Из истории подготовки конституции республики башкортостан
З.И Еникеев,
ПредседательКомитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан
Сразу же после принятия Декларации о государственном суверенитете уже 13 октября 1990 года Верховный Совет Башкирской ССР образовал Конституционную комиссию. В состав Комиссии входили народные депутаты Башкирской ССР, руководители республиканского ранга и ученые-юристы. Председателем Конституционной комиссии был избран Председатель Верховного Совета М.Рахимов. Им же в октябре 1990 года было издано распоряжение «О мерах по обеспечению работы над проектом Конституции Башкирской ССР». Согласно распоряжению для работы по проекту Конституции и выработки концепций были сформированы рабочие группы по следующим направлениям: «Общие положения Конституционного строя Башкирской ССР», «Права человека и их гарантии», «Государственное устройство Башкирской ССР, ее место в системе социалистических республик», «Высшие и центральные органы Башкирской ССР», «Экономическая система», «Избирательная система. Народный депутат», «Органы местного самоуправления Башкирской ССР», «Судебно-правовая система Башкирской ССР», «Государственные символы и столица Башкирской ССР». Для непосредственной работы в целом над текстом Конституции была образована общая рабочая группа Конституционной комиссии в составе 6 человек из числа юристов.
Для работы по учету предложений, замечаний и дополнений по проекту Конституции, обеспечения деятельности Конституционной комиссии Секретариату Верховного Совета Башкирской ССР было поручено образовать организационно-аналитическую группу по следующей структуре:
а) организационного обеспечения - 3 человека;
б) первичной обработки поступающих предложений - 3 человека. Секретариату с участием Министерства юстиции республики было поручено создать группу юридической и стилистической обработки проекта Конституции Башкирской ССР. Однако названные группы не были созданы и работу над текстом Конституции провели члены Общей рабочей группы Конституционной комиссии и специалисты Отдела по вопросам
законодательства и правопорядка Секретариата Верховного Совета Башкирской ССР.
28 ноября 1990 года состоялосьорганизационное заседание Конституционной комиссии, на котором были утверждены концепция, структурапроектаКонституции, план работы Конституционной комиссии и ее рабочих групп. Был избран Ответственный секретарь Конституционной комиссии Республики Башкортостан, которыйбыл наделен правом ведения заседаний Конституционной комиссии Башкирской ССР в периодотсутствия Председателя.
Работу над текстом проекта Конституции условно можно разделить на следующие этапы. Первый этап - подготовка так называемого «нулевого варианта» или же предмета для обсуждения. Он был разработан к августу 1991 года. В частности, был предусмотрен такой архаический, неоправдавший себя институт, как Съезд народных депутатов Республики Башкортостан, который избирал Президента и являлся высшим органом государственной власти.
В октябре 1991 года были получены отзывы на проект от субъектов законодательной инициативы. Министерства и ведомства представили свои замечания и пожелания, например, Министерство юстиции Республики Башкортостан - подробный сравнительный анализ проекта Конституции Республики Башкортостан с проектом Конституции Российской Федерации.
На втором этапе подготовки Конституции производились доработки с учетом замечаний и пожеланий. Распад союзного государства в результате реализации Беловежских соглашений существенно повлиял на Концепцию проекта Конституции.
В марта 1992 года переработанный вариант был одобрен Конституционной комиссией и внесен на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан
Верховный Совет 3 апреля 1992 года принял к сведению тот факт, что Конституционной комиссией подготовлен проект Конституции Республики Башкортостан. Конституционной комиссии было предложено доработать проект Конституции, после чего опубликовать его в республиканской печати для всенародного обсуждения. В мае 1992 года на заседаниях Конституционной комиссии народные депутаты Республики Башкортостан обсудили проект с учетом замечаний и предложений, после чего 9 июня 1992 года его опубликовали на страницах республиканской печати. 15 июня 1992 года проект Конституции был принят в первом чтении. I
Проект состоял изследующих разделов и глав:
Преамбула
I. Основы конституционного строя Республики Башкортостан П. Основные права» свободы и обязанности человека и гражданина:
I .Общие положения
2.Гражданство
3.Гражданские и политические права граждан
4-Экономические, социальные и культурные права и свободы
5-Гарантии прави свобод6. Обязанности.
