logo search
шпоры по ис

Вопросы к зачету

  1. Понятие интеллектуальной собственности. Основные этапы развития интеллектуальной собственности.

Значение интеллектуальной собственности в развитии общества. 1) она закрепляет достигнутый технический уровень и обеспечивает конкурентноспособность производимой продукции. 2) способствует развитию внешнеэкономических связей, технологическому обмену на лицензионной основе, развитию экспорта товаров. 3) В свою очередь права интеллектуальной собственности позволяют автору или владельцу патента, товарного знака или авторского права извлекать выгоду от своего творческого вклада. Первое упоминание об интеллектуальной собственности восходит к временам Великой французской революции XVIII в., когда большое распространение получила теория естественного права. Суть этой теории состоит в том, что все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признается его собственностью. Таким образом, создатель результатов творческого труда имеет исключительное право распоряжаться ими. Следует отметить, что интеллектуальная деятельность была присуща человечеству с момента появления первых разумных существ. Однако в экономическом обороте результаты интеллектуальной деятельности стали участвовать только с конца XVIII в. ^ Понятие "интеллектуальная собственность" было впервые введено в международные правовые документы в 1967 г. Стокгольмской конвенцией, учредившей ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности (однако уже в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в аналогичном значении употреблялся термин "результаты интеллектуального творчества"). ^ Понятие «интеллектуальная собственность» употребляется в нескольких значениях :

1) результаты интеллектуальной деятельности - результаты творч. труда, произведения литературы, науки, искусства (объекты авт. права):

•исполнения, фонограммы, передачи вещания;

•изобретения, промышленные модели, полезные образцы;

•селекционные достижения;

•топологии интегральных микросхем;

•нераскрытая информация (ноу-хау).

2) средства индивидуализации участников гр. оборота (фирменное наименование, торговый знак, наименование места происхождения товара ).