Франческо Реди против теории самозарождения
Другим известным членом академии Чименто стал аретинец Франческо Реди (1626 —1698), который выступил с решительной критикой теории самозарождения. В работе «Опыты о размножении насекомых» Реди пишет: «По мнению древних и современных ученых, всякий гниющий и разлагающийся труп или грязь иного рода порождает червей; поэтому я, решив выяснить истину, в начале июня попросил умертвить трех змей из тех, которых называют змеями Эскулапа; мертвых их я поместил в открытый ящик, с тем чтобы они там разлагались: прошло немного времени, и я увидел, что они все покрыты червями конусной формы без единой ноги насколько можно было увидеть глазами, и эти черви, пожирая мясо, росли на глазах». Тем самым Реди словно бы подтверждает теорию самозарождения. Но далее он пишет, что, повторяя эксперимент, он «почти всегда видел на мясе, рыбе и вокруг... не только червей, но и личинки, из которых выводятся черви. Эти личинки появлялись из испражнений мух, оставляемых на рыбе или мясе. Это уже было отмечено и составителями словаря нашей Академии, и охотниками на диких зверей, и мясниками, и домохозяйками, которые, чтобы предохранить летом мясо от всякой дряни, кладут его под сетку от мух или покрывают куском белой ткани. Великий Гомер в девятнадцатой книге «Илиады» описывает опасения Ахилла, когда он собирался отомстить Гектору за смерть друга: как бы мухи не развели червей в ранах мертвого Патрокла... И сердобольная мать пообещала ему, что, с божьей помощью, она не допустит к телу Патрокла полчища несущих нечистоты мух, и вопреки законам природы она сохранит его целым и невредимым в течение года... Вот почему, — продолжает Роди,— я начал сомневаться и думать, не из яиц ли мух появляются черви, а не из самого прогнившего мяса, и я тем более утверждался в своем мнении, когда во всех своих опытах видел, что на мясо, прежде чем оно покрывалось червями, всегда садились такие же мухи, которые потом рождались. Но сомнение было бы
266 Научная революция
бесплодным, если бы не подтверждалось опытом. Поэтому в июле я положил в четыре фляги с широким горлом змею, несколько речных рыб, несколько угрей из р. Арно и кусок телятины; затем, закрыв как следует горлышки бумагой, перевязал веревкой и запечатал; я положил в другие такие же фляги те же предметы и оставил горлышки открытыми; прошло совсем немного времени, и рыбы и мясо в открытых флягах покрылись червями, и видно было, как в эти сосуды свободно влетали мухи. Однако в закрытых флягах я не увидел ни одного червя, хотя прошло много месяцев с того дня, когда туда были положены рыбы и мясо; но снаружи я несколько раз находил на бумаге испражнения мух или червяка, которые всячески пытались найти какую-нибудь дырочку, чтобы проникнуть внутрь и полакомиться».
Вернемся к Гарвею. Доказанная им теория кровообращения дала важный результат. Как всегда, теория решает одну проблему и создает другие. Теория Гарвея предполагала наличие капиллярных сосудов между артериями и венами, но Гарвей их не видел. Он не мог увидеть их, потому что для этого необходим микроскоп. Марчелло Мальпиги (1628—1694) с помощью микроскопа в 1661 г. обнаружил кровь в капиллярах легких лягушки. Неутомимый и гениальный исследователь, в 1669 г. Мальпиги был избран членом Королевского общества. Используя экспериментальную технику, он изучал легкие, язык, мозг, образование эмбриона в яйце курицы и т. д. В 1663 г. Роберт Бойль (1627—1691), вливая подкрашенные жидкости и жидкий воск, установил направление капилляров. «Отец» микроскопов Антон Левенгук (1623—1723) (он конструировал микроскопы разной мощности, вплоть до двухсоткратного увеличения) наблюдал движение крови в капиллярах хвоста головастика и лапки лягушки.
