Стадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания
1-й этап. Законодательная инициатива Перечень субъектов законодательной инициативы содержится в ст. 104 Конституции
Президент Российской Федерации в течении четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его
Рис.5.2. Стадии законодательного процесса
1 этап – законодательная инициатива. Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.
2 этап – рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.
3 этап – принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Заключительный этап законодательного процесса – промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы. Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:
трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;
двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;
вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.
Роспуск Государственной Думы невозможен:
в течение одного года со дня ее избрания;
в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;
с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;
в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.
- Раздел 1. Теоретико-методические основы государственного управления
- Тема 1.1. Природа и сущность государственного управления. Государство как субъект управления общественными процессами
- Государственное управление как отрасль знания и учебный курс
- Тема 2. Основные научные школы о государстве и управлении
- Зарубежные модели местного самоуправления
- Тема 3. Государственное управление и государственная власть: соответствие базовых понятий. Государственная власть как политико-правовое явление
- Источником власти является авторитет, престиж, харизма, т.Е исключительные личностные качества правителя, вождя.
- Раздел 2. Система государственного управления в Российской Федерации и зарубежных странах
- Тема 4. Президентская власть и Президент рф
- История должности
- Тема 5. Законодательная власть в Российской Федерации
- Федеральное Собрание Российской Федерации
- Стадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания