logo search
Конспект лекций

1.6.3 Философия и психология выживания

Философия и психология выживания заключается в том, что в экстремаль­ной ситуации миссия человека - выжить.

При выживании наибольшее значение имеют: моральный дух, физическая выносливость, специальные знания, умения, навыки и опыт.

Разнообразие возникающих у чело­века мыслей и эмоций способствует как его спасению, так и гибели. Страх, волнение, раздражение, разочарование, чувство вины, депрессия и одиноче­ство - основные реакции на стрессовые факторы. Правильный их контроль может увеличить вероятность выживания. Поэтому необходимы тренировки, чтобы дать отпор страху и принять необходимые меры к обеспечению жиз­недеятельности и безопасности. Если человек не может правильно контроли­ровать свои эмоции, развивается бездействие. Вместо того, что бы привести в действие свои внутренние ресурсы, человек начинает прислушиваться к сво­им страхам. Он потерпит психологическое поражение еще до того, как по­гибнет физически. Подготовьте себя и обеспечьте себе выживание.

Выживание - это активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Главный постулат выживания - человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, если он сумеет ис­пользовать в своих интересах все, что дает окружающая среда. Но для этого необходимы определенные знания и опыт. Прежде всего, необходимо:

1) пре­одолеть стрессовое состояния, вызванного аварийной ситуацией;

2) оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;

3) защититься от неблагопри­ятного воздействия факторов окружающей природной среды;

4) обеспечить себя водой и пищей;

5) определить собственное местоположения;

6) устано­вить связь и подготовить средства сигнализации. Разрешение этих и ряда других задач зависит от изобретательности и находчивости человека, его умения эффективно использовать аварийное снаряжение, подручные сред­ства и полученное обучение.

На основе сложившихся психологических установок и чувства уверенно­сти в своих силах (подкрепленного позитивным опытом саморегуляции), применяют саморегуляцию и самовнушение: самоприказы, самоубеждения: «Я могу! Я добьюсь! Я выдержу! Я доведу дело до конца! Я преодолею со­стояние апатии, напряженности, чрезмерного возбуждения!» и т. д.

Реализуя опыт аутотренинга, проводимого с помощью психолога, врача, человек осу­ществляет мышечную релаксацию, внушает себе чувство спокойствия, укрепляет уверенность в успехе, преодолевает эмоциональную напряжен­ность, стимулирует себя к успешному продолжению трудной деятельности.

Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание чело­века переключается от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления - выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому одинаково правомерны утверждения: «Мы смеемся, потому что нам весело» и «Нам весело, потому что мы смеемся».