Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
В первые годы учения в колледже Св. Троицы в Кембридже Ньютон занимался преимущественно математикой: арифметикой,
256 Научная революция
тригонометрией и особенно геометрией, изучая ее по «Началам» Евклида, которые прочел с легкостью, и по «Геометрии» Декарта, стоившей ему гораздо больших трудов, особенно вначале. Как уже говорилось, Барроу быстро заметил выдающиеся способности своего ученика, особенно он оценил его новые идеи в области математики. И когда в 1669 г. он получил от Ньютона сочинение «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов», написанное в предыдущие три года, он отдал ему свою кафедру в Кембриджском университете. В действительности (и это важно в свете спора Ньютона с Лейбницем) первые работы Ньютона по математике написаны еще раньше. Через четыре года после «Анализа...» появляется трактат «Метод флюксий и бесконечных рядов» (Mcthodus fluxionum et seriarum infinitarum), который суммирует первые исследования. Это исследование бесконечно малых величин, т. е. речь идет о малых вариациях определенных величин, их отношений, позже названных производными дериватами, и их сумм под названием интегралов. При работе важным инструментом стала аналитическая геометрия Декарта, а именно: перевод кривых и поверхностей в алгебраические уравнения. Кроме того, он использовал исследования Франсуа Виета (1540—1603), особенно работу «Введение в аналитическое искусство», в которой разрабатывается приложение алгебры к геометрии посредством введения рудиментов буквенного счета с соответствующей символической записью. Для своих дальнейших математических исследований Ньютон использует работу «Ключ математики» Уильяма Отреда (1574—1660) и многие работы Джона Уоллиса (1616—1703).
Импульсом к исследованиям бесконечно малых величин послужили проблемы измерения твердых тел, т. е. стереометрия. Крупнейшим исследователем в этой области стал Бонавентура Кавальери (1598(?)—1647), описавший в своей работе «Геометрия, развитая новым способом при помощи неделимых непрерывного» (Geometria indivisibilibus continuorum nova quadam ratione promota),
опубликованной в 1635 г., принцип, который сегодня носит его имя: если при пересечении двух тел плоскостями, параллельными некоторой заданной плоскости, получаются сечения равной площади, то объемы тел равны. Изучение бесконечно малых величин было подготовлено также работой Кеплера «Новая стереометрия винных бочек» (1615); активным распространителем метода Кавальери был Эванджелиста Торричелли (1608— 1647). Пьер Ферма (1601—1665) дает методу более строгую математическую формулировку. Опираясь на насле-
Исаак Ньютон 257
дие предшественников, Ньютон с самого начала ссылается на данные акустики и оптики, т. е. на те отрасли физики, которые он в то время изучал. И очень скоро в его математических трудах четко проявится физическая основа.
Первый итог исчислений бесконечно малых величин Ньютон опубликует позже, в 1687 г., в начале своего главного сочинения «Математические начала натуральной философии».
В1711 г. выйдет сочинение, написанное в 1669 г., «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов»; в 1704 г., в качестве приложения к трактату «Оптика», увидит свет «Трактат о квадратуре кривых» — труд 1676 г.; вышеупомянутый «Метод флюксий и бесконечных рядов», написанный в 1673 г. на латинском языке, выйдет в английском варианте только в 1736 г., т. е. уже после смерти автора.
Но обратимся к теории, названной самим Ньютоном теорией переменных. Если в первых трудах он развивает «алгебраическое» изучение проблемы, особенно на базе трудов Ферма и Уоллиса, то вскоре основанная на знании физики, а точнее, механики интуиция укажет ему верное направление для разрешения проблемы. Благодаря этой концептуальной основе Ньютону удалось выйти за рамки определения линий только как совокупности точек: теперь он рассматривает их как траектории движения точки; в результате плоскости воспринимаются как движение линий, а объемные тела — как движение плоскостей, описанные через изменение ординаты, в то время как абсцисса растет с течением времени.
Для этого он вводит х', у', z', чтобы обозначить скорость точки в трех координатах-направлениях. Отсюда берут начало различные проблемы, и особенно две: как рассчитать отношения переменных при известных параметрах, и наоборот.
Вчастном случае механики: известно расстояние в функции времени, как вычислить скорость, и наоборот: при известных скорости и времени как вычислить пройденный путь? В современных терминах: вывести пространство из временных отношений и интегрировать в скорости. Не вдаваясь слишком в технические детали, необходимо тем не менее сказать, что Ньютону удалось доказать многие важные правила дифференциального и интегрального исчисления; кроме того, он ввел понятие второй производной (производной производной; в случае механики: ускорение) и производной любого порядка; он строго теоретически обосновал связь между про-
258 Научная революция
изводной и интегралом и решил первые дифференциальные уравнения (с одной неизвестной
функцией). Из вышеперечисленного явствует, что механика внесла ощутимый концептуальный вклад в выработку новой математической теории. Ньютон рассматривал математику с точки зрения инструментальной концепции: математика для него служила языком описания природных явлений. В этом его позиция совпадала с позицией Гоббса.
- Список иллюстраций
- Часть 1. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
- Глава 1. МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Историографическое значение термина «гуманизм»
- Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей
- Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- Начала гуманизма
- Возрожденческий неоплатонизм
- Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции
- Франческо Патрици
- Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Возрождение скептицизма
- Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
- Возрождение и религия
- Эразм Роттердамский и «философия Христа»
- Мартин Лютер
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Контрреформация и католическая реформа
- Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика
- Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Часть 2. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
- Глава 4. ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
- Леонардо: природа, наука и искусство
- Механическое строение природы
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам
- Жизнь и творчество
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм»
- Жизнь и творчество
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции
- «Героические энтузиасты»
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы
- Жизнь и творчество
- Панпсихизм и магия
- «Город Солнца»
- Заключение
- Часть 3. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Глава 5. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Общая характеристика
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция
- Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника
- Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Солнце как причина движения планет
- Драма Галилея и основание современной науки
- Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- Несоразмерность науки и веры
- Второй суд: осуждение и отречение
- Проблема метода: «чувственный опыт» и (или?) «необходимые доказательства»
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона
- Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- «Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты)
- Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни
- Развитие анатомических исследований
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества
- Академия Линчеи и академия Чименто
- Часть 4. БЭКОН И ДЕКАРТ. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
- Глава 6. ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
- Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие «форм»
- Индукция путем элиминации
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава 7. ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- Жизнь и творчество
- Cogito ergo sum
- Мир как машина
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты)
- Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Часть 5. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
- Глава 8. МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ
- Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма
- Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Значение философии Мальбранша
- Глава 9. СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
- Жизнь и сочинения Спинозы
- «Атрибуты»
- Модусы
- Познание
- Три рода познания
- Моральные следствия адекватного познания
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Глава 10. ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
- Жизнь и сочинения Лейбница
- «Финализм» и «субстанциальные формы»
- Новое значение «финализма»
- Опровержение механицизма и учение о монадах
- «Примечательная ошибка» Декарта
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Предустановленная гармония
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания»
- Часть 6. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
- Глава 11. ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
- Жизнь и сочинения Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- «Левиафан» и выводы из философии Гоббса
- Гоббс (тексты)
- Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава 12. ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Локка
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты)
- Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Глава 13. ДЖОРЖ БЕРКЛИ: ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ АПОЛОГЕТИКИ
- Жизнь и научное наследие Беркли
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли — предшественник Маха
- Джорж Беркли (тексты)
- Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi — существовать значит воспринимать
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава 14. ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Юма
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Критика материальной и духовной субстанций
- Религия и ее иррациональная основа
- Часть 7. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 15. ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
- Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии
- Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Янсенизм и Пор-рояль
- Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава 16. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
- Страсть к науке
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- «Дивертисмент»
- Границы знания «новых философов»
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты)
- Философия и филология как основные разделы новой науки
- Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Часть 8. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Глава 18. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом»
- Просветители о разуме
- Просвещение и буржуазия
- Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок
- Часть 9. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
- Глава 19. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
- Энциклопедия
- Д'Аламбер и философия как «наука о фактах»
- «Философский век» и «век эксперимента и анализа»
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму
- Деизм против атеизма и позитивной религии
- Кондильяк и гносеология сенсуализма
- Жизнь и творчество
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах
- Ламетри и его труд «Человек-машина»
- Вольтер: борьба за терпимость
- Жизнь и творчество Вольтера
- «Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля
- Монтескье: условия свободы и правовое государство
- Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую
- Жан-Жак Руссо: просветитель-«еретик»
- Жизнь и сочинения
- Руссо против энциклопедистов
- «Эмиль», или Педагогический путеводитель
- Глава 20. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Спор о деизме и религии откровения
- Джон Толанд: христианство без тайн
- Этика английского просвещения
- Шефтсбери и автономия морали
- Дэвид Гартли: «физика разума» и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества»
- Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты)
- Частные пороки и общественные добродетели
- «Шотландская школа» «здравого смысла»
- Томас Рид: человек как культурное животное
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава 21. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда
- Характеристики
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- «Энциклопедия знания» Христиана Вольфа
- Лессинг и проблема религии
- Глава 22. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Истоки Итальянского Просвещения
- Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккария (тексты)
- Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение
- Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Сочинения Канта
- Сочинения критического периода:
- Духовная перспектива докритического периода
- «Великий свет» 1769 г. и Диссертация 1770 г.
- «Критика чистого разума»
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- Регулятивное использование идей разума
- «Критика практического разума» и кантианская этика
- Понятие «практического разума» и цель новой «Критики»
- «Критика способности суждения»
- Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения»
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты)
- «Критика чистого разума» О различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- Таблица категорий
- Трансцендентальная дедукция категорий
- ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
- ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