logo search
КЛ_ИДЗИС

Методы развития творческого воображения. Триз

В СССР с конца 40-х годов началась разработка теории научно-технического творчества, или как ее иначе называют, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ее составной частью, основным рабочим инструментом является АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач, предложенный Г.С. Альтшуллером.

АРИЗ – это комплексная программа, основанная на законах развития технических систем и позволяющая проанализировать исходную задачу, построить ее модель, выявить противоречие, мешающее получению желаемого результата обычными (известными) путями, и найти наиболее эффективный прием разрешения этого противоречия.

Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счет снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  1. решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

  2. прогнозирование развития технических систем;

  3. развитие творческого воображения и мышления;

  4. развитие качеств творческой личности и развитие творческих коллективов.

ТРИЗ не является строгой научнойтеорией. ТРИЗ представляет собой обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства и развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач втехническойобласти и сегодня использутся в нетехнических областях (бизнес, искусство, педагогика, политика и др.).