Лекция 1
ПРАВОВОЙ СТАТУС ВРАЧА И ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
План
1.1. Правовой статус: понятие и элементы.
1.2. Правовой статус гражданского служащего.
1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
1.4. Правовой статус врача по общей гигиене.
1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога.
1.1. Правовой статус: понятие и элементы
Проблемы правового статуса врача являются сложными, поэтому в наши дни они приобрели большую теоретическую и практическую значимость. Решение указанных проблем возможно лишь на основе принципа единства теории и практики.
Правовой статус – это юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.
Содержание правового статуса составляю следующие элементы:
1) правосубъектность (сочетание право-,дее- и деликтоспособность);
2) принципы правового статуса;
3) права и обязанности;
4) гарантии прав.
Некоторые исследователи в качестве самостоятельно элемента правового статуса выделяют ответственность. Представляется, что для учебных целей вопрос об ответственности следует рассматривать при анализе деликтоспособности.
Говоря об общем правовом статусе врача, указанные выше его элементы необходимо рассматривать в отношении специалистов, окончивших лечебный, педиатрический, стоматологический и медико-профилактический факультеты образовательных организаций высшего образования. Вместе с тем необходимо знать особенности правового статуса специалиста по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело.
Согласно п. 4.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г. № 847, область профессиональной деятельности специалистов включает практическое здравоохранение и медицинскую науку, занимающиеся целенаправленным развитием и применением технологий, средств, способов и методов врачебной деятельности, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранение и улучшение его здоровья, путем оказания профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и других видов помощи, а также на осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей.
Элементы правового статуса врача нашли отражение в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
Правосубъектность врача имеет существенное значение для решения вопросов о способности иметь права и обязанности врача (правоспо-собность), о возможности самостоятельно осуществлять их в полном объеме (дееспособность), а также для определения важного элемента дееспособ-ности, которым является деликтоспособность – способность самостоятель-но сознавать свои противоправные деяния, их последствия, нести за них юридическую ответственность.
Для решения вопросов о правосубъектности врача существенное значение имеет ст. 69 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, части 1-4, 6 и 7 которой вступают в силу с 1 января 2016 года.
В ч. 1 ст. 69 Федерального закона РФ № 323-ФЗ определено, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
В ч. 2 ст. 69 Федерального закона РФ № 323-ФЗ установлено, что право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:
1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;
2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В ч. 3 ст. 69 Федерального закона РФ № 323-ФЗ отмечено, что аккредитация специалиста – процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В ч. 4 ст. 69 Федерального закона РФ № 323-ФЗ указано, что лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации.
В силу ч. 6 ст. 69 Федерального закона РФ № 323-ФЗ лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прохождения аккредитации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
На основании ч. 7 ст. 69 Федерального закона РФ № 323-ФЗ лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 100 Федерального закона РФ № 323-ФЗ до 1 января 2016 года:
1) право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;
2) право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;
3) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста;
4) лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Говоря о деликтоспособности врача, следует заметить, что согласно ст. 98 Федерального закона РФ № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основание юридической ответственности медицинских и фармацевтических работников является правонарушение (дисциплинарный проступок, административное правонарушение, гражданское правонарушение, преступление). Указанным правонарушениям соответствуют определенные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная.
Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное Трудовым кодексом РФ, за виновное, противоправное неисполнение трудовых обязанностей.
Административная ответственность – это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях – к должностным лицам и организациям за административное правонарушение.
Гражданско-правовая ответственность – форма государственного принуждения, связана с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений.
Уголовная ответственность – это предусмотренное Уголовным кодексом применение к лицу государственно-принудительного воздействия за совершенное преступление на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда.
Принимая во внимание тот факт, что специалисты по направлению подготовки (специальности) 060105 Медико-профилактическое дело, осуществляя работу в Роспотребнадзоре по выполнению мероприятий, необходимых для проведения санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей, будут осуществлять функции представителя власти. Должностное лицо является специальным субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, предусмотренных ст.ст. 285, 286, 290, 292, 293 УК РФ.
В примечании к ст. 285 УК РФ определено, что должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями».
С точки зрения субъективной стороны состава преступления, указанные выше деяния имеют корыстный мотив, поэтому особое внимание следует обратить на вопрос противодействия коррупции. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» впервые в истории российского права дал легальное определение понятия «коррупция». В ст. 1 данного закона указано, что коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Безусловно, большое значение имеет вопрос об уголовной ответственности за получение взятки (ст. 290 УК РФ). В качестве примера можно привести случай из судебной практики.
