2. Заключение договора
По ознакомлении с правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства России), а также с нормативными актами ФКЦБ и Банка России можно говорить о разных правовых режимах заключения договоров доверительного управления ценными бумагами в зависимости от вида ценных бумаг, их принадлежности и способов осуществления доверительного управления указанными ценными бумагами.
Если не принимать во внимание общепринятую систему субординации правовых нормативных актов (в сфере доверительного управления ценными бумагами она "не работает"), то мы, безусловно, придем к выводу, что основным нормативным актом, определяющим общие положения, касающиеся порядка заключения договоров доверительного управления ценными бумагами, является нормативный акт ФКЦБ, а именно Положение о доверительном управлении бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (далее - Положение ФКЦБ). Его нормы, как это установлено самим Положением ФКЦБ (п. 1.2), регулируют отношения, связанные с доверительным управлением ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим - банком или иной кредитной организацией; ценными бумагами коммерческой организации, когда доверительное управление осуществляется самим эмитентом данных ценных бумаг, за исключением случаев, прямо запрещенных иными правовыми нормативными актами; ценными бумагами при осуществлении доверительного управления коммерческой организацией, не являющейся банком или иной кредитной организацией; а также применяются при осуществлении доверительного управления физическим лицом - индивидуальным предпринимателем.
Из сферы действия Положения ФКЦБ изъяты лишь отношения, связанные с доверительным управлением ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, входящими в состав имущества паевого инвестиционного фонда, а также общих фондов банковского управления (п. 1.1).
Особенно примечательно, что содержащиеся в Положении ФКЦБ нормы о порядке заключения договора доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования распространяются (согласно опять же самому Положению ФКЦБ) без всяких изъятий и на договоры доверительного управления государственными пакетами акций акционерных обществ, образовавшихся путем приватизации государственных предприятий, хотя, как известно, порядок их заключения определяется указами Президента РФ и постановлениями Правительства России. Само собой разумеется, что в сфере указанных правоотношений Положение может рассматриваться лишь в качестве субсидиарного регулятора тех правоотношений, которые не регламентированы названными правовыми актами.
Необходимо также подчеркнуть, что такое же значение (субсидиарного регулятора), видимо, следует придать Положению ФКЦБ и в сфере правоотношений, связанных с доверительным управлением, осуществляемым кредитными организациями, которые в настоящее время регулируются Инструкцией Банка России N 63 от 2 июля 1997 г. (в редакции указаний Банка России от 25 мая 1998 г. N 237-У; от 18 мая 1999 г. N 559-У и 23 марта 2001 г. N 938-У) <*>. Данная Инструкция (п. 1.2) определяет общий порядок осуществления операций доверительного управления для всех кредитных организаций и не ограничивает сферу своего действия отношениями, связанными с осуществлением доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, объединяемыми в общие фонды банковского управления, как это вытекает из Положения ФКЦБ (п. 1.1).
--------------------------------
<*> Вестник Банка России. 1997. N 43; 1998. N 36 - 37; 1999. N 31.
Существо "общих" правил заключения договора доверительного управления ценными бумагами (по версии Положения ФКЦБ) состоит в следующем. Как правило, деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и соответствующими средствами инвестирования должна осуществляться на основании единого договора доверительного управления, заключаемого между учредителем управления и доверительным управляющим. Вместе с тем указанные лица вправе заключить несколько договоров доверительного управления: один из них будет регулировать деятельность по доверительному управлению именно ценными бумагами, а другие - средствами инвестирования в ценные бумаги этого же учредителя управления (п. 4.1 Положения ФКЦБ).
Правда, в последнем случае возникает вопрос о соответствии отдельного договора доверительного управления средствами инвестирования в ценные бумаги (т.е. деньгами) норме, содержащейся в п. 2 ст. 1013 ГК, согласно которой не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом (к каковым, бесспорно, не относятся нормативные акты ФКЦБ). Вопрос этот не имеет положительного ответа, поэтому, видимо, не стоит оформлять единые правоотношения несколькими самостоятельными договорами.