Ill,Структуры гражданского общества в Республике Башкортостан:
7-Собственность, труд, предпринимательство
8. Общественные объединения
9.Религияи религиозные объединения Ю.Воспитание, образование, наука, культура
II .Семья
12.Средства массовой информации.
IV.Предмет ведения Республики Башкортостан
V. Система государственной власти и местного самоуправления:
13,ВерховныЙ Совет - Меджлис Республики Башкортостан 14.Депутат Верховного Совета Республики Башкортостан 15-Президент Республики Башкортостан
16.Система республиканской исполнительной власти
17.Судебная власть
^.Прокуратура, адвокатура, нотариат
19.0сновы и пределы местного самоуправления
20.Финансы и бюджет
21.Оборона ибезопасность
22.Государственная служба
23 .Чрезвычайное положение.
VI. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан
VII. Заключительные положения:
24.Атрибуты государственного суверенитета в Республике Башкортостан;
25.Вступление в силу и порядок изменения Конституции Республики Башкортостан.
В последующей работе над проектом раздел третий «Структура гражданского общества» был существенно переработан. Эти вопросы нашли свое отражение во втором разделе принятой Конституции, где речь идет о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. Раздел четвертый - о предметах ведения Республики Башкортостан был трансформиро-
ванв отдельную главу под названием«Республика Башкортостан - суве- -4 ренноегосударство». Вместооднопалатного Верховного Совета -меджлисе, который являлся высшим представительным и единственным законе- :
дательным органом, действующим на профессиональной основе, было предусмотрено в качестве Парламента двухпалатное Государственное Со-,. брание - Курултай Республики Башкортостан. Полномочия Государствен- • ного Собрания определены исходя из принципа разделения властей. В частности, уточнены контрольные функции Парламента. Для этих целей предусмотрено создание института Комитета парламентского контроля. Если в первоначальном проекте институт омбудсмена был представлен под названием «народного правозащитника», то в новом проекте - «Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека». Принимая во внимание печальную участь вице-президентов в истории Союза ССР и Российской Федерации, такой институт был исключен из проекта.
Существенно была переработана глава о системе республиканской ;
исполнительной власти. В частности, исключили статью, где речь шла об ;
учреждении Государственного Совета Республики Башкортостан. Госу- :
дарственный Совет был призван вырабатывать рекомендации для Президента Республики Башкортостан по основным направлениям внутренней и внешней политики Республики Башкортостан, обеспечивать взаимодей- :
ствие Президента Республики Башкортостан с государственными органа- \ ми и учреждениями, общественными объединениями, Российской Федерацией, другими республиками и государствами.
Главы «Оборона и безопасность», «Государственная служба», ;
«Чрезвычайное положение» были исключены из проекта Конституции. '•
В целом проект Конституции подвергся существенной переработке с . учетом положений Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан.
Интересная дискуссия велась на страницах республиканских газет, было опубликовано более 300 различных статей. Эта тема звучала в программах телевидения и радио. Для выявления общественного мнения о.проектеновой Конституции Республики Башкортостан научные сотрудни- .киАкадемии наукРеспублики Башкортостан провели социологические исследования.
Наряду с конкретными письмами, заявлениями и обращениями частных лиц и коллективов, отзывами экспертов-юристов в Конституционную комиссию Республики Башкортостан поступили также альтернативные проекты Конституции республики, подготовленные Татарским общественным центром, Союзом башкирской молодежи Республики Башкортостан, творческой группой ученых юристов.
22-24 марта 1992 года в Уфе состоялась республиканская научно-практическая конференция «Проблемы конституционного развития суверенной республики». Идеи, высказанные на этой конференции учеными и практиками, оказали существенное влияние на выработку, скажем так, теоретических основ нашей Конституции.
На заседаниях Конституционной комиссии, ее рабочихгрупп наиболее острые дискуссиивызвали положения об основахконституционного строя; правах, свободахи обязанностях граждан; высшем законодательном органе власти республики; о статусе Президента республики; о местном самоуправлении. '-;
В процессе работы была сделана попытка увязать Конституцию с международно-правовыми нормами, четко закрепить международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина. При этом Конституционная комиссия, ее рабочая группа руководствовалась Всеобщей Декларацией прав человека и гражданина.
Много предложений было высказано по разделу, касающемуся прав человека. В частности, они относились к гарантируемым Конституцией правам на труд, образование и охрану здоровья. Учитывая поступившие предложения, статьи Конституции, закрепляющие право граждан на бесплатное пользование широкой сетью государственных учреждений здравоохранения и бесплатное школьное и профессиональное образование, существенно доработаны.
Прирассмотрении проекта Конституции вовтором чтении депутатами и другими субъектами законодательной инициативы было внесено 59 поправок. 31 из них была отклонена, остальные приняты. Так продвигался процесс подготовки Конституции Республики Башкортостан к ее принятию24 декабря 1993года.
ФИНАНСОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИБАШКОРТОСТАН
М.Е-Бугера,
депутат Государственной Думы
Стало общим местом сравнивать систему денежного обращения страны с кровеносной системой организма. На мой взгляд, от частого повторения сравнение не стало менее наглядным и хорошо иллюстрирует процессы, происходящие в обществе. Кровь должна поступать в каждую клеточку организма, иначе эта клеточка отмирает, разрастается опухоль, организм ставится под угрозу. Точно так же, если деньги перестают нормально поступать в те или иные структуры общества, эти структуры отмирают или принимают какие-то уродливые формы существования. Вот почему говорить сейчас о проблеме финансового федерализма - значит говорить о выживании, единстве и целостности Российского государства,
. Но, к сожалению, именно в этой части, в части финансового федерализма, в Конституции Российской Федерации заложена даже не мина замедленного действия, а горящий очаг напряженности. Идет цепная реакция и эта бомба может взорваться со всей силой. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Иван-городе население проводит сбор подписей за проведение референдума с целью присоединения к Эстонии. Сахалинцы выступают за то, чтобы отдаться Японии в долгосрочную аренду. Известно последнее известное заявление Президента Калмыкии К.Илюмжинова о том, что Калмыкия уже на грани того, чтобы перейти в разряд неких ассоциированных членов Федерации. Это говорит о том, что проблема финансового федерализма настолько обострилась, что переходит в столь уже острую политическую плоскость.
В Конституции Российской Федерации о финансовом федерализме сказано следующее. В той статье, где речь идет о предметах исключительного ведения Федерации, отмечено чтофинансовое, валютное, кредитное,таможенноерегулирование, денежная эмиссия -предметы исключительного ведения Федерации,которое не предполагает делегирование федеральными органами исполнительной власти неких полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации. Попредметам совместного ведения такое делегирование полномочий предусмотрено, а попредметам исключительного ведения Федерации - нет.
Поскольку это предмет исключительногофедерального ведения, должны бытьструктуры и органы, которые это ведение осуществляют,
Это -Центральный банк РоссийскойФедерации, государственная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации и таможенные органы. Достаточно ли эффективно реализуют они свои функции? На мойвзгляд, то, что произошло 17 августа 1998 года,со всей очевидностью доказало - нет. Возьмем хотя бытот жесамый Центральный банк, который кичилсятем, что он, якобы,осуществляет контроль за всеми коммерческими банками. Как оказалось - он не знает, что творитсядаже в крупнейших московских банках, которые называют системаобразующими. А чтоуж говорить о региональных банках и сфере денежного обращения в регионах на местах? На мой взгляд, события, последовавшие после 17 августа, совсей очевидностью доказывают, что финансовое регулированиекакпредмет своего исключительного ведения федеральные органы осуществляют неэффективно, неудовлетворительно.
