logo search
Брагинский, Витрянский - Договорное право, книг

7. Возобновление, изменение и прекращение договора

Возобновление договора

Одной из характерных черт договора коммерческой концессии является наделение пользователя, который добросовестно исполнял свои обязанности в течение всего срока действия договора, правом на заключение нового договора на тех же условиях (право на возобновление договора). Указанное право пользователя нашло отражение в п. 1 ст. 1035 ГК, согласно которому пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора коммерческой концессии право на заключение договора на новый срок на тех же условиях.

В юридической литературе признается правомерность такого подхода, однако причины появления соответствующего законоположения, его смысл и значение объясняются по-разному. Так, по мнению Г.Е. Авилова, указанное положение прежде всего призвано защищать интересы пользователя как более слабой стороны договора. "Находясь в зависимости от правообладателя, - пишет Г.Е. Авилов, - пользователь по окончании срока действия договора рискует оказаться в сложном положении: ему практически придется начинать свое дело с нуля, так как он более не сможет пользоваться средствами индивидуализации и коммерческим опытом правообладателя. Это было бы несправедливо, ведь пользователь вкладывал свои собственные средства в развитие предпринимательской деятельности правообладателя (в продвижение на рынок его товаров, работ или услуг, увеличение объемов его производства)" <*>.

--------------------------------

<*> Авилов Г.Е. Указ. соч. С. 558.

Соглашаясь с тем, что сформулированное в законе право пользователя на возобновление договора коммерческой концессии призвано защищать интересы слабой стороны договора (пользователя) с учетом принципа справедливости, Е.А. Суханов считает также, что "возобновление договора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынке товаров и услуг" <*>.

--------------------------------

<*> Суханов Е.А. Указ. соч. С. 636.

Л.А. Трахтенгерц обращает внимание на экономический аспект взаимоотношений правообладателя и пользователя, связанных с возобновлением договора коммерческой концессии. Она указывает: "При этом учитывается, очевидно, что вложенные пользователем средства на приобретение концессии окупаются не сразу и прибыль начинает поступать лишь через какое-то время. Возможность продления договора в определенной мере страхует имущественные интересы пользователя, рискующего своим капиталом при создании нового хозяйственного комплекса под фирмой правообладателя" <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 597.

А.А. Иванов видит значение положения о праве пользователя на возобновление договора коммерческой концессии в необходимости поддерживать баланс интересов обеих сторон этого договора. Он пишет: "Пользователь в течение срока договора продвигает на рынок товары (работы, услуги) правообладателя и вправе рассчитывать на стабильность своего положения. Однако стабильность может быть достигнута только при условии длительности срока. Напротив, правообладатель очень часто заинтересован в коротком сроке, с тем чтобы после его истечения заставить пользователя принять более жесткие условия. Для устранения подобного дисбаланса интересов и введены гарантии прав пользователей при окончании срока договора" <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 650 - 651.

Конечно же, все приведенные точки зрения относительно смысла и значения законоположения о наделении добросовестного пользователя правом на возобновление договора коммерческой концессии в своей совокупности объясняют действия законодателя. Как уже отмечалось, пользователь, выпуская товары, выполняя работы, оказывая услуги на основе договора коммерческой концессии, т.е. под фирменным наименованием правообладателя и с использованием его товарных знаков, знаков обслуживания и иных исключительных прав правообладателя, по сути своей, в экономическом смысле, действует в качестве одного из звеньев интегрированной товаропроводящей системы правообладателя. Однако в правовом аспекте отношения правообладателя и пользователя строятся на основе договора коммерческой концессии, заключаемого между юридически самостоятельными и независимыми субъектами. При этом применение общего принципа свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК) в ситуации, когда истек срок действия договора коммерческой концессии при условии надлежащего его исполнения пользователем, приведет к тому, что пользователь будет лишен своего бизнеса, более того, этот бизнес может быть передан другому лицу - новому пользователю, с которым правообладатель оформит договор коммерческой концессии. Законоположение о праве добросовестного пользователя на возобновление договора направлено на исключение подобных ситуаций, а при отсутствии такой возможности - на компенсацию пользователю ущерба, причиненного в связи с утратой последним своего бизнеса.

Если же правообладатель не преследует цели передачи другому лицу бизнеса пользователя, исполнявшего свои обязательства по договору коммерческой концессии надлежащим образом (замены данного звена в своей товаропроводящей сети), а сворачивает свою деятельность на соответствующей территории, он не может быть обременен перед пользователем какими-либо обязанностями, связанными с возобновлением договорных отношений по договору коммерческой концессии. В этом случае истечение срока договора коммерческой концессии означает прекращение обязательств, вытекающих из этого договора. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 1035 ГК правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор.

Конечно, и в этом случае добросовестный пользователь теряет не только право на возобновление договора коммерческой концессии, но и свой бизнес, связанный с производством и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг под фирменным наименованием правообладателя и с использованием принадлежащих последнему иных исключительных прав, однако и правообладатель несет определенные потери, связанные с прекращением своего бизнеса на соответствующей территории.

Вместе с тем и при этих условиях возможна ситуация, когда добросовестный пользователь может реализовать свое право на возобновление договора коммерческой концессии. В случае если до истечения трехлетнего срока правообладатель все же пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заключить новый договор либо возместить понесенные им убытки. При заключении нового договора его условия должны быть не менее благоприятны для пользователя, чем условия прекратившегося договора (п. 2 ст. 1035 ГК).

Таким образом, для правообладателя, который по истечении срока действия договора коммерческой концессии отказал пользователю, исполнявшему свои обязательства надлежащим образом, в возобновлении договора под тем предлогом, что он в течение ближайших трех лет не будет осуществлять свою деятельность на основе коммерческой концессии или субконцессии на соответствующей территории, но впоследствии в этот же период изменил свое решение в пользу продолжения бизнеса в данном регионе, есть два пути. Во-первых, он может предложить пользователю по прежнему договору коммерческой концессии заключить новый договор на тех же или более благоприятных условиях, а в случае отказа последнего приобрести право на заключение договора коммерческой концессии с любым иным лицом без каких-либо для себя негативных последствий. Во-вторых, правообладатель имеет возможность, не обращаясь к пользователю по прежнему договору, непосредственно заключить договор коммерческой концессии с другим лицом либо дать разрешение пользователю по другому договору коммерческой концессии распространить свой бизнес на соответствующую территорию на основе коммерческой субконцессии. Однако в последнем случае у правообладателя возникает обязанность возместить убытки, причиненные пользователю по прежнему договору в связи с отказом правообладателя возобновить договор коммерческой концессии.

В юридической литературе можно встретить и иную интерпретацию последствий необоснованного отказа правообладателя от возобновления договора коммерческой концессии. Так, А.А. Иванов пишет: "Как быть, если правообладатель заключил договор коммерческой концессии в нарушение п. 2 ст. 1035 ГК, т.е. не сделав пользователю соответствующего предложения? Подобное нарушение дает прежнему пользователю право понудить правообладателя к заключению договора коммерческой концессии на основании ст. 445 ГК и одновременно потребовать возмещения убытков. Возмещение убытков в данном случае - не альтернатива понуждению заключить договор, а мера ответственности правообладателя, основанная на нарушении им обязанности, предусмотренной непосредственно законом" <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 651.

Данное утверждение не может не вызвать возражений, прежде всего по той причине, что ведет к необоснованному расширению сферы отношений, связанных с принудительным заключением гражданско-правовых договоров. Между прочим, ст. 445 ГК, на положениях которой основывает свой вывод А.А. Иванов, допускает заключение договора в обязательном порядке только для тех случаев, когда ГК или иным законом установлено, что заключение договора обязательно для одной из сторон. В связи с этим можно напомнить также одно из положений, раскрывающих содержание принципа свободы договора: понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК).

Применительно к договору коммерческой концессии в п. 2 ст. 1035 ГК, о котором идет речь, отсутствуют какие-либо положения, устанавливающие обязанность правообладателя заключить договор с прежним пользователем либо право последнего предъявлять к правообладателю требование о понуждении к заключению нового договора коммерческой концессии. Следовательно, возможность заключения договора коммерческой концессии в принудительном порядке (даже при наличии у пользователя права на возобновление этого договора) исключается.

