Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
С.Н.Лаврентьев,
проректорАкадемии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Время принятияКонституции Республики Башкортостан (декабрь1993года), конечно, немогло не оказать своеговлияния на ее содержание.
Конституция задумывалась как программагосударственно-политического развития Башкортостана. Основной Закон определил контуры будущего гражданского общества в республике, его политические и социальные ценности. В этом смысле Конституцияпредставляет собой программный документ для будущего гражданского общества Башкортостана, в ней заложены его идейно-политические, философские, доктри-нальные принципы.
Целью Конституции республики является свободное демократическое общество,в центре которого - человек, его интересы и права, его охраняемая закономдостойная жизнь. Это общество,которое освободиласьотдогм и кошмаровтоталитаризма, изжило из себя диктат партийной идеологии. Это общество, в которомсам человек является стержнем экономической,социальной и политической жизни.
Основой гражданского общества является человек и условия, создаваемые государством для реализации его конструктивно-созидательной сущности.
Конституция Республики Башкортостан - это Конституция независимогоправосудия, которое должно противостоять произволу, защититьправаи свободы человека, обеспечить верховенство и непререкаемость законов,что является главной и определяющей чертой правового государства, возникающего и сохраняющегося только в условияхсуществования устойчивого гражданского общества.
Достижение состояния гражданского общества означает наделение людей, независимо от ихнациональности и пола, религиозной принадлежности, цвета кожи,их общественных интересов иполитических предпочтений, одинаковыми основными правами - как правами человека, такими,какнеприкосновенность личности и свобода слова, так и гражданскими правами на участие граждан в политической и общественной жизни, на равные условия на рынке труда, а также правом на собственную культуру.
Гражданское обществоопределяет в практическом, почти юридическом
плане, - это декларировано в Конституции Республики Башкортостан, - все то общее, что присуще всем людям, чтобы затем дать им свободу быть разными. '
Конечно, в Конституции Республики Башкортостан всестатьи не могли бытьдетализированы, особенно если учесть, чтореспублика, как и страна в целом, досих пор находится в состоянии системного реформирования, затрагивающего экономику, общественную жизнь, политические институты.
Следует обратить внимание на различия между развитыми демократиями, где правовое государство и гражданское общество уже сложились, и странами, в которых демократический процесс находится на стадии становления. Нормальный конституционный процесс исходит из того, что система уже существует и общество должно лишь повышать ее эффективность. Существенно отличается конституционный процесс в модернизирующемся обществе: старая традиционная система неприемлема, а новая может быть уже конституирована, но еще не в состоянии работать эффективно и целостно.
В этих условиях неизбежно возникновение напряжения между конституционным идеалом и реальной практикой правового регулирования:
Конституция в этих условиях является не столькофиксацией реального положения вещей, сколькопрограммой предстоящих изменений, а также масштабом ихсоциальных возможностей.
Конституция Республики Башкортостан прописывает условия самостоятельности гражданского общества, которая проявляется в деятельности политических партий, движений, групп интересов, в экстремальной активности населения.
Республиканская форма проявления с наличием института президентской власти положительно воспринимается подавляющим большинством населения. При этом основная масса населения (46 процентов опрошенных) считает, что Республика Башкортостан должна развиваться в составе Российской Федерации. За возвращение к прежнему состоянию -автономии в составе восстановленного СССР - высказываются 28 процентов респондентов, 24 процента опрошенных считают необходимым довести республику до полной независимости.
Позиция населения относительно экономических основ государственности также вполне ясна. Абсолютное большинство населения расценивает переход к рынку как неизбежный путь развития общества. Противников этого процесса примерно 13 процентов.
Как показывают многочисленные социологические исследования, судебная власть не воспринимается как политическая сила.
Исторически внашей стране,и наша республика не являетсяисключением, сложился психологический стереотип на уровнементальности - в силу закона люди не всегда верят.
Республиканские средства массовой информации невоспринимаются как «четвертая власть». Их роль вполитическом процессе ритуальна и вторична. Только Башкирское телевидение оказывает определенное влияние на население сельскихрайонов республики и на людей с высшим образованием. В этом отношении роль «OPT», «FTP», «HTB»гораздо выше.
Политические партии в Башкортостане до сего дня находятся на стадии становления и реорганизации. И хотя в Башкортостане принят закон о политических партиях, политические процессы в республике показывают, что возможности их самостоятельного развития и превращения в авторитетные и влиятельные силы в общественной жизни региона достаточно ограничены. Без серьезной поддержки государства становление оптимальной многопартийной системы будет продолжаться еще долго.
В настоящее время небольшая часть населения не только осознает необходимость становления гражданского общества, но и более того готова формировать его структуры и элементы. На основании данных социологии от 10 до 15 процентов населения можно считать сторонниками политической культуры участия. Еще около 20-30 процентов населения в той или иной степени в своем политическом поведении демонстрируют элементы культуры участия, но вместе с тем у них достаточно сильны стереотипы культуры подчинения. Это слой переходной стадии.
Традиционное политическое поведение демонстрирует 60-70 процентов населения. Это люди, не готовые на сегодняшний день к жизни в открытом обществе. Культура подчинения кажется им вполне естественной при том образе жизни, который они ведут.
Каков дальнейшийпуть конституционного развития? Главное сегодня - полностью использовать заключенный в Конституции Республики Башкортостан демократический потенциал в процессе дальнейшего законотворчества.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система