Договор доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги считается заключенным в части управления ценными бумагами с момента передачи их учредителем управления доверительному управляющему. Если договором доверительного управления предусмотрено, что передача различных ценных бумаг учредителем управления доверительному управляющему осуществляется в различные сроки (поэтапно), то договор считается заключенным с момента передачи управляющему первого пакета ценных бумаг. С этого момента возникают также права и обязанности управляющего по управлению переданными ему ценными бумагами. Права и обязанности управляющего в отношении иных ценных бумаг возникают с момента их передачи учредителем управления доверительному управляющему (п. 3.3 Положения ФКЦБ).
Учитывая реальный характер договора доверительного управления имуществом, такой подход к определению момента вступления этого договора в силу не противоречит п. 2 ст. 433 ГК, согласно которому, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи этого имущества. Смущает только то обстоятельство, что правила, детализирующие указанное законоположение применительно к договору доверительного управления ценными бумагами, не предусмотрены законом, а установлены ведомственным нормативным актом, что ставит под сомнение их общеобязательный характер.
Для тех случаев, когда согласно договору доверительного управления ценными бумагами в качестве средств инвестирования в ценные бумаги признаются средства, которые будут получены доверительным управляющим в результате взыскания им задолженности с должников учредителя доверительного управления, Положением ФКЦБ предусмотрены два специальных правила. Во-первых, правило о том, что с момента заключения соглашения об уступке права требования договор доверительного управления действует и является обязательным для сторон лишь в части указанного соглашения. Во-вторых, это правило, в соответствии с которым в части, относящейся к правам и обязанностям сторон в связи с доверительным управлением средствами инвестирования в ценные бумаги, договор действует лишь с момента получения управляющим денежных средств от должников учредителя управления (п. 4.5 Положения ФКЦБ).
Оба названных установления не могут не вызывать серьезных возражений. Дело в том, что имущественные права (включая права требования) являются самостоятельными объектами гражданских прав и соответственно гражданско-правовых сделок. Поэтому вряд ли возможно считать их "средствами инвестирования в ценные бумаги" и в таком качестве рассматривать как составной элемент объекта договора доверительного управления ценными бумагами. Кроме того, применительно к договору доверительного управления его объект должен отвечать дополнительным требованиям, вытекающим из необходимости осуществления управления этим объектом. В частности, соответствующее имущественное право должно быть способно к обособлению от имущества как учредителя управления, так и доверительного управляющего и учету его последним на отдельном балансе (п. 1 ст. 1018 ГК). Поэтому далеко не всякое имущественное право, а тем более обязательственное право требования, может служить объектом доверительного управления.
В дополнение к сказанному следует добавить, что передача имущественного права (права требования) в доверительное управление никак не может быть осуществлена посредством заключения соглашения о его уступке между учредителем управления и доверительным управляющим, поскольку в результате цессии осуществляется переход прав к новому кредитору, а доверительный управляющий должен получить указанное право лишь в управление при сохранении за учредителем доверительного управления статуса правообладателя. Эта цель достигается лишь в тех случаях, когда соответствующее право считается переданным в управление доверительному управляющему в силу самого факта заключения договора доверительного управления без какого-либо оформления передачи права соглашением о его уступке.
В тех же случаях, когда заключается соглашение о цессии, правоотношения, складывающиеся между цедентом и цессионарием, по своей правовой природе никак не могут подпадать под действие договора доверительного управления и должны регулироваться иными договорами.
Специальным образом регламентируются в Положении ФКЦБ также ситуации, когда согласно договору доверительного управления средствами инвестирования в ценные бумаги признаются средства, которые будут получены управляющим в качестве исполнения по переданным ему учредителем управления ценным бумагам либо в качестве выручки от продажи таких ценных бумаг. На этот случай предусмотрены следующие правила: 1) договор доверительного управления считается заключенным с момента передачи учредителем управления управляющему ценных бумаг для цели получения по ним исполнения или продажи; при этом права и обязанности управляющего возникают лишь в части, относящейся к получению исполнения или продаже указанных ценных бумаг; 2) в части, относящейся к правам и обязанностям сторон в связи с доверительным управлением средствами инвестирования в ценные бумаги, договор действует лишь с момента получения доверительным управляющим денежных средств (п. 4.6 Положения ФКЦБ).
Представляется, однако, что первое правило не имеет отношения к обязательствам по доверительному управлению имуществом: вместо осуществления управления имуществом на доверительного управляющего возлагается обязанность получить исполнение по ценным бумагам или продать указанные ценные бумаги. Такого рода отношения составляют предмет договора поручения (когда управляющий действует от имени учредителя и по его доверенности), комиссии или агентского договора (когда управляющий действует от своего имени), но никак не предмет договора доверительного управления. А вот передача вырученных сумм доверительному управляющему может рассматриваться в качестве предмета договора доверительного управления. Следовательно, в данном случае речь идет о смешанном договоре, включающем в себя права и обязанности сторон, относящиеся к различным типам договорных обязательств. Обеспечение правового регулирования таких договоров достигается, как известно, путем применения к возникающим правоотношениям норм, регламентирующих соответствующие обязательства (ст. 421 ГК).
Совершенно излишним представляется содержащееся в Положении ФКЦБ правило о том, что денежные средства, приобретаемые доверительным управляющим в собственность учредителя управления в процессе исполнения договора, становятся объектом доверительного управления с момента передачи их собственниками или иными правомерными владельцами доверительному управляющему и что при этом заключения дополнительных соглашений о передаче этих денежных средств в доверительное управление не требуется (п. 4.7). Дело в том, что в данном случае речь идет об исполнении договора доверительного управления, а возникающие при этом правоотношения подпадают под действие п. 2 ст. 1020 ГК, согласно которому права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав переданного в доверительное управление имущества.
Непосредственное отношение к заключению договора доверительного управления ценными бумагами имеет вопрос о так называемой инвестиционной декларации доверительного управляющего. Положением ФКЦБ (п. 7.1) установлено, что, помимо перечисленных в законодательстве обязательных условий договора доверительного управления, договор, предусматривающий передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги, должен содержать инвестиционную декларацию управляющего, определяющую направления и способы инвестирования денежных средств учредителя управления.
Инвестиционная декларация доверительного управляющего признается неотъемлемой частью договора доверительного управления, а ее положения - обязательными для их надлежащего исполнения управляющим на одинаковых основаниях с прочими положениями договора. Более того, заключение договора влечет за собой признание согласия учредителя управления со всеми изложенными в инвестиционной декларации положениями, включая согласие на инвестирование принадлежащих ему денежных средств в любые перечисленные в декларации ценные бумаги - объекты инвестирования (п. 7.2 Положения ФКЦБ).
Инвестиционная декларация доверительного управляющего должна содержать следующие сведения: определение цели доверительного управления; перечень надлежащих объектов инвестирования денежных средств учредителя управления, т.е. таких ценных бумаг, приобретение которых управляющим в составе имущества учредителя управления является правомерным; сведения о структуре активов, сохранять которую в течение всего срока действия договора берется доверительный управляющий (соотношение между ценными бумагами различных видов и эмитентов; соотношение между ценными бумагами и денежными средствами данного учредителя управления); срок, в течение которого положения инвестиционной декларации остаются обязательными для управляющего (п. 7.3 Положения ФКЦБ).
Судя по Положению ФКЦБ, по мысли его разработчиков, инвестиционная декларация доверительного управляющего представляет собой неотъемлемую часть всякого конкретного договора доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, а условия, содержащиеся в декларации, являются одновременно существенными условиями такого договора.
В связи с этим по порядку заключения единый договор доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги как бы делится на две самостоятельные части: условия, касающиеся доверительного управления ценными бумагами, согласовываются сторонами в обычном порядке; в свою очередь, достижение соглашения по этим условиям (подписание договора) автоматически влечет за собой согласие учредителя доверительного управления на все условия инвестиционной декларации, разработанные доверительным управляющим в одностороннем порядке. Получается, что в этой части рассматриваемый договор заключается путем присоединения учредителя доверительного управления к стандартным условиям, разработанным доверительным управляющим.
Вместе с тем такой порядок заключения договора доверительного управления имуществом (разными способами в отношении его разных частей) никак не укладывается в конструкцию договора присоединения. Как известно, договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК).
Очевидно, что составной частью договора доверительного управления инвестиционная декларация доверительного управляющего может быть лишь в том случае, если таковой ее сделают сами стороны. Иными словами, текст договора доверительного управления должен включать для этого положение о том, что стороны считают инвестиционную декларацию доверительного управляющего неотъемлемой частью заключенного ими договора. Сам же факт заключения договора доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги при отсутствии в нем такого положения не может означать, что инвестиционная декларация доверительного управляющего стала частью этого договора, поскольку на этот счет отсутствует волеизъявление сторон. Что касается Положения ФКЦБ, включающего в себя соответствующее предписание, то оно в этой части противоречит основополагающим положениям ГК о свободе договора (ст. 421) и порядке его заключения (ст. 435 - 438) и по этой причине не подлежит применению.
Особенности заключения договора
с кредитной организацией
Как отмечалось ранее, отношения, связанные с доверительным управлением ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, осуществляемым кредитными организациями, в настоящее время регулируются Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 2 июля 1997 г. N 63 (с учетом внесенных в нее изменений и дополнений) "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерского учета этих операций кредитными организациями Российской Федерации" (далее - Инструкция ЦБ РФ). Поскольку данный нормативный акт (столь же сомнительный по своей юридической силе, как и Положение ФКЦБ) носит по сравнению с Положением ФКЦБ специальный характер, он должен иметь преимущество в правоприменении. Положение ФКЦБ может применяться к правоотношениям доверительного управления, осуществляемого кредитными организациями, лишь субсидиарно, и только к тем отношениям, которые не урегулированы Инструкцией ЦБ РФ.
Согласно Инструкции ЦБ РФ (п. 2.4) договор доверительного управления имуществом может предусматривать управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц (индивидуальный договор доверительного управления) или с объединением имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс - общий фонд банковского управления - наряду с имуществом других лиц. ОФБУ (по версии Инструкции ЦБ РФ) представляет собой имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Факт передачи имущества в доверительное управление и размер доли учредителя в составе ОФБУ удостоверяются специальным документом - сертификатом долевого участия.
Придание ОФБУ режима имущественного комплекса, принадлежащего учредителям доверительного управления на праве общей долевой собственности, не имеет под собой какого-либо законного основания. Положение, содержащееся в ст. 1025 ГК, согласно которому при передаче в доверительное управление ценных бумаг может быть предусмотрено объединение ценных бумаг, передаваемых в доверительное управление разными лицами, вовсе не имело в виду, что в результате такого объединения появится некий имущественный комплекс, принадлежащий учредителям доверительного управления на праве общей собственности. Данное положение ГК скорее относится к числу технических правил, регламентирующих порядок исполнения доверительным управляющим его обязательств по доверительному управлению ценными бумагами, принадлежащими разным лицам, которое не затрагивает существа правоотношений, складывающихся между доверительным управляющим и каждым отдельным учредителем доверительного управления. Существо этих правоотношений состоит в том, что доверительный управляющий осуществляет управление ценными бумагами каждого из учредителей доверительного управления, а не их долями в праве общей собственности.
Как известно, общая собственность на делимое имущество (к каковому, безусловно, относятся ценные бумаги) возникает в случаях, предусмотренных законом (к каковым, конечно же, не относится Инструкция ЦБ РФ) или договором (который, естественно, заключают потенциальные сособственники), как это предусмотрено п. 4 ст. 244 ГК. Что же касается факта заключения договоров доверительного управления ценными бумагами одним доверительным управляющим с несколькими лицами, то он никак не может служить основанием возникновения общей собственности.
С практической точки зрения отнесение объединенных доверительным управляющим ценных бумаг разных лиц к объектам общей долевой собственности также лишено смысла. Ведь в этом случае правоотношения, складывающиеся между всеми учредителями и доверительным управляющим, подпадают под действие норм, содержащихся в гл. 16 ГК "Общая собственность" (ст. 244 - 259), и тогда, например, доверительный управляющий будет распоряжаться переданными ему ценными бумагами, а учредители - своими долями в праве общей собственности с учетом права преимущественной покупки иных сособственников (ст. 250 ГК). Во избежание подобных проблем необходимо (и намного проще!) сделать вывод о том, что положение, содержащееся в Инструкции ЦБ РФ, о праве общей долевой собственности учредителей доверительного управления на имущественный комплекс, составляющий ОФБУ, противоречит закону и по этой причине не имеет правового значения.
