Вступительное слово
М.Г.Рахимов,
ПрезидентРеспублики Башкортостан
Конституции Республики Башкортостан исполнилось пять лет. Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что практически единогласное принятие Верховным Советом республики этого исторического документа позволило сплотить различные политические и общественные движения, всех граждан Башкортостана. Вспоминая, как разрабатывалась и принималась Конституция, хочу отметить спокойную деловую атмосферу, большую заинтересованность всех участников этого процесса. Мы стремились как можно полнее учесть их многочисленные пожелания, особенности республики'при создании Основного Закона Башкортостана. Думаю, во многом это удалось. Пять лет действия этого важнейшего политико-правового акта показали правильность его основных положений, большие потенциальные возможности для обеспечения поступательного , развития республики.
Конституция Республики Башкортостан была разработана с учетом конкретных условий и накопленного опыта строительства суверенного Башкортостана в составе России. В основу легли такие поистине исторические документы, как Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан, принятая 11 октября 1990 года, Федеративный договор и Приложение к нему от Республики Башкортостан, подписанные 31 марта 1993 года. В этих документах впервые в истории были четко закреплены основы государственного суверенитета Башкортостана.
Сегодня, по прошествии пяти лет со времени принятия ныне действующей Конституции, можно подвести некоторые итоги.
Прежде всего достигнут подлинный прорыв в государственном строительстве. Яркий тому пример; впервые Башкортостан имеет достаточно развернутую систему республиканского законодательства. Она была разработана с учетом специфики нашей республики и интересов ее граждан и органично дополняет систему федерального законодательства. Многие актуальные, жизненно важные республиканские законы не имеют аналогов в Российской Федерации или приняты еще до появления многих федеральных нормативных правовых актов. Это исключительно важное условие нашего движения вперед, с учетом медлительности и непоследовательности в законотворчестве российской Государственной Думы.
Всякие реформы должны опираться накачественную правовую основу.Ситуация, когда многие сферыжизнедеятельности людей оказываются неурегулированными, создает серьезные трудности для государственныхорганов играждан. Законотворческийпроцесс должен успевать за переменами, обеспечиватьправа, свободы иинтересы людей в новых реалияхжизни. Итот факт, что Республика Башкортостан имеет одну изнаиболее развитых систем законодательства среди субъектов Федерации, - нашебольшое достижение.
Жизнедеятельность общества и благополучие его граждан в переходные исторические периоды во многом зависят от наличия сильной, эффективной и гибкой системы государственной власти и управления. Только подобная система может регулировать общественную жизнь, противостоять кризисам, осуществлять стратегию развития.
Нам удалось на демократической, конституционной основе сформировать действенную модель государственной власти, способную работать в самых сложных условиях. В нее успешно вошел двухпалатный парламент - Государственное Собрание, структура которого позволяет осуществлять планомерную законотворческую деятельность с учетом интересов районов и городов республики.
Важнуюроль в защите государственного суверенитета, экономических иполитических интересов республики, обеспечении законности и правопорядка,единства и согласованности действий всех органов государственной власти и управления, в реализации прав и свобод граждан, в укреплении отношений с органамивласти Российской Федерации и еесубъектов, синостранными государствами и международными организациями играет институт президентской власти.
За эти годы был создан и новый механизм исполнительной власти, Сегодня Кабинет Министров Республики Башкортостан - это полноценный государственный орган, способный оперативно и квалифицированно решать те сложные и ответственные задачи, которые возлагаются на него Конституцией, поручаются Президентом и Государственным Собранием. Эффективность егоработы должна в настоящее время значительно повыситься в связи с теми важными и сложными задачами, которые стоят перед республикой.
Обеспечена в республике и надежная вертикаль исполнительной власти, включающая в себя администрации городов и районов. При этом они тесно взаимодействуют с представительными органами местного государственного управления - городскими и районными Советами.
Все более широкое развитие, в соответствии с Конституцией и законодательством республики, получает местное самоуправление. Оно сего-
дня может эффективно решать местные проблемы на уровне сел и поселков.
Создана и полноценная система республиканских судебных органов,
включающая в себя Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды. Принципиально важно; что судебная система республики имеет достаточную правовую базу, которая активно развивается в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, реализован конституционный принцип разделения властей, обеспечивается единство деятельности государственных органов и их необходимое взаимодействие в интересах многонационального народа Башкортостана.
Но формирование и развитие государственности - не самоцель, а важ-нейший инструмент решения экономических, социальных и духовно-культурных проблем республики.
