logo search
VOPROS_PO_IGPZS

36. Сеньориальная и сословная монархии во Франции. Общее и особенное. Историческое соотношение сеньориальной и сословно-представительной монархии во Франции.

В IX - XIII вв. в условиях политической децентрализации, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась только на его домен. В Западной Европе наступил период сеньориальной монархии. Сеньориальная монархия – это форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета. Политическая власть в ней разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Становление сеньориальной монархии в IX-XII вв. означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции, в условиях экономической и политической децентрализации, отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть. Когда в XII-XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, связанные с развитием городов и товарно-денежных отношений, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции – неуклонному усилению королевской власти. В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, который реально выступает в качестве сюзерена всех феодалов Франции. В IX – X вв. кроль избирался верхушкой светских и духовных феодалов, в XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству. Первоначально функции королевской власти были ограничены. Король считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Другие королевские полномочия существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности «защиты королевства и церкви», а также поддержания мира в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена. Но с XII в. положение короля изменяется. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов. Хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

В середине XIII в. король Людовик IX Святой проводит реформы: административную, финансовую, судебную и военную. Административная реформа заключалась в образовании Малого Королевского Совета – постоянного совещательного органа при короле. Учреждались королевские ревизоры, которые осуществляли надзор за деятельностью должностных лиц местного управления. Монетная реформа состояла в образовании Счетной палаты – высшего финансового органа страны. Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую стали называть «парламентом». Парламент собирался на сессии в Париже 4 раза в год и стал высшим судом во Франции. Введение новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной. В связи с новыми правилами допускалось обжалование приговоров, вынесенных сеньориальными судами, в королевский суд. Запрещались частные войны между феодалами в пределах королевских владений, а также судебные поединки в королевских владениях. Устанавливались «40 дней короля», т.е. в течение 40 дней после ссоры сеньоры не могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения срока им запрещалось. Судебные поединки – ордалии в королевском суде были запрещены. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная сторона могла вызвать на поединок самого судью. В результате военной реформы была создана городская милиция и наемное войско. Король стал меньше зависеть от феодального ополчения.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно-представительная монархия. Сеньориальная власть феодалов утратила свой самостоятельный характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели, запретили феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению, чеканить монету. Для принятия законов королю уже не требуется созывать вассалов. Был также выдвинут тезис: «Всякое правосудие исходит от короля». Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были преодолены до конца автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций. Политическая сила короля проистекала от поддержки, которую он получал от феодальных сословий. К XV в. окончательно оформляется прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего. Политическим выражением этого союза стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Высшее духовенство, а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2-3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть штатов составляли юристы. Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, была связана инструкцией избирателей. После возвращения депутат отчитывался перед избирателями. Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Он являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете короля в отсутствие последнего. Важнейшее место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.) В этот совет входили легисты, а так же 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался 1 раз в месяц, но его полномочия носили совещательный характер. Появляются новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и незнатных дворян, - клерки, секретари, нотариусы и т.п. Многие судебные дела переходят к назначаемым лейтенантам. Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получившие звание королевских лейтенантов, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая широкие полномочия: запрещать строить новые замки не допускать частные войны. Постепенно основным источником пополнения королевской казны становится сбор королевских налогов. В судебном деле королевская администрация проводила политику унификации, ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 г. стали назначаться не на один год, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. В первой половине XIV в. парламент приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 г. регистрация законодательных актов в парламенте становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении приговоров могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от законов королевства, он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента.