logo search
VOPROS_PO_IGPZS

41. Сословно-представительная монархия во Франции, Англии и Германии.

Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству. Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей - условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков - крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов - во Франции; парламента - в Англии; имперского сейма - в Германии. В большинстве стран Европы период становления феодальной собственности Феодальные государства складываются в виде раннефеодальных монархий, и период феодальной раздробленности феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий. Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского государства. В отличие от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период от всей феодальной эпохи оставалось раздробленной. Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871г., являлась следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей. Историю феодального государства Германии можно разделить на 3 основных этапа:

1. Образование раннефеодальной монархии, в которой сохранялась многоукладность экономики и возникли замкнутые натуральные хозяйства, результатом чего явилась феодальная раздробленность. (Х-ХIII вв.).

2. Укрепление и формирование сословно-представительных монархий в княжествах Германий и установление монархий курфюстов (XIV-XVI вв.).

3. Утверждение княжеского абсолютизма в германских государствах (ХVII - начало ХIХ вв.).

Сословная дифференциация происходила под воздействием развития феодальных лично-зависимых отношений, а также роста феодально-поместного и церковного землевладения с последующим закрепощением (прикреплением к земле) земледельцев-общинников и ростом городов. Крестьяне делились на свободных и несвободных. Свободные были арендаторами (временными держателями земли) либо чиншевиками (они пользовались землей за плату - «чинш»). Со временем горожане путем включения в ленную структуру превратились в частично свободных людей, испытывающих большую зависимость от местных феодалов либо от имперской власти и бюрократии. Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во франкской империи. Соответственно история феодального государства Франции включает следующие периоды:

1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).

2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).

3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Буржуазная революция 1789 года привела к крушению абсолютизма и феодальной государственности. Феодализм стал господствующим общественно-экономическим укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля, вместе с тем, были должностными лицами королевства. Власть короля во Франции была ограничена советом знати, которая избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права - легисты (со времени Филиппа II). Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил дворцовый граф. Бывший главный конюх стал именоваться начальником королевской конницы. Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность прево. Началом формирования сословно-представительной монархии можно считать 1302 г., когда Филипп IV Красивый созвал расширенный Совет светских и духовных феодалов. На Совет впервые были допущены представители так называемого 3 сословия, состоявшего из горожан. Органы сословного представительства получили название Генеральных Штатов. С момента возникновения органов сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, когда он испытывал нужду в деньгах, вводил новые налоги. Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий средневековый парламент, главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо. Первым сословием было духовенство. Дворянство - это слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Городское население и крестьяне-цензитарии - это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав. Каждое сословие собиралось и заседало в Генеральных Штатах отдельно. В IX-XI вв. произошло окончательное оформление феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство именуется сервами, правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства. Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которой фиксировали обычаем, но был более легким, чем у сервов.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

1. период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX-XI вв.;

2. период централизованной сеньориальной монархии (XI-XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

3. период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

4. период абсолютной монархии (конец XV-середина XVII в.).

Сословно-представительная монархия в Англии формировалась в течение XIII в. Были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель. Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов. Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оставалось бесправным. Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд. Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента. К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентских и духовных феодалов, в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа. В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале». На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту. В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Феодальный путь развития Англии, Франции, Германии был различным, обусловленный традициями и особенностями каждого государства в отдельности. Социально-классовая структура государств была во многом похожа одна на другую. Государство, в котором главное место занимали правящие классы, обладающие большей правоспособностью, нежели неимущие. Процесс формирования, процесс феодализации, в целом, у данных стран схож, различия лишь во временных рамках завершения этих процессов. Однако, можно сделать выводы, что парламент возник в Англии как важнейшая часть государственной организации, с определенными полномочиями и правилами деятельности. Напротив, во Франции генеральные штаты складывались медленно, по мере того, как у королевской власти возникала необходимость в них. Ни регламента, ни правил, ни порядка созыва генеральные штаты, в отличие от английского парламента, так и не получили. Решения генеральных штатов не имели обязывающего характера для королевской власти. В то время как в Англии только парламент имел право вотировать новые налоги, Генеральные Штаты даже не имели права регистрировать королевские указы. Впоследствии это право во Франции приобрел особый судебный орган - парижский парламент.

В отличие от стран Западной Европы, в Германии процесс образования единого централизованного государства не был завершен. Поэтому и сословно-представительные органы не получили большого развития. Германский рейхстаг, созываемый регулярно, на самом деле являлся источником междоусобиц и ничем не помог центральной власти.