- Список иллюстраций
- Часть 1. ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
- Глава 1. МЫСЛЬ ЭПОХИ ГУМАНИЗМА И ВОЗРОЖДЕНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Историографическое значение термина «гуманизм»
- Восточные и языческие «пророки» и «маги» как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей
- Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой
- Зороастризм эпохи Ренессанса
- Орфей Ренессанса
- Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство
- Начала гуманизма
- Возрожденческий неоплатонизм
- Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века
- Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному
- Марсилио Фичино и платоновская Академия во Флоренции
- Франческо Патрици
- Проблемы аристотелевской традиции в эпоху гуманизма
- Возрождение скептицизма
- Новая жизнь эллинистической философии
- Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости
- Глава 3. ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
- Возрождение и религия
- Эразм Роттердамский и «философия Христа»
- Мартин Лютер
- Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха
- Контрреформация и католическая реформа
- Историографические концепции контрреформации и католической реформы
- Новое появление схоластики
- Возрождение и политика
- Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики
- Жан Боден и абсолютизм власти государства
- Гуго Гроций и обоснование естественного права
- Часть 2. ВЕРШИНЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЛЕОНАРДО, ТЕЛЕЗИО, БРУНО, КАМПАНЕЛЛА
- Глава 4. ЧЕТЫРЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО, ДЖОРДАНО БРУНО И ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
- Леонардо: природа, наука и искусство
- Механическое строение природы
- Бернардино Телезио: исследование природы согласно ее собственным принципам
- Жизнь и творчество
- Божественная трансценденцня и душа как сверхчувственное существо
- Джордано Бруно: религия как метафизика бесконечного и «героический энтузиазм»
- Жизнь и творчество
- Бесконечность Всего и смысл, который Бруно сообщил коперниканской революции
- «Героические энтузиасты»
- Заключение
- Томмазо Кампанелла: натурализм, магия и тревожное ожидание всеобщей реформы
- Жизнь и творчество
- Панпсихизм и магия
- «Город Солнца»
- Заключение
- Часть 3. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Глава 5. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- Общая характеристика
- Оформление научного инструментария и его использования
- Научная революция и магико-герметическая традиция
- Присутствие и отторжение магико-герметической традиции
- Три итальянских «мага»: Фракасторо, Кардано, делла Порта
- Николай Коперник: формирование ученого
- Коперник и отношения между традицией и революцией
- Тихо Браге: ни старая расстановка Птолемея, ни нововведения великого Коперника
- Тихо Браге: улучшение инструментария и техники наблюдений
- Тихо Браге отрицает существование материальных сфер
- Ни Птолемей, ни Коперник
- Солнце как причина движения планет
- Драма Галилея и основание современной науки
- Галилео Галилей: жизнь и творчество
- Галилей и вера в подзорную трубу
- Несоразмерность науки и веры
- Второй суд: осуждение и отречение
- Проблема метода: «чувственный опыт» и (или?) «необходимые доказательства»
- Система мира, методология и философия в творчестве Исаака Ньютона
- Философское значение творчества Ньютона
- Жизнь и творчество
- «Правила философствования» и «онтология», которую они предполагают
- Открытие исчисления бесконечно малых величин и спор с Лейбницем
- Ньютон (тексты)
- Четыре правила экспериментального метода
- Бог и мировой порядок
- Науки о жизни
- Развитие анатомических исследований
- Франческо Реди против теории самозарождения
- Академии и научные общества
- Академия Линчеи и академия Чименто
- Часть 4. БЭКОН И ДЕКАРТ. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТАХ В СРАВНЕНИИ С НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
- Глава 6. ФРЭНСИС БЭКОН, ФИЛОСОФ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭРЫ
- Фрэнсис Бэкон: жизнь и деятельность
- Почему Бэкон критикует традиционную философию
