3.3. Классический либерализм конца XVIII - XIX веков.
К концу XVIII - началу XIX вв., сложилась та форма либерализма, которая позже получила название «классической». Обычно её связывают в Англии с деятельностью кружка «философских радикалов», опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. Милля, позже Г. Спенсера, а также с идеями «манчестерской школы» экономического либерализма (Р. Кобден, Д. Брайт), а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.
«Философские радикалы» отказались от концепции естественного права и общественного договора и обосновывали права индивидов, исходя из натуралистической этики утилитаризма - идеи полезности как главного императива поступков людей.
В либеральной доктрине особое место занимает понятие свободы. Наибольшая свобода, совместимая с равными правами других - вот кредо «классического либерализма». Гарантией свободы является защита от вмешательства государства в частную жизнь людей и от господствующего в обществе мнения.
В качестве главной гарантии свободы рассматривалась частная собственность, безопасности которой придавалось большое значение, а главным предметом заботы была свобода экономическая. Позиция экономического либерализма сопровождалась верой в механизмы свободного рынка, - в то, что экономика лучше работает тогда, когда правительство оставляет её в покое. Следовательно, государство не должно управлять экономикой. Его задача - гарантировать свободный рынок труда и товаров.
Большое значение либералы классического периода придавали обоснованию роли и функций государства. Государство, полагал Бентам, необходимо для того, чтобы защищать и охранять личные интересы индивида и интересы общества как совокупность индивидуальных интересов.
Государство понималось как «необходимое зло». «Необходимое», поскольку обеспечивает в обществе какой-то порядок, безопасность и соблюдение договорных обязательств, и «зло», поскольку навязывает всем некую коллективную волю, ставя в рамки свободу и ответственность человека.
«Тремя китами» «классического либерализма» были свобода личности, понимаемая как свобода от принуждения извне, рыночные отношения, основанные на незыблемости частной собственности и минимальное государство. Этот либерализм идеализировал рыночные отношения между мелкими предпринимателями, характерные для раннего капитализма: свободный рынок казался основой «хорошего общества», в котором ответственные граждане, полагающиеся на собственные силы, взаимодействуют к собственной выгоде и всеобщему благу. Однако на практике свободная конкуренция не привела к гармонизации общественных отношений: оказалось, что в отсутствие контроля рыночные механизмы ведут к поляризации социальных контрастов, причем в основе вознаграждения далеко не всегда лежит принцип заслуг. «Слабые» стороны «классического либерализма» попытались ликвидировать представители неолиберализма.
- Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р. Е. Алексеева
- Введение.
- 1. Сущность политической идеологии.
- 2. Современные политические идеологии
- Основные идеологии :
- Консерватизм.
- Неоконсерватизм.
- Социализм.
- Марксизм.
- Социал-демократия.
- Фашизм.
- Анархизм.
- Феминизм.
- Экологизм.
- 3. Либерализм как метаидеология.
- 3. 1. Развитие либеральных идей.
- 3.2.Либерализм эпохи Просвещения.
- 3.3. Классический либерализм конца XVIII - XIX веков.
- 3.4. Неолиберализм.
- 3.5. Российский либерализм.
- Заключение.
- Список литературы: