12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
Основным источником института патентного права является Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г.1
Патентный закон РФ регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в
связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (объекты промышленной собственности).
Объектами изобретения могут быть: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а так же применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.
Не признаются патентоспособными изобретениями:
научные теории и математические методы;
методы организации и управления хозяйством;
условные обозначения, расписания, правила;
методы выполнения умственных операций;
алгоритмы и программы для вычислительных машин;
проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
топологии интегральных микросхем;
сорта растений и породы животных;
решения, противоречащие общественным интересам, принципам
законности и морали.
К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она являются новой и промышленно применимой. Полезная модель считается новой, если совокупность ее существенных признаков не известна технике настоящего уровня. Полезная модель промышленно применима, если может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
В качестве полезных моделей не охраняются: способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культур клеток растений и животных, а также их применение по новому назначению.
К промышленным образцам относится художественно конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия. Промышленный образец признается промыт ленно применимым, если может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.
Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения:
обусловленные исключительно технической функцией изделия;
объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружения
печатной продукции как таковой;
объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ;
изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Если в создании объекта промышленной собственности участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними.
Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию.
Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.
Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец подтверждаются патентом на изобретение, свидетельством на полезную модель или патентом на промышленный образец (далее — патент) и охраняются законом. Патент удостоверяет приоритет, авторство на изобретение, полезную модель или промышленный образец и исключительное право на их использование.
Правообладателем выступает лицо, которому выдан патент. Патент выдается: автору (авторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца; физическими юридическим лицам, которые указаны автором (авторами) или его (их) правопреемником в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в Патентное ведомство до момента регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца.
Право на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. Автор имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена работодателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании объекта промышленной собственности. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых соглашением между ними.
Заявка на выдачу патента подается автором, работодателем или их правопреемником в Патентное ведомство. По истечении двух месяцев с даты поступления заявки Патентное ведомство проводит по ней формальную экспертизу. После принятия решения о выдаче патента Патентное ведомство публикует в своем официальном бюллетене сведения о выдаче патента. Одновременно с публикацией оно вносит в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ или Государственный реестр промышленных образцов РФ соответственно изобретение, полезную модель или промышленный образец и выдает патент лицу, на имя которого он испрашивался.
Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на изобретение и свидетельством на полезную модель, определяется их формулой, п патентом на промышленный образец — совокупностью его существенных признаков, отображенных на фотографиях изделия (макета, рисунка).
Правовая охрана не предоставляется изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, признанным государством секретными. Порядок обращения с секретными изобретениями, полезными ' моделями, промышленными образцами регулируется специальным законодательством РФ.
Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.
Патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению, если такое использование не нарушает прав других патентообладателей.
Нарушением исключительного права патентообладателя признаются несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также применение способа охраняемого патентом на изобретение, или введение в хозяйственный оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение. При этом новый продукт считается полученным запатентованным способом при отсутствии доказательств противного.
Любое физическое или юридическое лицо, использующее изобретение, полезную модель или промышленный образец, защищенные патентом, с нарушением Патентного закона, считается нарушителем патента.
Присвоение авторства, принуждение к соавторству, незаконное разглашение сведений об объекте промышленной собственности влекут за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ
С позиций информационного права рассмотренный Патентный за кон предоставляет охрану авторских прав на указанные объекты путем регистрации содержания изобретения, полезной модели или промышленного образца. Информационным же объектом, вводимым в гражданский оборот, являются, соответственно, патент на изобретение, свидетельство на полезную модель или патент на промышленный образен Никакой специальной охраны данные информационные объекты не требуют. Мало того, авторы соответствующих изобретений, полезных моделей, промышленных образцов только лишь заинтересованы в распространении в порядке рекламы собственной деятельности. Таким образом, эти информационные объекты самодостаточны.
- Тема 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования 14
- Тема 3 предмет, метод и система информационного права 29
- Тема 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения 45
- Тема 5 источники информационного права 53
- Тема 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет 89
- Тема 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности 98
- Тема 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации 110
- Тема 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела 134
- Тема 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов 139
- Тема 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны 143
- Тема 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны 152
- Тема 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных 156
- Тема 1 информационное общество и право
- 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления
- 1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- 1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества
- 1.4. Цель настоящего учебника
- Тема 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования
- 2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права
- 2.1.1. Определение понятия «информация»
- 2.1.2. Информация в актах действующего законодательства
- 2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе
- 2.1.4. Классификация информации по доступу к ней
- 2.1.5. Юридические особенности и свойства информации
- 2.2. Модель информационной сферы
- 2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации
- 2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации
- 2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг
- 2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Общая часть тема 3 предмет, метод и система информационного права
- 3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права
- 3.2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- 3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- 3.4. Методы информационного права
- 3.5. Принципы информационного права
- 3.6. Субъекты информационного права
- 3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права
- 3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
- 3.8.1. Информационное право как наука
- 3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- 3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина
- 3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере
- Тема 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика
- 4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- 4.3. Классификация информационных правоотношений
- 4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
- 4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
- 4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
- 4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
- Тема 5 источники информационного права
- 5.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права
- Раздел 120.000.000 «информация и информатизация»:
- 5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации
- 5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства
- 5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей
- Тема 6 право на поиск, получение и использование информации
- 6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации
- 6.2. Основные субъекты правоотношений
- 6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов
- Тема 7. Информация как объект самостоятельного оборота
- 7.1. Вопросы информационной собственности
- 7.2. Модель гражданского оборота информации
- 7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации
- Тема 8 документированная информация как объект информационных правоотношений
- 8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
- 8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов
- 8.3. Правовой режим документированной информации
- 8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации
- 8.5. Документированная информация в международном информационном обмене
- Тема 9 инфорих обеспечения как объекты информационных правоотношений
- 9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- 9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.4. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- 9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»1
- Тема 10 правовые проблемы информационной безопасности
- 10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- 10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации
- 10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- 10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- 10.4. Защита прав и свобод в информ. Сфере в условиях информатизации
- 10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- 1. Область поиска, получения и потребления информации.
- 2. Область создания (производство) исходной и производной информации.
- 3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки и предоставления пользователям информационных продуктов, информационных услуг.
- 4. Область создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
- Тема 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет
- 11.1. Интернет и правовая система
- 11.1.1. Интернет как виртуальная среда
- 11.1.2. Правовые аспекты Интернет
- 11.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет
- 11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- 11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет
- 11.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- 11.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Особенная часть
- Тема 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности
- 2.1. Основные источники института интеллектуальной собственности
- 12.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права
- 12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства
- 12.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для эвм и баз данных
- 12.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- 12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- 12.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
- Тема 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации
- 13.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации
- 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
- 13.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации
- 13.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации
- 13.2.2. Организация деятельности средства массовой информации
- 13.2.3. Распространение массовой информации
- 13.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- 13.2.5. Правовой статус журналиста
- 13.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- 13.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- 13.3. Государственная поддержка средств массовой информации
- 13.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации
- 13.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов
- 13.6. Реклама
- 13.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации
- 13.8. Средства массовой информации и Интернет
- 13.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- 13.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в сша
- 13.10.1. Свобода самовыражения
- 13.10.2. Диффамация
- 13.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности
- 13.10.4. Защита истопников информации
- 13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
- Тема 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела
- 14.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации
- 14.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела
- 14.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание.
- 14.4. Обязанности государства в области библиотечного дела
- 14.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела
- 14.6. Организация взаимодействия библиотек
- 14.7. Экономические аспекты библиотечного дела
- 14.8. Авторское право в деятельности библиотек1
- Тема 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов
- 15.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации
- 15.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов
- 15.3. Правовой режим архивов
- 15.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации
- 15.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов
- 15.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов
- 15.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах
- 15.8. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Тема 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны
- 16.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну
- 16.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
- 1. Палаты Федерального Собрания:
- 2. Президент рф:
- 3. Правительство рф:
- 5. Органы судебной власти:
- 16.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне
- 16.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
- 16.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- 16.6. Рассекречивание сведений и их носителей
- 16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
- 16.8. Защита государственной тайны
- 16.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
- Тема 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны
- 17.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну
- 17.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 17.3. Правовой режим коммерческой тайны
- 17.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
- 17.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны
- 17.6. Защита прав на коммерческую тайну
- Тема 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных
- 18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных
- 18.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 18.3. Правовые основы работы с персональными данными
- 18.4. Права субъекта персональных данных
- 18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
- 18.6. Государственное регулирование работы с персональными данными
- 18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных