 4.4. Тора, Талмуд и книга Зоар
- 4.2. Их нравы
- 5.1. Легендарные Протоколы
- Еще в древние времена мы среди народа крикнули слова "свобода, равенство, братство"
- 5.2. Конспирология