logo search
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Ал-афганй -см. Афгани. Ал-аш'арй -см.Аш'ари.

АЛАЯВИДЖНЯНА (санскр. alayavijnana — аккумулиро­ванное сознание) — одно из ключевых понятий философии буддийского идеализма йогачаров-виджнянавадинов, означающее особый вид сознания, в котором хранятся «семена» предыдущих опытов и которое в свою очередь является «фоновым» фактором опыта в настоящем време­ни. Концепция алаявиджняны была призвана решить одновременно две задачи: во-первых, реализовать потреб­ность йогачаров в Абсолюте, притом иным путем, чем тот, который осуществился в учении мадхьямиков о «статиче­ской» Пустоте (шунъята), и, во-вторых, объяснить дей­ствия закона кармы, которое недостаточно «обеспечива­лось» картиной мгновенно-точечных дхарм, не позволяв­ших понять, каким образом и в чем аккумулируются ре­зультаты прошлых деяний, должные плодоносить в настоящем и будущем.

Учение об алаявиджняне уже сформировалось ко времени составления «Ланкаватара-сутры» (3—4 вв.), где оно обо­значается и просто как «сознание» (читта). Здесь «акку­мулированное сознание» находится в «диалектическом» отношении с «семенами» действий: оно и не отделимо от них и не связано с ними, не «пропитано» ими, но «оберну­то» ими; оно также сравнивается с чистой одеждой, кото­рая загрязняется ими, но не «окрашивается» в их цвет (Сагатхака, ст. 236—237). Еще более популярная аналогия в «Ланкаватара-сутре» уподобляет «аккумулированное со­знание» безмятежному океану, поверхность которого лишь вздымается в виде гребней волн ветрами чувственного мира (II. 99—100, 112). Алаявиджняна рассматривается и в другом раннем сочинении йогачары — «Самнидхинир-мочана» (Объяснение глубинных истин), которое иногда приписывается Асанге. У классиков виджнянавады алаяви­джняна участвует в целом ряде классификационных схем. Так, в раннем и уже бесспорно подлинном трактате Асанги «Абхидхарма-самуччая» («Выжимки из Абхидхармы») она тематизируется в одном блоке с «таковостью» (татхата) и тремя уровнями реальности. Алаявиджняна обстоятельно исследуется в его основном произведении «Махаяна-санг-раха» (гл. 1—2): «аккумулированное сознание» хранит «от­печатки» (васана) последствий прошлого опыта индивида как в некоем «складе» в виде «семян» (биджа), которым предстоит прорасти в будущем опыте. Оно является услови­ем функционирования «активного сознания», результирую­щего из действия пяти чувств и менталитета-люнвса, которое в свою очередь оставляет «отпечатки», возвращающиеся в «аккумулированное сознание» и там «прорастающие». Т. о., индивид оказывается постоянно изменяющейся кон­фигурацией двух взаимообусловливающих «сознаний». По­мимо шести указанных видов сознания (сознания пяти чувств + ума-манаса) есть еще самосознание, характеризуе­мое как «загрязненный менталитет» (клишта-манас), благо­даря аберрациям которого алаявиджняна мыслится как реальное эго и даже «субстанциальное Я», наподобие брах-манистского Атмана. По Асанге, алаявиджняна является таким же кинетическим и «бессубстанциальным» феноме­ном, как и любой поток сознания, с теми лишь отличиями, что ему приписывается аккумулятивная функция и оно непостижимо «обычными людьми». Хотя алаявиджняна и ранее соотносилась с высшим уровнем реальности в онто­логической иерархии виджнянавадинов (см. Свабхава), этот аспект концепции был наиболее обстоятельно проблемати-зирован у Васубандху. В «Трисвабхаванирдеше» (Экспозиция трех природ) первый уровень реальности — «воображае­мый» — соответствует объектам опыта, второй — «зависи­мый» — субъектам, третий — совершенный — «аккумулиро­ванному сознанию». Все три носят признаки и сущего и не-сущего: первый уровень онтологически неопределим; второй существует не так, как является; третий является не-сущим по отношению к любой дуальности. Позднее эту концепцию алаявиджняны разрабатывают Дхармапала (Вид-жняптиматрасиддхи) и Дхармакирти (Праманаварттика). «Махаянасанграха» была переведена в 6 в. на китайский язык Парамартхой и стала основополагающим текстом для основанной Куйцзи школы Фасян-цзун (7—9 вв.). Ки­тайский йогачар, историк и философ Сюань Цзан (7 в.) разработал концепцию восьмого вида сознания—того, что несет ответственность за отождествление «аккумулирован­ного сознания» с «субстанциональным эго», не подозревая, что алаявиджняна на деле не отличается от тех «семян» будущего опыта, которые в нем хранятся.

Лит.: Schmilhausen L Alayavij'nana. On the Origin and the Early Development of the Central Conception of Yogacara Philosophy, v. 1-2. Tokyo, 1987; Brown В. Е. The Buddha Nature: A Study of Tathlgatagarbha and Alayavij'nana. Delhi, 1991.

В. К. Шохин