- Почему Бэкон критикует традиционную логику
- Антиципации и интерпретации природы
- Социология познания, герменевтика и эпистемология
- Цель науки: открытие «форм»
- Индукция путем элиминации
- Бэкон против чистого техницизма
- Глава 7. ДЕКАРТ — ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- Жизнь и творчество
- Cogito ergo sum
- Мир как машина
- Душа и тело
- Правила морали
- Декарт (тексты)
- Правила метода
- Правила нового метода
- Новая математическая модель знания
- Применение метода к философии
- Часть 5. ВЕЛИКИЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. ОККАЗИОНАЛИЗМ, СПИНОЗА И ЛЕЙБНИЦ
- Глава 8. МЕТАФИЗИКА ОККАЗИОНАЛИЗМА И МАЛЬБРАНШ
- Предшественники окказионализма
- Мальбранш и развитие окказионализма
- Жизнь и сочинения Мальбранша
- Постижение истины и видение вещей в Боге
- Значение философии Мальбранша
- Глава 9. СПИНОЗА И МЕТАФИЗИКА МОНИЗМА И ПАНТЕИСТИЧЕСКОГО ИММАНТЕИЗМА
- Жизнь и сочинения Спинозы
- «Атрибуты»
- Модусы
- Познание
- Три рода познания
- Моральные следствия адекватного познания
- Нравственный идеал Спинозы и amor dei intellectualis
- Геометрический анализ страстей
- Познание sub specie aeternitatis и amor Dei intellectualis
- Концепции религии и государства Спинозы
- Глава 10. ЛЕЙБНИЦ: МЕТАФИЗИКА ПЛЮРАЛИЗМА И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ
- Жизнь и сочинения Лейбница
- «Финализм» и «субстанциальные формы»
- Новое значение «финализма»
- Опровержение механицизма и учение о монадах
- «Примечательная ошибка» Декарта
- Принцип тождества неразличимых
- Закон непрерывности и его метафизическое значение
- Предустановленная гармония
- Теория познания: виртуально врожденные идеи как новая форма «припоминания»
- Часть 6. РАЗВИТИЕ ЭМПИРИЗМА
- Глава 11. ТОМАС ГОББС: ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО АБСОЛЮТИЗМА
- Жизнь и сочинения Гоббса
- Принцип телесности и механицизм
- «Левиафан» и выводы из философии Гоббса
- Гоббс (тексты)
- Рассуждать значит рассчитывать
- Три закона природы
- Глава 12. ДЖОН ЛОКК И СОЗДАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Локка
- Критика идеи субстанции, сущности и универсалий и язык науки
- Религия, разум и вера
- Заключение
- Джон Локк (тексты)
- Ошибочно полагать, что в душе наличествуют врожденные принципы
- Недостаточность аргумента всеобщего согласия
- Глава 13. ДЖОРЖ БЕРКЛИ: ГНОСЕОЛОГИЯ НОМИНАЛИЗМА В РОЛИ ОБНОВЛЕННОЙ АПОЛОГЕТИКИ
- Жизнь и научное наследие Беркли
- Объектами нашего знания являются идеи, а они суть ощущения
- Почему абстрактные идеи являются иллюзией
- Различие между первичными и вторичными качествами ложно
- Великий принцип: esse est percipi
- Бог и законы природы
- Беркли — предшественник Маха
- Джорж Беркли (тексты)
- Идеи суть предметы нашего познания
- Esse est percipi — существовать значит воспринимать
- Критика идеи моральной субстанции
- Глава 14. ДЭВИД ЮМ И ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭПИЛОГ ЭМПИРИЗМА
- Жизнь и сочинения Юма
- Впечатления и идеи. Принцип ассоциации
- Критика материальной и духовной субстанций
- Религия и ее иррациональная основа
- Часть 7. ПАСКАЛЬ И ВИКО: ДВА МЫСЛИТЕЛЯ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Глава 15. ЛИБЕРТИНИЗМ. ГАССЕНДИ: СКЕПТИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЗАЩИТА РЕЛИГИИ. ЯНСЕНИЗМ И ПОР-РОЯЛЬ
- Либертинизм
- Либертинизм эрудитов и светский либертинизм
- Пьер Гассенди: эмпирик-скептик в защиту религии
- Полемика против аристотелевско-схоластической традиции
- Янсенизм и Пор-рояль
- Янсений и янсенизм
- Логика и лингвистика Пор-Рояля
- Глава 16. БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. АВТОНОМИЯ РАЗУМА, НИЧТОЖЕСТВО И ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА. ДАР ВЕРЫ И ЕГО РАЗУМНОСТЬ
- Страсть к науке
- Идеал научного знания и правила построения аргументации
- Esprit de geometrie и esprit de finesse дух геометрии и дух утонченности
- «Дивертисмент»
- Границы знания «новых философов»
- Истина, которой философия оснащает филологию
- Язык, поэзия и миф
- Провидение и смысл истории
- Исторические колебания
- Вико (тексты)
- Философия и филология как основные разделы новой науки
- Национальная спесь и высокомерие ученых
