logo search
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Актуальная бесконечность--см. Бесконечность.

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia —неожиданно появля­ющееся)—несущественное, изменчивое, случайное в про­тивоположность сущностному, «эссенциальному» в пред­мете или в определении предмета.

Термин в его греческом варианте (оуцр£р"т|кб^) ввел Ари­стотель и выделил два основных смысла употребления в философии (Met. IV 30, 1025а 14; V 2, 1026b 35; X 8, 1065а 4; Phys. II4,196 b 28). В первом смысле термин обозначает качество, которое не является существенным для данной вещи, то, что отнюдь не всегда и не обязательно принад­лежит ей. Аристотель приводит приписываемое Сократу определение акцидентального по отношению к человеку— «быть музыкальным» в противоположность «быть рацио­нальным» и «быть животным», которые не являются ак-цидентальными. Во втором смысле термин употребляется для обозначения того, что принадлежит вещи, но не входит в ее сущность: акциденция фиксирует сосуществование случайности и необходимости, возможности и причинной обусловленности.-В качестве классического примера ис­пользуется высказывание «копая трюфели, я найду сокро­вища». Ход рассуждений следующий: «копание» не явля­ется акциденцией, и поскольку сокровище было там все­гда, то факт нахождения сокровищ при условии копать в этом месте предопределен, детерминирован.. В то же

время нахождение клада —акциденция, поскольку копание было копанием трюфелей, а не сокровища. Плотин раз­личает акциденции вещей и их сущность (Епп. И, 6, 2), Порфирий — отделимые и неотделимые акциденции. Бо­эций в «Комментариях к Порфирию» связывает акциден­цию с привходящими признаками. В схоластике выделя­ются реальные акциденции, которые могут существовать самостоятельно.

В новой философии вместе с критикой понятия мате­риальной субстанции отрицается и понятие акциденции (см., напр., Беркли. Соч. М., 1978, с. 205), хотя понятие модуса в философии Спинозы как обозначение индивиду­ального проявления субстанции может быть понято как развитие понятия акциденции. Кант связывает акциден­ции с изменчивостью субстанции (Критика чистого ра­зума. М, 1998, с. 297, 229-230). Д. С. Милль называет акциденциями все атрибуты вещи, которые заключены в значении имени (Логика, 1158). В современной аналити­ческой философии (напр., Austin J. L. A plea for Excuses.— «Philosophical Papers». Oxf., 1961) события, акцидентальные с точки зрения одного описания, считаются детерминиро­ванными с точки зрения другого.

А. А. Костикова

АКЦИДЕНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражается терминами «'арад», «'арид» и, как правило, противопоставляется субстанции (джавхар) или телу (джисм).

В мутазилизме акциденция логически вторична в отноше­нии понятия «смысл» (ма'нан). Некоторые мутазилиты счи­тали такие «смыслы» именно акциденциями, а не атрибута­ми (сифа, васф), понимая под атрибутами предикаты в речи (напр., «движущееся»), а под акциденциями —качества в вещах (само движение), другие называли их атрибутами, но не акциденциями. В качестве причин, по которым имеющиеся в телах «смыслы» названы акциденциями, му­тазилиты упоминали этимологические: акциденции «случа­ются» (та'тарид) в телах и являются «преходящими» ('арид, 'арад), и терминологические: термин «акциденция» введен мутакаллимами по их усмотрению. Большинство мутазили-тов указывали, что акциденция является несамостоятель­ной (ла йакум би-нафси-хи), что она непременно имеет место (макан) и находится в теле, однако ал-'Аллаф считал, что некоторые акциденции, напр, время, пребывание или гибель вещи, воля Бога, могут быть вне места и не в теле. В каламе были поставлены следующие основные пробле­мы, касающиеся акциденций: каковы их классы? Может ли существовать тело, лишенное всех или некоторых ак­циденций? Благодаря чему они привходят в тело? Пребы­вают ли они? Могут ли они быть «воспроизведены» (и'ада)? Есть ли разница между «воспроизведением» и «восстановлением» (исти'наф)?

Одни мутазилиты считали, что есть только два класса акциденций: движение и покой-, все прочие сводятся к ним. Другие признавали в качестве действительных ка­тегорий все акциденции или какую-либо их часть. Некото­рые к числу акциденций, когда речь шла об атомах, от­носили шесть пространственных «направлений» (джихат). Существовали различные мнения о том, могут ли атомы обладать всеми акциденциями (см. Атомизм), а также о со­четаемости акциденций в связи с проблемой противопо­ложности. Некоторые мутазилиты выделяли акциденции, без которых тело не может существовать (напр., состав-ность), другие считали, что может быть тело без всяких акциденций. Одни мутазилиты считали, что акциденции привходят в тело благодаря возникновению в нем некото­рого «смысла», который в свою очередь может быть обус­ловлен или не обусловлен другим «смыслом», другие, а также ашариты, снимали проблему обоснования привхо-ждения акциденций и говорили, что для них иметься в теле и возникать (худус) в нем —одно и то же. Большинство мутакаллимов считали, что акциденции не пребывают бо­лее двух мгновений. Ал-Джубба'й, опираясь на понятия «перенесения вперед» (такдйм) и «назад» (та'хйр), доказы­вал, что не могут воспроизводиться те акциденции, о кото­рых мы знаем, как они устроены, которые сами можем произвести и которые не пребывают, а прочие могут. Те, кто различал «воспроизводимую» акциденцию и акциден­цию, «восстанавливаемую» после несуществования, указы­вал во втором случае на утвержденность ее «оности» (субут хувиййа; см. Сущность) в состоянии несуществования. В отличие от калама, в арабоязычном перипатетизме, а также в исмаилизме в соответствии с аристотелевским учением в число акциденций не включаются универсалии, образующие субстанциальные формы. Акциденция пони­мается как дихотомическая понятию субстанции, любая вещь оказывается либо субстанцией, либо акциденцией. К акциденциям относятся девять аристотелевских катего­рий, за исключением субстанции, проблема акциденций рассматривается соответственно как проблема предика­ции, и снимаются метафизические вопросы, занимавшие мутакаллимов. Схожей позиции придерживался ас-Сухра-еард'ч, который, однако, считал, что акциденции входят в «чтойность» вещи.

В суфизме происходит возрождение атомистического пони­мания времени и соответственно проблематики, связанной с акциденциями, а также тезиса о ежемгновенном обнов­лении мироздания. Вместе с тем Ибн 'Араба считал, что понятие акциденции как реально отличное от субстанции неверно, поскольку субстанция не служит ее вместили­щем, но акциденция находится «там же», где субстанция. Кроме того, сама субстанция является акциденцией и не может быть отличена от нее, поскольку определения типа «занимающее место» (мутахаййиз) или «принимающее ак­циденцию» указывают на акцидентальные, а не самостоя­тельные признаки. Поэтому все мироздание понимается в суфизме как совокупность акциденций.

А. В. Смирнов