13. Рационализаторские предложение, коммерческая тайна, ноу-хау как объекты интеллектуальной собственности
Ноу-хау - это полностью или частично секретные знания технического, организационного, административного, управленческого, финансового и другого характера, которые не являются общеизвестными и практически могут быть использованы в производственной и хозяйственной деятельности. Ноу-хау, как объект интеллектуальной собственности, не имеет границ и не требует государственной регистрации. Ноу-хау включает две группы объектов:
• результаты научно-технического прогресса, которые создаются при осуществлении инновационной деятельности;
• результаты финансовой и административно-управленческой деятельности.
Первая группа представляет собой совокупность объектов интеллектуальной собственности, включающая различного рода технологии изготовления новшеств; состав и порядок смешивания веществ; методы конструирования зданий, сооружений, машин и оборудования; особенности осуществления монтажных и пуско-наладочных работ; всевозможные алгоритмы расчетов и т.п.
Ко второй группе ноу-хау относят коммерческие и экономические знания, позволяющие извлекать дополнительный доход; опыт административного, организационного, управленческого, экономического, финансового или иного порядка.
Кроме того, объектами ноу-хау могу рассматриваться заявочные материалы запатентованного изобретения, промышленного образца, полезной модели, инжиниринга и др.
Как знание, ноу-хау может существовать в материальной и нематериальной форме. В первом случае оно представлено в виде чертежей, документов, фотографий, программ для ЭВМ и т. д. Такие объекты ноу-хау называют технической информацией или технической документацией.
Нематериальная форма ноу-хау - это тоже знания, которые передаются при обучении персонала, консультировании специалистов, наблюдении за осуществлением производственного процесса и т. п. Такие формы ноу-хау получили название технической помощи, технологических, организационных или иных услуг.
Выявление ноу-хау должно происходить на всех стадиях инновационного процесса, включая НИОКР, разработку заводских методик, инструкций по эксплуатации товара, технической или иной документации.
Научно-интеллектуальная собственность создается особым ресурсом - человеческим капиталом. Ибо богатство страны и приемлемый экономический результат зависят от развития интеллектуального потенциала государства, т. е. своевременного изменения взглядов и физических возможностей человека, его реакции на возникающие колебания в экономике.
Сегодняшняя экономическая ситуация заставляет инновационное предприятие и государство более взвешенно относиться к фундаментальным исследованиям, деятельность которых немыслима без знаний человека, его способностей, интеллекта. Только человек, вооруженный знаниями, может создать объекты научно-интеллектуальной собственности: выдвигать научные идеи, выявлять закономерности, осуществлять открытия, ставить научный эксперимент и результаты его использовать в дальнейших научных разработках. Перечисленные объекты научно-интеллектуальной собственности смогут стать базой для создания как объектов промышленной собственности, так и объектов авторского права и ноу-хау.
Основной задачей инновационного менеджмента является увеличение масштабов распространения нововведений посредством осуществления коммерческого и некоммерческого обмена. Обмен инновационными продуктами в некоммерческой форме проходит путем организации выставок, конференций, научно-технических публикаций, рекламы.
Коммерческий обмен предусматривает торговлю объектами интеллектуальной собственности, прежде всего научно-технической продукции, на основе договоров купли-продажи или заключения лицензионных соглашений.
Коммерческий обмен нововведениями предполагает создание законодательно-нормативной патентно-лицензионной системы. В настоящее время лицензионные сделки заключают практически все страны мира. Степень их участия определяется, в первую очередь, проводимой государственной политикой научно-технического и социально-экономического развития. Главной целью осуществления лицензирования является создание условий для прибыльной реализации предпринимательскими структурами объектов интеллектуальной собственности в стране и за рубежом, обеспечение надежной защиты сфер деятельности инновационных предприятий, а также национальных, региональных и местных рынков от захвата иностранными конкурентами.
Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением обладателями лицензий соответствующих требований и условий, зафиксированных в лицензионном соглашении. Другими словами, лицензирование представляет одну из форм торговли инновациями. Она представляет собой процесс заключения между заинтересованными сторонами лицензионного договора о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности: технических решений, технологических процессов, методов производства, защищенных патентами, товарных знаков, промышленных образцов и других научно-технических достижений за определенное вознаграждение.
- Вопросы к зачету
- 2.Становление и развитие законодательства в области ис. Развитие законодательства в Белоруссии.
- 4. Понятие, объекты и субъекты смежных прав. Права субъектов смежных прав.
- 5. Коллективное управление имущественными правами авторов.
- 6. Понятие промышленной собственности. Законодательство в сфере промышленной собственности. Объекты промышленной собственности.
- Раздел V. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (Интеллектуальная собственность)
- Глава 12 Особенности таможенного оформления в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности
- 7. Правовая охрана изобретений
- 8. Правовая охрана полезных моделей
- 9. Правовая охрана промышленных образцов
- 10. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания
- 11. Географические указания, фирменные наименования, сорта растений и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальной собственности.
- 12. Понятие недобросовестной конкуренции
- 13. Рационализаторские предложение, коммерческая тайна, ноу-хау как объекты интеллектуальной собственности
- 14. Патентная информация и патентная документация
- 15. Патентные исследования
- 16. Интеллектуальная собственность как ресурс развития малого предпринимательства
- 17. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- 18. Основные формы передачи объектов интеллектуальной собственности
- 20. Защита авторского права и смежных прав
- 21. Разрешение споров в сфере промышленной собственности
- 22. Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности
- 23. Управление интеллектуальной собственностью
- 24. Международные соглашения в области авторского права и смежных прав
- 25. Международные соглашения в области промышленной собственности