На что действительно следовало бы обратить внимание, так это на специфику механизма реализации права пользователя на возобновление договора коммерческой концессии по сравнению с некоторыми иными гражданско-правовыми договорами, стороны которых также наделены правом на преимущественное возобновление договора.

Например, арендатору, как и пользователю по договору коммерческой концессии, также предоставлено преимущественное (перед другими лицами) право на заключение договора аренды на новый срок. При этом арендатор должен до окончания срока действия договора аренды письменно уведомить арендодателя о своем желании заключить договор на новый срок до окончания срока действия старого договора. Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока прежнего договора заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков (п. 1 ст. 621 ГК).

Как видим, отличие в последствиях необоснованного отказа правообладателя от заключения с пользователем договора коммерческой концессии и отказа арендодателя на возобновление договора аренды на новый срок сводится к тому, что пользователь по прежнему договору коммерческой концессии не наделен правом требовать перевода на себя прав и обязанностей пользователя по новому договору коммерческой концессии, заключенному правообладателем с другим лицом, как это имеет место в отношениях по договору аренды. Данное обстоятельство объясняется особой целью и экономической сущностью коммерческой концессии, которая служит средством создания или расширения товаропроводящей сети правообладателя, которому в связи с этим нельзя навязать в принудительном порядке какую-либо коммерческую организацию или индивидуального предпринимателя в качестве одного из звеньев такой сети, действующих под вывеской правообладателя. Пользователю по договору коммерческой концессии с истекшим сроком его действия в этом случае придется ограничиться возмещением убытков, компенсирующих утрату бизнеса, связанного с использованием фирменного наименования и иных исключительных прав правообладателя.

Изменение и прекращение договора

Согласно ст. 1036 ГК договор коммерческой концессии может быть изменен в соответствии с правилами гл. 29 ГК. В ст. 1037 ГК о прекращении договора коммерческой концессии аналогичное положение в отношении расторжения этого договора не предусмотрено. Вместе с тем в гл. 54 отсутствуют какие-либо специальные правила об основаниях, порядке и способах расторжения договора коммерческой концессии. Поэтому правильным будет вывод о том, что действие гл. 29 ГК, содержащей общие нормы об изменении и расторжении всякого гражданско-правового договора, в равной мере распространяется на правоотношения, связанные как с изменением, так и с расторжением договора коммерческой концессии.

Данное обстоятельство означает, что основным способом изменения или расторжения договора коммерческой концессии является его изменение или расторжение по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК).

Кроме того, договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК). Как известно, законодательством предусмотрены два случая, когда изменение или расторжение договора производится по требованию одной из сторон в судебном порядке. Это, во-первых, случаи нарушения условий договора, которые могут быть квалифицированы как существенное нарушение, т.е. нарушение, которое влечет для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Например, безусловным основанием расторжения договора коммерческой концессии могли бы служить такие нарушения условий договора, как продажа пользователем товаров правообладателя под собственным товарным знаком или неисполнение правообладателем обязанности по оформлению лицензионных соглашений о предоставлении пользователю права на использование отдельных исключительных прав, составляющих объекты договора коммерческой концессии.

Во-вторых, договор может быть изменен или расторгнут в судебном порядке в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законами или договором. К примеру, непосредственно в гл. 54 ГК имеется положение о том, что пользователь вправе потребовать расторжения договора коммерческой концессии в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, право на использование которых предоставлено пользователю (ст. 1039). Иные основания расторжения договора коммерческой концессии по требованию сторон могут быть предусмотрены самим договором.

Третий способ расторжения или изменения договора заключается в том, что одна из сторон реализует свое право на односторонний отказ от договора (п. 3 ст. 450 ГК). Односторонний отказ от договора возможен только в тех случаях, когда это прямо допускается законом или соглашением сторон. И здесь нельзя не отметить специальное правило, касающееся именно применения данного положения к отношениям, вытекающим из договора коммерческой концессии. Согласно п. 1 ст. 1037 ГК каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Право на односторонний отказ от договора коммерческой концессии с указанием срока данной статьей не предоставлено, но оно может быть предусмотрено непосредственно в тексте договора.

В зависимости от способа изменения или расторжения договора применяется тот или иной порядок изменения или расторжения договора. При изменении или расторжении договора по соглашению сторон должен применяться порядок заключения указанного договора, а также требования, предъявляемые к форме такого договора, поскольку она должна быть идентичной той, в которой заключался договор (ст. 452 ГК).

Обязательным условием изменения или расторжения договора в судебном порядке по требованию одной из сторон, как известно, является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами договора. Существо этой процедуры состоит в том, что заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить контрагенту свое предложение изменить или расторгнуть договор.

При изменении или расторжении договора вследствие одностороннего отказа одной из сторон от договора необходимо обязательное письменное уведомление контрагента. Указанное требование должно признаваться соблюденным в случае доведения соответствующего уведомления до другой стороны договора посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от стороны, отказавшейся от договора.

Особым образом регулируются правоотношения, связанные с изменением или расторжением договора коммерческой концессии, в части их регистрации.

Согласно ст. 1036 ГК в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на изменение договора лишь с момента регистрации этого изменения, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать об изменении договора ранее. Выходит, что для правообладателя и пользователя договор коммерческой концессии считается измененным непосредственно после подписания соответствующего соглашения либо вступления в силу решения суда об изменении договора, для третьих же лиц такое изменение договора становится обязательным лишь после его регистрации.

Досрочное расторжение договора коммерческой концессии, заключенного с указанием срока, либо расторжение договора, заключенного без указания срока, также подлежат регистрации (п. 2 ст. 1037 ГК). Однако смысл регистрации расторжения договора коммерческой концессии непонятен. Ведь расторжение договора влечет прекращение возникших из него обязательств. Что же тогда регистрируется? Видимо, более правильным было бы законоположение о том, что расторжение договора коммерческой концессии служит основанием для аннулирования регистрационной записи.

Регистрация как изменения, так и расторжения договора должна осуществляться в порядке, установленном для регистрации самого договора коммерческой концессии, т.е. органом, осуществлявшим регистрацию правообладателя в качестве юридического лица. Если же в роли правообладателя выступает иностранное юридическое лицо или иностранный предприниматель, регистрация изменения или расторжения договора коммерческой концессии должна быть произведена органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.

В тех случаях, когда по договору коммерческой концессии в составе комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, предоставляется и право на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, изменение или расторжение такого договора подлежит регистрации в патентном ведомстве (п. 2 ст. 1028 ГК).

Особенностью правового регулирования договора коммерческой концессии является то, что при наличии определенных обстоятельств он считается измененным автоматически в силу прямого указания закона. Можно выделить три таких случая.

Во-первых, изменение договора коммерческой концессии в его субъектном составе происходит при переходе какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, к другому лицу, которое становится правообладателем в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву (п. 1 ст. 1038 ГК).

Во-вторых, изменение предмета договора коммерческой концессии имеет место в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав; при таких условиях договор сохраняет свое действие в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, если только пользователь не воспользуется своим правом на расторжение этого договора и возмещение убытков (ст. 1039 ГК).

В-третьих, автоматическое изменение договора коммерческой концессии (в части его предмета) может быть вызвано истечением срока действия исключительного права, пользование которым предоставлено по этому договору, либо его прекращением по иному основанию, так как и в этом случае договор коммерческой концессии продолжает действовать (за исключением его условий, относящихся к прекратившемуся исключительному праву) (ст. 1040 ГК).

Характерно, что в двух последних случаях соразмерное уменьшение причитающегося правообладателю вознаграждения (необходимость чего в подобных ситуациях очевидна) не происходит автоматически, соответствующее условие договора может быть изменено по требованию пользователя в общем порядке.