Чемэто объяснить? Эти органы не могут знать и регулировать все,что творитсяна микроуровне; на уровне отдельного предприятия, на уровне отдельного бюджета или внебюджетного фонда в местном территориальном образовании, А эти процессы на микроуровне, когда принимают неконтролируемый характер, могут подорвать любые макроэкономические расчеты. Конечно,заниматься макроэкономикой на уровне Центробанка или Пермской фабрики госзнака, печатающей купюры - это интересней, чем влезать во все мелочи конкретного функционирования всех предприятий, всех территориальных образований, но делать это необходимо, если мы хотим, чтобы денежное обращение протекало безэксцессов и нежелательных последствий. Совершенно необходимым являетсяделегирование части полномочий пофинансовому регулированию от федеральных органов власти органам власти субъектов Федерации.
То, что это действительно необходимо, я могу подтвердить даже своим практическим опытом пятилетней работы в Верховном Совете Республики Башкортостан, когда мы, видя республиканские местные проблемы, готовили конкретные проекты постановлений, указов, законов, помогающих эти проблемы решить. Но когда мы приходили к исполнителям -к налоговикам или Национальному банку, они говорили: «Мы живем в республике, проблемы видим, но, к сожалению, если мы вам завизируем эти ваши подготовленные решения, примем, так сказать, к исполнению, мы будем уволены, поскольку вышестоящие органы запрещают подобное взаимодействие с республиканскими органами». Так было сплошь и рядом и каждый раз пробивать необходимые для республики решения в сфере денежного обращения стоило больших усилий. И сейчас все то, что я сказал, находясь в сфере каждодневного внимания руководства республики -это в какой-то мере пробило себе дорогу и в ряде важнейших документов,
которые мы называем документами конституционного порядка - наша Конституция и наши Договоры.
Я имею в виду прежде всего четвертый раздел Конституции Республики Башкортостан, который так и называется «Финансы и бюджет». Хотел быобратить внимание на то, что статьи 149, 152, 154 и 155 Основного Закона республики нетолько решают некоторые проблемы, стоящие перед нашей республикой и другими субъектами Федерации в сфере денежногообращения, нои закладывают по некоторымиз них основыдля дальнейшего переговорногопроцесса.
В уже упоминавшемся другими выступающими Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» некоторые положения из четвертого раздела Конституции по сути дела были признаны дегитимными федеральной властью. Соответствующие статьи, например, говорят о том, что республика может образовать и свой Национальный банк в соответствии с отдельным соглашением. Некоторые полномочия, которые входят по Российской Конституции в предметы совместного ведения, Договор передал в ведение органов государственной власти республики, т.е. Договор расширяет полномочия республики в реализации этих предметов ведения.
При внесении изменений в Основной Закон России следовало бы уточнить и те статьи, в которых речь идет о предметах ведения Российской Федерации. Может быть на первом этапе предметы ведения Российской Федерации оставить без изменений, - тогда необходимо включить пункт, который бы позволял федеральным органам власти делегировать по этим предметам ведения ряд полномочий субъектам Федерации. Если федеральные органы пока не готовы передать эти предметы ведения в совме-стное_ ведение, следовало бы применить какие-то промежуточные формулировки. При этом важно учесть опыт нашей республики, да и ряда других субъектах Федерации, где накоплен определенный опыт по решению каждодневных проблем. Совершенствование взаимодействия федеральных органов власти с республиканскими - насущная необходимость, которая позволит предотвратить ряд коллизий и в конечном счете укрепить государственное устройство Федерации в целом.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система