logo search
Брагинский, Витрянский - Договорное право, книг

5. Права и обязанности сторон

Содержание договора бытового подряда, как и любого другого вида подрядных договоров, в конечном счете выражается в обязанности подрядчика выполнить работу и сдать результат, а заказчика - принять и оплатить результат <*>.

--------------------------------

<*> Хотя в определении договора бытового подряда в ст. 730 ГК и отсутствует указание на "результат", именно о результате работ идет речь в отдельных статьях § 2 гл. 37. В частности, "результаты работ" являются критерием при оценке исполнения обязательства подрядчиком (см. ст. 737 ГК). См. также ст. 736 и 738 ГК.

Работа должна быть выполнена подрядчиком, если иное не предусмотрено договором, из материалов заказчика и его же средствами (ст. 34 Закона).

Настаивать на передаче ему материала заказчиком подрядчик не вправе. Вместе с тем отсутствие у подрядчика возможности предоставить материалы может стать основанием для освобождения его от установленных законом применительно к публичным договорам неблагоприятных последствий отказа от заключения договора.

При принятии подрядчиком на себя обязанности предоставить материал его оплата должна производиться при заключении договора либо полностью, либо в определенной, указанной в нем части. В последнем случае окончательный расчет осуществляется между сторонами при получении заказчиком результата выполненной работы. Допускается установление в договоре условия, по которому подрядчиком предоставляется заказчику кредит, выражающийся в том, что расчеты за материал будут производиться в рассрочку (п. 1 ст. 733 ГК). При этом на все возможные формы оплаты материала заказчиком распространяется общая норма (п. 2 ст. 733 ГК). В целях придания договору необходимой определенности ею установлено: как бы ни изменялись после заключения договора цены на предоставленные подрядчиком материалы, это не влечет за собой необходимости перерасчета.

Предоставивший материалы подрядчик несет ответственность за их качество. Указанное последствие наступает по правилам об ответственности за продажу товаров ненадлежащего качества.

В случаях, когда работа выполняется из материалов заказчика, точное их наименование (описание) и цена фиксируются в квитанции или ином документе, который вручается подрядчиком при заключении договора. Если же впоследствии заказчик посчитает, что стоимость материалов завышена, он вправе ее оспорить (ст. 734 ГК).

При обнаружении в момент приемки от заказчика материалов их ненадлежащего качества или непригодности для выполнения работы по иным причинам подрядчику необходимо уведомить об этом заказчика. И если на такое предупреждение заказчик не реагировал, последствия утраты или повреждения по указанной причине материалов с подрядчика снимаются.

Подрядчик, не предупредивший заказчика, представившего материалы, об особых их свойствах, которые способны повлечь за собой полную или частичную утрату или повреждение результата работы, не может впоследствии, если это действительно произошло, ссылаться на то, что он не знал о таких свойствах, требующих, в частности, принятия при работе с материалами особых мер предосторожности. Таким образом, риск, связанный с использованием обладающих указанными свойствами материалов заказчика, лежит на подрядчике. В подобных случаях действует бесспорная презумпция: подрядчик - специалист, а потому знал или должен был по крайней мере знать о недостатках материалов. За подрядчиком сохраняется только одна возможность: ссылаться на то, что и при надлежащей приемке материалов он не мог бы обнаружить указанные их свойства.

Подрядчик несет ответственность за сохранность и правильное использование предоставленных ему материалов. При их утрате и повреждении он должен с согласия заказчика заменить материалы аналогичными и выполнить работу из замененного материала в разумный срок. В ситуации, когда у него не остается для замены однородных материалов (вещей аналогичного качества), ему придется выплатить двукратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также возместить заказчику понесенные последним расходы (ст. 35 Закона). В подобных случаях при отсутствии указания в договоре стоимости материалов она должна определяться по цене, существующей в месте, в котором требование заказчика должно было быть удовлетворено подрядчиком. И в день добровольного удовлетворения требования. А если удовлетворения так и не последовало - в день вынесения соответствующего решения судом.

Подрядчик обязан исполнить договор в срок, предусмотренный правилами, регулирующими отдельные виды работ, или договором. Последний из указанных вариантов - установление срока исполнения работы договором - возможен только тогда, когда либо самих относящихся к соответствующему виду работ правил вообще нет, либо срок в них отсутствует, либо сторонами согласован более короткий по сравнению с правилами срок. Статьей 27 Закона предусмотрена возможность определения договором срока выполнения работы датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы, или (и) датой (периодом), с которой исполнитель должен приступить к выполнению работы. В случаях, когда предполагается исполнение работы по частям, в договоре должны быть указаны промежуточные сроки (ст. 27 Закона). Если окажется, что подрядчик не нарушил срока выполнения работы (при этом не имеет значения, идет ли речь о сроках ее начала или окончания либо о промежуточных сроков), а также в случаях, когда в период выполнения работы стало очевидным, что она не будет исполнена в установленный срок, у заказчика возникает право предъявлять подрядчику предусмотренные в ст. 28 Закона требования. Имеется в виду, что он может по своему выбору либо назначить подрядчику новый срок (1), либо поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами, потребовав в том и в другом случае возмещения понесенных расходов (2), либо потребовать уменьшения цены за выполнение работы (3), либо расторгнуть договор о выполнении работы (4). При любом из этих вариантов заказчик вправе потребовать от подрядчика в установленный срок возместить в полном объеме убытки, причиненные нарушением соответствующего срока. Если назначенные новые сроки окажутся нарушенными вновь, у заказчика возникает право снова заявить одно из предусмотренных в ст. 28 Закона требований.

Особенность договора бытового подряда состоит в том, что при его расторжении заказчиком вследствие нарушения подрядчиком срока выполнения работы последний теряет право на возмещение расходов, произведенных им к моменту прекращения работы, или на оплату выполненной части.

На случай нарушения установленных сроков выполнения работ в Законе (п. 5 ст. 28) предусмотрено, что подрядчик должен выплатить неустойку. Она составляет 3% цены выполнения работ за каждый день просрочки их завершения. Если срок в договоре указан в часах, заказчик вправе взыскать те же 3%, но уже за каждый час просрочки. Договором может быть предусмотрена иная неустойка, но тогда непременно большая по размеру в сравнении с указанной в Законе. Там же установлены специальные правила относительно порядка исчисления неустойки, взыскиваемой за нарушение сроков начала выполнения работы или ее этапа.

В случаях, когда подрядчику удается доказать, что нарушение последовало в результате действия непреодолимой силы или виновности заказчика в нарушении срока (например, имея к тому возможность, заказчик не передал своевременно необходимый для исполнения пошивочных работ приклад), подрядчик от указанной ответственности освобождается.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 предусмотрено: "Неустойка (пеня) в размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 Закона, за нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), а также назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона новых сроков, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги), ее этапа и (или) выполнить работу (оказать услугу), ее этап, взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги), ее этапа либо окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или до предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п. 1 ст. 28 Закона. Если исполнителем были одновременно нарушены установленные сроки начала и окончания работы (оказания услуги), ее этапа, неустойка (пеня) взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма в отличие от неустойки (пени), установленной ст. 23 Закона, не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей цены заказа, если цена отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) не определена договором" <*>.

--------------------------------

<*> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 2. С. 3.

Поскольку любой договор подряда является двусторонним применительно и к рассматриваемой его разновидности, сроком определяются временные параметры поведения не только подрядчика, но и заказчика. Иное было бы несправедливым по отношению к подрядчику, интересы которого в подобных случаях также должны защищаться.

Соответственно, если заказчик не явится за получением результата работы или иным образом уклонится от его приемки, к нему также применяются определенные санкции. Имеется в виду, что подрядчик вправе по завершении двух месяцев со дня такого предупреждения, уведомив предварительно письменно потребителя (заказчика), продать результат работы за "разумную цену" (ст. 738 ГК). Заказчик, которому выплачена вырученная таким образом подрядчиком сумма, вправе оспорить ее размер и, ссылаясь на то, что цена была занижена, потребовать по этой причине разницу между той, которая составляет "разумную цену", и вырученной ценой. Из суммы, полученной при продаже результата работы, подрядчик может оставить себе все, что причиталось ему за ее выполнение, а также потребовать возмещения расходов, понесенных им при реализации результата работы. Остаток он имеет возможность внести в депозит нотариуса (суда).

Обязанности подрядчика своевременно и надлежащим образом выполнить работу и передать ее результат корреспондирует обязанность заказчика в сроки и в порядке, предусмотренные договором, осмотреть результат работы и принять его. Правила особо выделяют необходимость сдачи и приемки работы с участием подрядчика.

На подрядчика возлагается обязанность при сдаче предупредить заказчика о требованиях, которые тому придется соблюдать для эффективного и безопасного использования результата работы, а также о вредоносных последствиях, которые может повлечь нарушение этих требований для самого заказчика и третьих лиц (ст. 736 ГК). Если такое последствие все же наступит, перед подрядчиком открывается в определенном случае возможность освободиться от ответственности за причиненные заказчику убытки. Для этого ему необходимо будет доказать, что тот пренебрег полученными предупреждениями либо отсутствие причинной связи между тем, что не было получено предупреждения, и возникшими у заказчика убытками. Исключается при этом ситуация, когда особое, бережное отношение к результату работ стало необходимым только потому, что подрядчик нарушил какие-либо требования, которые он должен был сам соблюдать при выполнении работы.

Передаваемый заказчику результат работы должен по своему качеству соответствовать договору. Если же условие о качестве сторонами не было согласовано, действует правило, в силу которого результат должен быть пригодным для обычно используемой цели, а в случае, когда при заключении договора подрядчик был поставлен в известность заказчиком о конкретной цели, то соответствовать ей. Результат не может расходиться с обязательными для сторон в силу закона требованиями, включенными в стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и др.

Последствиям нарушения подрядчиком условий о качестве результата работы посвящена ст. 737 ГК.

В указанной статье имеются в виду недостатки, обнаруженные во время приемки результата работы или, хотя и после этого, но непременно в пределах определенных сроков, исчисляемых со дня передачи результата. Имеется в виду прежде всего гарантийный срок. При его отсутствии - "разумный срок", который, однако, не может превышать двух лет, а в отношении недвижимости - пяти лет. При соблюдении указанных сроков заказчик вправе по своему выбору предъявить подрядчику одно из требований, которые предоставлены заказчику общими нормами о подряде (имеется в виду ст. 723 ГК), либо заявить требование о безвозмездном повторном выполнении работ или о возмещении расходов, которые он понес на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами.

Специальные правила установлены на случаи обнаружения заказчиком уже после приемки недостатков, относимых к числу существенных (п. 2 и 3 ст. 737 ГК) <*>. Для заявления требований об их устранении заказчику необходимо доказать, что такие недостатки возникли в действительности до принятия им результата работы или по крайней мере по причине, которая возникла до этого момента. Для заявления заказчиком в указанных случаях своих требований установлены сроки, также исчисляемые со дня принятия результата работы. Подобные требования должны быть заявлены не позднее двух лет (в отношении недвижимости - пяти лет), но непременно в пределах установленного для результата работы срока службы <**> или в течение десяти лет со дня его приемки. Определен специальный порядок исчисления сроков для случаев, когда недостатки носят существенный характер. Имеется в виду одно определенное требование - безвозмездное устранение недостатков. И лишь на случай, если указанное требование не будет подрядчиком удовлетворено, заказчик вправе в рамках тех же сроков потребовать возврата части цены, которая была уплачена за работу, или возмещения расходов, затраченных им на устранение недостатков им самим или третьими лицами, либо отказаться от исполнения договора, потребовав возмещения причиненных убытков (последнее составляет новеллу, внесенную в п. 3 ст. 737 ГК).

--------------------------------

<*> Определение существенного недостатка содержится в Законе (Введении): "...неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или возврата неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки".

<**> Статья 5 Закона предусматривает, что срок службы представляет собой период, в течение которого исполнитель (изготовитель) принимает на себя обязанности обеспечивать возможность использовать товар (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Там же содержится указание на то, что такой срок устанавливается на работы, предназначенные для длительного использования.

Из трех статей, регулирующих договор розничной купли-продажи, к которым отсылает ст. 739 ГК (503, 504 и 505), ст. 503 и 504 имеют в виду ответственность за ненадлежащее качество, в то время как ст. 505 охватывает вопросы ответственности за любые нарушения договора, включая и те, которые выражаются в нарушении условия о качестве результата работы.

Применительно к ст. 739 ГК следует учесть сам характер соответствующей нормы. Близкая к факультативным нормам, она все же ставит возможность применения положений, к которым отсылает, в зависимость от воли только одной стороны. В этом ее отличие от факультативных норм, для применения которых необходимо соглашение сторон. Статья 739 ГК предоставляет на случай ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору возможность именно заказчику воспользоваться правами, предоставленными ст. 503 - 505 ГК. Другая сторона, т.е. подрядчик, нормами, к которым отсылает ст. 739 ГК, воспользоваться не может.

Одна из указанных статей (ст. 503 ГК) определяет в общей форме права покупателя на случай продажи ему товаров ненадлежащего качества, в то время как другая (ст. 504 ГК) имеет в виду специальные случаи, при которых требования покупателя выражаются в возмещении разницы в цене товара при его замене, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества. Разумеется, при обращении к соответствующим статьям применительно к подряду используемый в них термин "товары" означает "результат работы".

Статья 505 ГК предусматривает, что возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца (в силу ст. 739 ГК - заказчика) от исполнения обязательства в натуре.

Усиленная защита интересов потребителя выражается, среди прочего, в том, что для договоров бытового подряда, подобно договорам розничной купли-продажи, установлено исключение из действия правил об исполнении обязательства в натуре. Имеется в виду, что если п. 2 ст. 396 ГК отказывается рассматривать возмещение убытков и уплату неустойки как отступное только в отношении ненадлежащего исполнения обязательства, то при бытовом подряде, как и при розничной купле-продаже, в силу ст. 505 ГК действует правило, в силу которого уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают подрядчика от исполнения обязательства в натуре (как это имеет место при ненадлежащем исполнении обязательства).

Норм, устанавливающих общие правила, которые определяют основания и форму ответственности за нарушение сторонами договора бытового подряда, § 2 гл. 37 не содержит. Этот пробел, если можно считать его таковым, восполняют, помимо приведенных статей § 1 гл. 37, Закон и Правила.

Так, Закон (ст. 13) возлагает на подрядчика при бытовом подряде повышенную ответственность за допущенные им нарушения договора. Этот повышенный характер ответственности выражается в возможности для подрядчика освободить себя от ответственности только при условии, если он докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошли вследствие непреодолимой силы либо вины второй стороны - заказчика, а также и в том, что если иное не предусмотрено законом, неустойка (пени), подлежащая уплате за допущенное нарушение прав потребителя, носит штрафной характер, а значит, убытки подлежат возмещению в полной сумме сверх установленной законом или договором неустойки (пени). При этом последовательно проводится принцип реального исполнения обязательств. Имеется в виду, что уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают исполнителя от исполнения возложенных на него обязательств перед потребителем в натуре.

Правила бытового обслуживания населения подчеркивают то обстоятельство, что применительно к рассматриваемому договору речь должна идти о полном возмещении вреда (см., в частности, п. 24, 25 и 26). Это означает, в частности, принадлежащее заказчику право предъявлять иски о возмещении не только реального ущерба, но и упущенной выгоды.

Законом (ст. 15) предусмотрена возможность заявления заказчиком подрядчику требования, наряду с компенсацией имущественного вреда, также и о возмещении вреда морального <*>. В отличие от обязанности возместить убытки, наступающей независимо от вины подрядчика, для возникновения обязанности компенсировать моральный вред в соответствии с общими на этот счет правилами необходимо установить, что подрядчик действовал виновно. Таким образом, здесь имеет место принцип: нет вины - нет и обещанного возмещения. В той же статье Закона содержится указание на то, что определение судом размера компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения вреда материального. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо не только от причиненного подрядчиком возмещения вреда материального, но и вообще от наличия у заказчика имущественного вреда. В отличие от имущественного вреда применительно к вреду моральному в части первой Кодекса (ст. 151) содержатся самые общие указания. Они сводятся к необходимости учитывать, во-первых, форму и степень вины подрядчика (нарушал ли он права заказчика умышленно, вследствие грубой или легкой неосторожности), во-вторых, любые другие, заслуживающие особого внимания обстоятельства (так, например, в случае просрочки выполнения работы по пошиву платья будет, несомненно, учтено, что заказанное подвенечное платье было получено только после свадьбы), в-третьих, степень причиненных физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Принимается во внимание и еще одно требование - разумности и справедливости, - о котором идет речь в ст. 1101 ГК. Иначе говоря, присуждаемое возмещение не должно быть ни неразумным, ни несправедливым.

--------------------------------

<*> См. об этом: Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. М., 1997. С. 167 и сл.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 разъясняет, что при разрешении споров о возмещении морального вреда суды должны выяснить, "чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных и физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора" <*>.

--------------------------------

<*> Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 2000. С. 309.