Во всех приведенных случаях изменения договора коммерческой концессии в силу указания закона возникает вопрос о возможности распространения на указанные правоотношения действия правила о государственной регистрации таких изменений договора. Имеется в виду положение о том, что в отношении с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на изменение договора лишь с момента его регистрации (ст. 1036 ГК). Ведь в этих случаях в силу прямого указания закона договор коммерческой концессии сохраняет свое действие в измененном виде, а стало быть, пользователь должен исполнять свои обязательства по производству или реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг, вступая в правоотношение с третьими лицами, скажем, под измененным фирменным наименованием правообладателя. Видимо, оптимальным выходом из создавшейся ситуации было бы признать, что положение о регистрации изменений договора коммерческой концессии неприменимо к названным случаям.

Как известно, расторжение договора является лишь одним из оснований прекращения вытекающих из него обязательств. Иные основания прекращения обязательств могут быть предусмотрены как законодательством, так и договором (п. 1 ст. 407 ГК). В частности, обязательства по договору коммерческой концессии могут быть прекращены по общим основаниям, предусмотренным гл. 26 ГК (надлежащее исполнение, отступное, новация и т.д.).

Вместе с тем в гл. 54 ГК имеются и два специальных основания прекращения договора коммерческой концессии, учитывающих особую правовую природу указанного договора: прекращение принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами; объявление правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) (п. 3 и 4 ст. 1037).

Как отмечалось ранее, условие о предоставлении пользователю права использовать в предпринимательской деятельности исключительное право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя относится к существенным условиям договора коммерческой концессии. Прекращение принадлежащего правообладателю права на фирму или коммерческое обозначение означает, что с этого момента в договоре коммерческой концессии отсутствует указанное существенное условие, без которого он не может признаваться действующим договором. Поэтому вполне логично, что в этом случае договор считается прекращенным.

А вот второе основание для прекращения договора коммерческой концессии вызывает некоторые сомнения. Признание судом правообладателя банкротом и открытие конкурсного производства либо добровольное объявление последнего о своей несостоятельности являются лишь началом ликвидационной процедуры, которая может продлиться довольно долго и смысл которой состоит в продаже активов должника-банкрота с целью получения денежной выручки для расчетов с кредиторами. В этих условиях товаропроводящая сеть правообладателя, основанная на коммерческой концессии, - наиболее эффективный инструмент реализации его оборотных средств. Кроме того, не исключена возможность продажи в целом имущественного комплекса (бизнеса) правообладателя, когда к покупателю перейдут фирменное наименование и иные исключительные права правообладателя. Наличие товаропроводящей сети, основанной на коммерческой концессии, значительно повышает стоимость бизнеса правообладателя. И наконец, в ходе конкурсного производства может быть заключено мировое соглашение между должником и его кредиторами, что влечет прекращение дела о банкротстве должника. И в этом смысле отлаженная франчайзинговая сеть правообладателя по производству или сбыту товаров, работ, услуг может оказать серьезное стимулирующее влияние на решение кредиторов о заключении мирового соглашения. Прекращение же договоров коммерческой концессии с момента признания (объявления) правообладателя несостоятельным (банкротом) исключает все названные возможности и ведет к ликвидации как самого правообладателя, так и его бизнеса.

Если же решение суда о признании должника банкротом либо добровольное объявление о своем банкротстве состоялись в отношении коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, выступающих в роли пользователя по договору коммерческой концессии, для которого выпуск или реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг под фирменным наименованием или коммерческим обозначением правообладателя и с использованием его иных исключительных прав зачастую представляют собой единственный баланс, сохранение этого бизнеса на период проведения конкурсного производства (ликвидационной процедуры) является единственным средством поддержания предпринимательской деятельности и получения выручки хотя бы для погашения текущих платежей. Кроме того, и в этом случае сохраняется возможность продажи всего имущества пользователя-банкрота в виде единого имущественного комплекса (предприятия), который может быть приобретен платежеспособным покупателем, не исключая, кстати, и самого правообладателя. Таким образом, и в этой ситуации сохранение договора коммерческой концессии оставляло бы надежду на сохранение бизнеса пользователя, основанного на этом договоре.