Создание кредитными организациями ОФБУ допускается при соблюдении следующих требований: с момента государственной регистрации кредитной организации прошло не менее одного года; размер собственных средств (капитала) кредитной организации должен составлять не менее 100 млн. рублей; сама кредитная организация по финансовому состоянию относится к первой категории ("финансово стабильные банки") (п. 6.3 Инструкции ЦБ РФ).
Между кредитной организацией, создающей ОФБУ, и каждым из учредителей, чьи ценные бумаги и денежные средства аккумулируются кредитной организацией в ОФБУ, заключаются договоры доверительного управления. Банком России разработаны Общие условия создания и доверительного управления имуществом общего фонда банковского управления (приложение N 2 к Инструкции ЦБ РФ). Однако указанные Общие условия носят рекомендательный характер и могут быть использованы кредитными организациями в качестве примерных условий договоров доверительного управления либо для разработки стандартной формы указанных договоров в целях применения при их заключении модели договора присоединения (п. 6.4 Инструкции ЦБ РФ).
Кредитная организация обязана зарегистрировать ОФБУ в территориальном управлении Банка России. Для регистрации ОФБУ в регистрирующий орган представляются следующие документы: заявление на регистрацию; общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ; инвестиционная декларация; бухгалтерский баланс кредитной организации по счетам второго порядка, по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о создании ОФБУ; расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации, выполнения обязательных резервных требований, а также обязательств кредитной организации перед Банком России в течение года перед принятием решения о создании ОФБУ.
Как видим, среди документов, представляемых кредитной организацией на регистрацию ОФБУ, имеется инвестиционная декларация кредитной организации - доверительного управляющего. Однако, в отличие от Положения ФКЦБ, Инструкция ЦБ РФ не придает инвестиционной декларации характер неотъемлемой части конкретных договоров доверительного управления, каковой она должна становиться (по мысли ФКЦБ) в силу лишь самого факта подписания учредителями управления договоров доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги. Здесь инвестиционная декларация служит одним из оснований регистрации ОФБУ, а собственно договор доверительного управления заключается на основе общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ, в том числе и путем присоединения учредителей к названным условиям, если они выражены в стандартной форме договора доверительного управления, разработанной кредитной организацией.
Заключение договоров доверительного управления имуществом ОФБУ с учредителями управления и совершение операций по управлению ОФБУ осуществляются служащими кредитной организации, выступающей в роли доверительного управляющего, на основе доверенности либо руководителями кредитной организации, действующими в соответствии с ее уставом без доверенности.
Порядок заключения договора доверительного
управления государственными пакетами акций
Существенные особенности, касающиеся порядка заключения договора доверительного управления имуществом, предусмотрены в отношении такого объекта доверительного управления, как принадлежащие государству акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 декабря 1996 г. N 1660 "О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации" (п. 1) передача в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляется по итогам конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями, проводимого по решению Правительства Российской Федерации.
Порядок проведения таких конкурсов регулируется Правилами проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1997 г. N 989 "О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями".
В соответствии с названными Правилами (п. 2) не менее чем за 30 дней до проведения конкурса в специализированном издании Российского фонда федерального имущества должно быть опубликовано информационное сообщение о проведении конкурса и его условиях. Указанное информационное сообщение должно содержать следующие сведения: наименование акционерного общества, акции которого передаются в доверительное управление; категорию (тип) передаваемых в доверительное управление акций, их номинальную стоимость и цену; количество передаваемых в доверительное управление акций и их долю в уставном капитале акционерного общества; способ обеспечения исполнения доверительным управляющим обязательств по договору доверительного управления (залог, банковская гарантия) и размер этого обеспечения; утвержденный комиссией по проведению конкурсов текст договора, а также срок, на который заключается указанный договор; срок подачи заявок на участие в конкурсе с прилагаемыми документами; дату, время и место проведения конкурса; порядок определения победителя конкурса; срок, в течение которого должен быть подписан договор с победителем конкурса, и некоторые другие сведения.