И здесь, опираясь на нашу Конституцию, мы пошли собственным путем. Кратко перечислю особенности нашей политики в экономике и других сферах.
Это особый вариант приватизации, не допускавшийперехода общенародной собственности в руки сомнительных дельцов из-за пределов республики и криминальных структур, защита конституционных социально-экономических прав членов трудовых коллективов и всех граждан Башкортостана, сохранение государственного контроля за крупнейшими бюджетообразующими предприятиями.
Это отказ от «шоковой терапии» и максимально возможная поддержка республиканских предприятий в сочетании с их постепенным и последовательным реформированием.
Это создание собственной банковской и кредитно-фннансовой системы, обслуживающей прежде всего реальное производство и граждан.
Это сохранениесложившихся форм коллективной организации трудаи жизни на селе(вопреки директивам из Центра об ихнасильственном роспуске) с постепенным переводом хозяйств и сельского населения на современные рыночные отношения.
Это всемерное развитие и усиление активной регулирующей роли государства в рыночных условиях, содействие установлению выгодных для предприятий и республики хозяйственных связей.
Самостоятельная экономическая политика позволила нам не только быть одним из немногих «доноров» федерального бюджета, но и реализовывать более широкую, посравнению с федеральной, программу социальной поддержки населения. Мы смогли ввести дополнительные льготы дляветеранов,молодежи, многодетныхсемей, развернуть широкое строитель-
ство дорог, газопроводов, жилья, учреждений образования, медицины и культуры, асфальтировать сельские населенные пункты, т.е. комплексно повышать качество жизни населения.
Наконец, нам не только удалосьзащитить от развалаи деградации систему образования, науки и культуры, но и создать в этой сфере новые учреждения и структуры, повысить качество их работы. Это позволило обеспечить многообразие и насыщенность духовной жизни Башкортостана, начатьпланомерное возрождение национальных культур всех егонародов.
Каковы же реальные итоги проводимой нами стратегии развития? Напомню некоторые объективные показатели. На сегодня Башкортостан по объему произведенного валового продукта занимает восьмое место, по объему промышленной продукции - шестое, по производству продукции сельского хозяйства " третье, по инвестициям в основной капитал предприятий - третье, по объемам введенного жилья - третье место в России. Начата реализация Государственной жилищной программы на 1998-2000 годы. Только за первое полугодие 1998 года на социальную поддержку населения выделено более 1 млрд. рублей, несмотря ни на что сохраняются относительно низкие цены на продукты первой необходимости.
Работают школы и учреждения культуры, больницы и санатории.
Конечно, глубокий финансово-экономический кризис, разразившийся во втором полугодии 1998 года в России, не мог не коснуться и Башкортостана. Да, мы также испытываем сегодня значительные трудности. Однако, вопреки утверждениям тех критиков нашего варианта развития, которые обвиняли нас в консерватизме, недостаточной интеграции с крупными российскими и международными финансовыми и промышленными структурами, замедлении хода реформ, мы наглядно видим, что Республика Башкортостан значительно легче переносит общероссийский кризис.
У нас не закрылись и не обанкротились основные промышленные предприятия, не рухнула банковская система. Нет угрозы голода в крупных городах, как в некоторых регионах России из-за развала села и чрезмерного упования на импорт продовольствия. Мы не остановили выплаты по полученным иностранным кредитам, продолжаем расширять и углублять международное экономическое сотрудничество. В республике не нарушилась социальная и общественно-политическая стабильность.
Самое важное - Башкортостан благодаря своей конституционно закрепленной самостоятельности, реализации собственного варианта развития оказался более защищенным и подготовленным к кризисным ситуациям. Он не отброшен назад, а, несмотря на значительные трудности, продолжает реализацию сохраненного и накопленного потенциала реформи-
рования и развития, движение по пути к цивилизованной, социально ориентированной подлинно рыночной экономике.
Разумеется, и у нас много нерешенных проблем, сложных задач. Но здесь многое зависит от федеральной политики и от нашей собственной активности и инициативы, способности реализовать весь потенциал чало-женный в нашей Конституции готовности осваивать реалии рыночной экономики и разумно использовать ее механизмы на благо родной республики и ее граждан. Надеюсь, глубже понять и обсудить эти непростые вопросы поможет и данная конференция.
В сегодняшних условиях мы еще раз убедились в принципиальной правоте избранного нами и закрепленного в Основном Законе республики самостоятельного пути развития. И это вселяет уверенность в то, что мы сумеем преодолеть все удары кризиса и построить процветающий Башкортостан в составе обновленной России.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система