М., являясь специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющим административно-хозяйственные функции в государственном учреждении, в обязанности которого, в соответствии с должностным регламентом входит рассматривать, в соответствии с законодательством, письма и обращения граждан, давать разъяснения, консультации по применению норм законодательства в сфере защиты прав потребителей; осуществлять государственный надзор (контроль) за исполнением и соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности, обязательных требований законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека; за соблюдением норм и правил продажи товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также правил бытового и иных видов обслуживания потребителей; за порядком применения цен по отдельным группам товаров; за качеством и безопасностью товара (работы, услуги) народного потребления; за обеспечением защиты прав потребителя в сфере жилищного строительства, при предоставлении жилищно-коммунальных услуг; применять меры по приостановлению производства и реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, отзыв с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям и информировать об этом потребителей, лично получил от индивидуального предпринимателя взятку в виде денег в сумме 3.000 рублей за действия в пользу взяткодателя при следующих обстоятельствах:
Специалисту-эксперту территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека М. было поручено рассмотреть обращение гражданки, что входит в его должностные обязанности, на действия индивидуального предпринимателя.
Выполняя свои должностные обязанности М., находясь в помещении магазина, будучи уведомленным о том, что у заявителя претензий к предпринимателю не имеется, не установив в действиях индивидуального предпринимателя нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, не имея достаточных оснований для составления протокола об административном правонарушении, осознавая, что посягает на законную деятельность территориального отдела Управления Роспотребнадзоре, действуя в пределах своих полномочий, сообщил о якобы выявленном административном правонарушении.
После чего, имея умысел на получение от индивидуального предпринимателя незаконного вознаграждения в виде взятки за бездействия в пользу взяткодателя, выразившиеся в не составлении протокола об административном правонарушении, сообщил последнему о передаче ему денежных средств в сумме 3.000 рублей, оговорив место встречи в своем служебном кабинете.
М., находясь в своем служебном кабинете в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, лично получил взятку в виде денег в размере 3.000 рублей за бездействие в пользу, выразившееся в отказе проведения административного расследования по жалобе на действия индивидуального предпринимателя и в не вынесении определения об административном правонарушении.
В судебном заседании подсудимый М. вину свою в объеме предъявленного обвинения признал полностью, в содеянном чистосердечно раскаялся и заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке. Пояснил, что сожалеет о случившемся, чистосердечно раскаивается.
Просил не лишать свободы и определить ему меру наказания в виде штрафа в доход государства, т.к. он ранее не судим, страдает язвой желудка, гипертонией и заболеванием сердца. Живет с родителями, которые также очень больны.
Защитник поддержал ходатайство своего подзащитного о рассмотрении уголовного дела в особом порядке и просил суд определить подсудимому минимальную меру наказания в виде штрафа в доход государства.
Государственный обвинитель выразила согласие с постановлением приговора без проведения судебного разбирательства, т.е. в особом порядке.
Принимая во внимание, что санкция ч.1 ст. 290 УК РФ, которая вменена в вину подсудимому М., предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы, согласие подсудимого с предъявленным ему обвинением и заявленное им, в присутствии защитника, ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, с которым согласился государственный обвинитель, суд приходит к выводу о том, что обвинение, с которым согласился подсудимый, является обоснованным, а вина подсудимого М. по ч.1 ст. 290 УК РФ полностью доказана материалами предварительного расследования. Поэтому у суда имеется возможность постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Суд считает, что в действиях М. имеется состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ, т.к. он совершил получение должностным лицом взятки лично в виде денег за совершение бездействия в пользу взяткодателя, если он в силу своего должностного положения может способствовать такому бездействию.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого М., в соответствии со ст. 63 УК РФ, суд не усматривает.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого М., в соответствии со ст. 61 УК РФ, суд признает - полное признание вины и чистосердечное раскаяние, привлечение к уголовной ответственности впервые, положительные характеристики по месту жительства и работы, состояние здоровья подсудимого, страдающего язвой желудка, гипертонией.
Обсуждая вопрос об избрании вида и размера наказания подсудимому М., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления небольшой тяжести, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи и считает, что исправление и перевоспитание М. возможны без изоляции от общества и к нему может быть применена мера наказания в виде штрафа в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.316 УПК РФ, суд признал М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ, и назначил наказание в виде штрафа в доход государства в размере ста тысяч рублей, с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления на срок три года.
- Лекция 1
- В качестве принципов правового статуса врача следует назвать основные принципы охраны здоровья граждан, закрепленные в ст. 4 Федерального закона рф № 323-фз:
- Права и обязанности врача определяются на основании ст.Ст. 70-74 Федерального закона рф № 323-фз.
- 1.2. Правовой статус гражданского служащего
- 1.3. Правовой статус врача федерального бюджетного учреждения здравоохранения Федеральной служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- 1.4. Правовой статус врача по общей гигиене
- 1.5. Правовой статус врача-эпидемиолога
- Библиографический список
- Лекция 2
- 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
- 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
- 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
- 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
- Библиографический список
- Лекция 3
- 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
- 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
- 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
- Библиографический список
- Лекция 4
- Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
- 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
- 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
- 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
- 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
- Библиографический список
- Лекция 5
- 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
- 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
- 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
- 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
- 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
- Библиографический список
- Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
- 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
- 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
- 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
- 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
- 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
- Библиографический список
- Лекция 7
- 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
- 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
- 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
- 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
- Библиографический список