Круг участников конкурса ограничен теми юридическими лицами, которые имеют чистые активы либо собственные средства, составляющие не менее 20% цены акций, передаваемых в доверительное управление, а также обладают лицензией на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами.
Для участия в конкурсе должна быть подана заявка, составленная по установленной форме, и конкурсное предложение с необходимыми приложениями, в числе которых должно быть заключение о соответствии представленных документов антимонопольному законодательству. Конкурсные предложения принимаются комиссией в запечатанных конвертах.
Конкурсное предложение заявителя должно содержать программу деятельности доверительного управляющего, но не более предельного размера, указанного в информационном сообщении.
По результатам рассмотрения конкурсных предложений участников конкурса комиссия определяет победителя конкурса. Победителем конкурса признается лицо, которое, по мнению комиссии, внесло наиболее обоснованное конкурсное предложение и имеет наилучшие профессиональные возможности для его реализации. При этом учитываются также указанные участником конкурса размер возмещения расходов и размер вознаграждения доверительного управляющего.
Результаты конкурса оформляются протоколом комиссии в двух экземплярах, которые подписываются в день подведения итогов конкурса всеми присутствующими членами комиссии и победителем конкурса. Один экземпляр протокола передается победителю конкурса, который в течение 15 дней с даты подписания протокола обязан предоставить Мингосимуществу требуемое по условиям конкурса обеспечение исполнения доверительным управляющим обязательств по доверительному управлению государственными акциями.
В качестве надлежащих способов обеспечения исполнения обязательств по договору доверительного управления признаются согласованная с учредителем управления (в части банка-гаранта) безотзывная банковская гарантия или залог, предметом которого являются имеющие высокую степень ликвидности и принадлежащие доверительному управляющему на праве собственности объекты недвижимого имущества, ценные бумаги или денежные средства. Причем стоимость предоставляемого обеспечения не может быть меньше стоимости передаваемых в доверительное управление акций (п. 20 Правил).
Собственно договор доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерного общества заключается в месячный срок с даты подписания протокола от имени Российской Федерации Мингосимуществом с победителем конкурса (при условии предоставления обеспечения), и с этого момента последний приобретает статус доверительного управляющего.
Учредитель управления в течение 10 дней с даты подписания договора доверительного управления акциями должен обеспечить внесение в реестр акционеров акционерного общества соответствующей записи о переходе владения акциями к доверительному управляющему.
Договор доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует в течение срока, установленного договором, но не более трех лет.
- Введение
- Глава 1. Договор подряда
- 1. Понятие договора подряда
- 2. Договор подряда в Гражданском кодексе рф
- 3. Договор подряда и смежные договоры
- 4. Источники правового регулирования договора
- 5. Стороны в договоре
- 6. Порядок заключения договора
- 7. Права и обязанности сторон
- 8. Прекращение договора
- Глава 2. Договор бытового подряда
- 1. Понятие договора бытового подряда
- 2. Источники правового регулирования договора
- 3. Стороны в договоре
- 4. Порядок заключения договора
- 5. Права и обязанности сторон
- 6. Прекращение договора
- Глава 3. Договор строительного подряда
- 1. Понятие договора строительного подряда
- 2. Договор строительного подряда
- 3. Стороны в договоре
- 4. Риск и страхование
- 5. Права и обязанности сторон
- Глава 4. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
- 1. Понятие договора на выполнение
- 2. Договор подряда на выполнение проектных
- 3. Стороны в договоре
- 4. Права и обязанности сторон
- Глава 5. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд
- 1. Понятие государственного контракта на выполнение
- 2. Источники правового регулирования
- 3. Стороны в государственном контракте
- 4. Порядок заключения государственного контракта
- 5. Прекращение и изменение государственного контракта
- Глава 6. Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- 1. Понятие договоров на выполнение
- Глава 38 гк охватывает два вида договоров, составляющих в совокупности единый тип.
