2.1. Сущность суверенитета
Важнейшим признаком государства является государственный суверенитет
После становления государства в собственном смысле этого слова под суверенитетом стали понимать полную независимость государства от других государств, а также его верховенство над субъектами государства.
Две составные части суверенитета — независимость и верховенство — демонстрируют диалектическое сочетание прав и свобод.
В статье 3 Конституции Российской Федерации подчеркивается, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Суверенные права народа на власть осуществляются, согласно этой же статье, «непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Долгие столетия вопросы приобретения, сохранения и упрочения собственного суверенитета в межгосударственных отношениях сочетались с политическим (и прежде всего военно-политическим) стремлением ограничить либо устранить суверенитет других государств. Механизмом решения этих проблем, как правило, выступали войны и другие формы насилия. История человечества знает десятки форм ограничения суверенитета государства: колониальная зависимость, протекторат, вассально-ленные отношения и т. д.
В современном мире количество форм ограничения государственного суверенитета значительно сократилось. Насильственное ограничение суверенитета стало все в большей степени заменяться добровольным отказом от ряда суверенных прав.
Представим четыре формы такой мирной (добровольной) десуверенизации:
1. Признание народом возможности отказа от собственной государственности и получения национальной автономии в рамках другого государства. Примером такого рода может быть автономное положение Крыма в составе Украины, Гагаузии — в составе Молдовы, Каракалпакии — в составе Узбекистана. Однако в последние годы мы видим определенную неустойчивость автономных образований, стремление их народов к получению большей степени суверенитета вплоть до полной независимости. Ряд политологов и футурологов предсказывают, что стремление народов, не имеющих сегодня полного суверенитета, к независимости вызовет глобальную перестройку политических границ уже в начале следующего века.
2. Суверенитет может быть ограничен путем вхождения народа, имеющего свою государственность, в состав Федерации. В таком случае субъекты Федерации, сохраняя некоторые признаки суверенитета (наличие собственных конституций, органов представительной и исполнительной власти, собственного законодательства, суда, порой гражданства, флага, гимна, герба и других атрибутов суверенного государства), отказываются от полной самостоятельности в пользу федерального государства и подчиняют свои государственные атрибуты общефедеральным нормам и органам. Как правило, по мере развития Федерации степень ее унитаризации все более усиливается. Большинство современных федераций не допускает права выхода субъектов из своего состава (сецессии).
3. Формой добровольного ограничения суверенитета является также и участие государства в конфедерации. При этом суверенность субъектов конфедерации достаточно высока, и к исключительным правам конфедеративного центра относятся лишь вопросы общей внешней, оборонной, иногда финансово-экономической политики. Типичным для современного мира конфедеративным образованием является Европейский союз.
Попытками создания конфедерации можно назвать образование СНГ — Содружества Независимых Государств, которое все-таки в большей степени является лишь консультативным межгосударственным сообществом; планы создания Союза России и Белоруссии, а также образование ряда других интеграционных сообществ на постсоветских территориях.
4. Наиболее распространенной и, по нашему мнению, наиболее перспективной формой добровольного самоограничения суверенитета является участие суверенных государств в международных союзах и соглашениях, где взаимные уступки ведут, как правило, к общему благу. Российская Федерация является участником многих международных организаций: от ООН до сравнительно небольших межгосударственных союзов.
На современном этапе при развивающемся процессе интеграции России в международное сообщество наиболее актуальным является обсуждение плюсов и минусов ее вступления во Всемирную торговую организацию. Перспективные для Российской Федерации акции в этом контексте связаны с ее интеграцией в Европейский союз.
Вместе с тем сохранение суверенитета на длительный период будет являться приоритетной задачей любого, в том числе и российского, государства.
Суверенитет обладает различными признаками (экономическими, культурными, правовыми и политическими), показывающими степень его полноты.
- 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6, СибАгс
- Оглавление
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации 7
- Тема 2 Суверенитет Российского государства 12
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ 19
- Введение
- Тема 1 концептуальные основы политической системы российской федерации
- 1.1. Концептуальные модели государства в политической системе общества
- 1.2. Влияние глобального информационного общества на политическую систему России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 2 Суверенитет Российского государства
- 2.1. Сущность суверенитета
- 2.2. Экономические признаки суверенитета
- 2.3. Культурные признаки суверенитета
- 2.4. Правовые и политические признаки суверенитета
- Пирамида норм права в российской федерации
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 3 политическАя демократиЯ в РоссиИ
- 3.1. Понятие демократии как системы взаимодействия общества и государства
- 3.2. Непосредственная демократия и виды ее реализации в России
- 3.3. Избирательное право и избирательная политика в российских условиях
- 3.4. Разделение властей как показатель демократичности Российского государства
- 3.5. Принципы правового государства
- 3.6. Дискуссии о характере политического режима. Моделирование «управляемой демократии» в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 4 Президент Российской Федерации
- 4.1. Место и роль президента в системе государственной власти
- 4.2. Законодательные функции президента
- 4.3. Исполнительно-распорядительные функции президента
- 4.4. Судебно-надзорные функции президента
- 4.5. Система рабочих органов президента
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 5 Парламент в политической системе Российской Федерации
- 5.1. Федеральное собрание Российской Федерации: исторические предшественники, порядок формирования, структура, руководящие и рабочие органы палат
- 5.2. Депутат: его права и полномочия
- 5.3. Функции Федерального собрания и механизмы принятия законодательных решений
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 6 Система исполнительной власти в Российской Федерации
- 6.1. Исполнительная власть в Российской Федерации: ее функции и прерогативы
- 6.2. Система реализации финансово-экономической политики государства
- 6.3. Управление социальной политикой государства
- 6.4. Механизмы обеспечения политики национальной безопасности в современной России
- 6.5. Организация управления внешней политикой в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 7 орГаНы СудебнОго сообщества в политической системе Рф
- 7.1. Система правосудия и законности в Российской Федерации
- 7.2. Конституционный суд Российской Федерации: состав, прерогативы, функции и полномочия
- 7.3. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации
- 7.4. Специфика работы и система арбитражных судов в России
- 7.5. Генеральная прокуратура Российской Федерации и система прокурорского надзора
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 8 федерализм и национальная политика в России
- 8.1. Федерализм и национальный вопрос в истории России
- 8.2. Асимметричность Российской Федерации, проблема равноправия ее субъектов и пути решения национального вопроса
- 8.3. Перспективы развития федерализма и национальных отношений в России
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 9 социально-Политические аСпеКТы становления гражданского общества в России
- 9.1. Понятие гражданского общества. Дискуссии о его содержании
- 9.2. Генезис гражданского общества в России. Причины замедленности процессов его институализации в Российской Федерации
- 9.3. Нормативные, функциональные, экономические и политические основы гражданского общества в России
- 9.4. Общественные объединения граждан
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Тема 10 политическИе Партии в России
- 10.1. Природа, роль и место политических партий, отличительные черты и общественные функции
- 10.2. Генезис образования партий в России
- 10.3. Идейно-теоретические основы партийной деятельности
- 10.5. Законодательные рамки деятельности российских партий
- Вопросы и задания
- Библиографический список
- Заключение
- Словарь терминов