- Философия и основания истины
- Часть 8. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Глава 18. РАЗУМ В КУЛЬТУРЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Девиз эпохи просвещения: «имей мужество пользоваться собственным умом»
- Просветители о разуме
- Просвещение и буржуазия
- Пьер Бейль: задача историка — в выявлении ошибок
- Часть 9. РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО РАЗУМА ВО ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
- Глава 19. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
- Энциклопедия
- Д'Аламбер и философия как «наука о фактах»
- «Философский век» и «век эксперимента и анализа»
- Деизм и естественная мораль
- Дени Дидро: от деизма к материализму
- Деизм против атеизма и позитивной религии
- Кондильяк и гносеология сенсуализма
- Жизнь и творчество
- Традиция и воспитание
- Просветительский материализм: Ламерти, Гельвеций, Гольбах
- Ламетри и его труд «Человек-машина»
- Вольтер: борьба за терпимость
- Жизнь и творчество Вольтера
- «Защита человечества» от «возвышенного мизантропа» Паскаля
- Монтескье: условия свободы и правовое государство
- Жизнь и сочинения Монтескье
- Соображения об исключительном значении наук
- Разделение властей — это когда одна власть может остановить другую
- Жан-Жак Руссо: просветитель-«еретик»
- Жизнь и сочинения
- Руссо против энциклопедистов
- «Эмиль», или Педагогический путеводитель
- Глава 20. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Спор о деизме и религии откровения
- Джон Толанд: христианство без тайн
- Этика английского просвещения
- Шефтсбери и автономия морали
- Дэвид Гартли: «физика разума» и этика на психологической основе
- Бернард Мандевиль и «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества»
- Когда частный порок становится общественной добродетелью
- Когда частная добродетель ведет общество к гибели
- Бернард Мандевиль (тексты)
- Частные пороки и общественные добродетели
- «Шотландская школа» «здравого смысла»
- Томас Рид: человек как культурное животное
- Томас Браун: философия духа и искусство сомнения
- Глава 21. НЕМЕЦКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Немецкое Просвещение: характеристики, предшественники, социокультурная среда
- Характеристики
- Пиетизм и его связи с Просвещением
- Фридрих II и политическая ситуация
- «Энциклопедия знания» Христиана Вольфа
- Лессинг и проблема религии
- Глава 22. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
- Истоки Итальянского Просвещения
- Антиклерикализм Пьетро Джанноне
- Чезаре Беккариа: против пыток и смертной казни
- Беккария (тексты)
- Против смертной казни
- Неаполитанское Просвещение
- Антонио Дженовези: первый итальянский профессор политической экономии
- Сочинения Канта
- Сочинения критического периода:
- Духовная перспектива докритического периода
- «Великий свет» 1769 г. и Диссертация 1770 г.
- «Критика чистого разума»
- Трансцендентальная аналитика и теория априорных форм рассудочного познания
- Категории и их дедукция
- Cogito, или трансцендентальная апперцепция
- Рациональная теология и традиционные доказательства существования Бога
- Регулятивное использование идей разума
- «Критика практического разума» и кантианская этика
- Понятие «практического разума» и цель новой «Критики»
- «Критика способности суждения»
- Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим
- Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
- Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения»
- Звездное небо надо мной и моральный закон во мне
- Кант (тексты)
- «Критика чистого разума» О различении аналитических и синтетических суждений
- Аналитические суждения
- Апостериорные синтетические суждения
- Синтетические априорные суждения
- Безусловное доступно человеку только в сфере чистого разума
- В каком смысле можно правильно осмыслить свободу
- Критическое ограничение научного знания дает пространство для веры
- Синтез лежит в основе любого познания
- Чистые понятия рассудка, или категории
- Таблица категорий
- Трансцендентальная дедукция категорий
- ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
- ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