- 2. Правовое регулирование договоров на выполнение
- 3. Права и обязанности сторон
- Глава 7. Договор возмездного оказания услуг
- 1. Понятие договора возмездного оказания услуг
- 2. Договор возмездного оказания услуг
- 3. Договор возмездного оказания услуг
- 4. Источники правового регулирования
- 5. Стороны в договоре
- 6. Порядок заключения договора
- 7. Права и обязанности сторон
- 8. Прекращение договора
- Глава 8. Договор поручения
- 1. Понятие договора поручения
- 2. Договор поручения в Гражданском кодексе рф
- 3. Договор поручения и смежные договоры
- 4. Источники правового регулирования договора
- 5. Стороны в договоре
- 6. Полномочия
- 7. Порядок заключения договора
- 8. Права и обязанности сторон в договоре
- 9. Прекращение договора
- Глава 9. Действия в чужом интересе без поручения
- 1. Понятие обязательства из действий
- 2. Квалификация обязательства, возникающего
- 3. Стороны в обязательстве
- 4. Обязательства из действий в чужом интересе
- 5. Права и обязанности сторон
- Глава 10. Договор комиссии
- 1. Понятие договора
- 2. Договор комиссии в Гражданском кодексе рф
- 3. Договор комиссии и смежные договоры
- 4. Источники правового регулирования договора
- 5. Стороны в договоре
- 6. Порядок заключения договора
- 7. Права и обязанности сторон
- 8. Прекращение договора
- Глава 11. Агентский договор
- 1. Понятие агентского договора
- 2. Агентский договор в Гражданском кодексе рф
- 3. Агентский договор и смежные договоры
- 4. Источники правового регулирования
- 5. Стороны в договоре
- 6. Порядок заключения договора
- 7. Права и обязанности сторон
- 8. Прекращение договора
- Глава 12. Договор страхования
- 1. Понятие о страховании и договоре страхования
- 2. История развития института
- 3. Источники правового регулирования
- 4. Участники страховых отношений
- 5. Страховые термины
- 6. Общие положения о договоре страхования
- 7. Договор страхования и смежные договоры
- 8. Заключение договора
- 9. Права и обязанности сторон
- 10. Договор имущественного страхования
- 11. Договор личного страхования
- 12. Обязательное страхование
- Глава 13. Договор хранения
- I. Общие положения о договоре хранения
- 1. Понятие договора хранения
- 2. Договор хранения в Гражданском кодексе рф
- 3. Договор хранения и смежные договоры
- 4. Источники правового регулирования договора
- 5. Стороны в договоре
- 6. Порядок заключения договора
- 7. Права и обязанности сторон
- II. Хранение на товарном складе
- III. Специальные виды хранения
- Глава 14. Доверительное управление имуществом как правоотношение
- 1. Понятие и сфера применения
- 2. Траст (доверительная собственность)
- 3. Возникновение "траста" и доверительного управления
- Глава 15. Договор доверительного управления имуществом
- 1. Понятие и общая характеристика
- 2. Субъекты договорных отношений
- 3. Объекты доверительного управления
- 4. Форма и существенные условия договора
- 5. Содержание договора и исполнение обязательств
- 6. Ответственность по договору
- 7. Прекращение договора
- Глава 16. Особенности доверительного управления ценными бумагами
- 1. Система правового регулирования
- 2. Заключение договора
- 3. Исполнение обязательств
- 4. Прекращение договора
- Глава 17. "доверительное управление" денежными средствами
- 1. Правовое регулирование
- 2. Деньги как объект доверительного управления
- 3. Заключение, исполнение и прекращение договора
- Глава 18. Договор коммерческой концессии
- 1. Понятие и сфера применения
- 2. Объекты договора коммерческой концессии
- 3. Субъекты договора
- 4. Форма договора и порядок его заключения
- 5. Содержание договора
- 6. Исполнение обязательств
- 7. Возобновление, изменение и прекращение договора
- 8. Коммерческая субконцессия
- Ссылки на правовые акты (Перечень ссылок подготовлен специалистами КонсультантПлюс)