Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
В основном, лагерная жизнь протекает интенсивно, радостно, наполнено. Лагерь - это место, где собрано вместе много людей: взрослых и детей. Все такие разные, у каждого своя ситуация в семье, свой уникальный опыт. Поэтому в лагере случаются разные, в том числе и особые ситуации и вопросы, к которым лучше быть готовым заранее.
1. Энурез. Бывают в лагере такие дети, которые писают в кровать. Теоретически они не могут попасть в лагерь по медицинским показаниям, но практически это бывает на каждой смене. Зрелость детей в этом плане наступает в разном возрасте. Столкнувшись с такой ситуацией, вожатому главное сохранять спокойствие и принять это. самое важное - избавить ребенка от смущения и унижения сверстниками. Спокойно попросите ребенка снять постельное белье, свое собственное и заменить его. Возьмите у завхоза клеенку. Можно попросить ночную няню разбудить его около 24 часов, чтобы ребенок пописал. Позже этого времени почки работают в медленном режиме и мочи выделяется меньше. Как правило, этих мероприятий достаточно. В трудных случаях можно обратиться к врачу лагеря.
2. Грязнули. Дети обычно пачкаются во время игр и другой деятельности. Они пачкают лицо, руки, ноги, одежду. Многие из них приучены следить за чистотой тела и одежды. Некоторые нет. Чтобы дети не смеялись над ними, вожатый может помочь тем, что отводит регулярное время для туалета и напоминает детям об этой необходимости.
3. Воровство. Случается это практически на каждой смене. Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним. при этом ваша роль - молчаливое физическое присутствие. В отряде это случилось, следует обсудить этот поступок. Руководите этим обсуждением Вы. Вы всего лишь констатируете факты: "Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать, что вы чувствовали, узнав об этом". Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что "это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет".
Причем напомните детям, что администрация лагеря просит не привозить дорогие вещи, а деньги лучше отдать вожатому. Каждый человек сам несет ответственность за свои вещи, если же он этого не делает, он провоцирует некоторых людей на подобные поступки.
Бывает, что кто-то таскает у детей печенье и конфеты, если станет известно, кто, просто объясните ребенку, что лучше просить, а еще следить за своими желаниями.
4. Гиперактивность. Большинство детей активны. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен - бегает взад-вперед, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает. Как правило, это защитная реакция снять тревогу. Роль вожатого заключается в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства специалистов. Вы можете привести его к психологу лагеря.
5. Тоска по дому. Часто встречаются дети, которые скучают по дому, родителям, друзьям, домашним животным. Они становятся плаксивы и падают духом. Один из способов, который позволит ребенку обрести друзей или забыть друзей, является занятие детей деятельностью (игры, отрядные дела, прогулки, походы и т.д.). Но бывает нелегко. Особенно в первые дни смены. Часто дети вспоминают о доме, когда они чувствуют себя неуспешными или изолированными, когда не реализованы из желания. В таком случае бывает достаточно поговорить с ребенком, помочь ему осознать, какое его желание не осуществилось и показать, как его можно достичь.
6. Плаксы. Плаксы чаще всего встречаются в начале смены среди младших. Основное объяснение их плача: "Хочу домой, к маме." Побудьте с ними немного, спокойно его послушайте, не отговаривайте, соглашайтесь с ним по принципу "Да, я тоже хочу домой и к маме". Если плачет и следующий день, пригласите его к психологу.
7. Суицидальное поведение. Бывает в лагере очень редко и чаще как демонстрация. Особое внимание имейте к детям с депрессивными формами поведения (не улыбается, отказ от всего, частые уходы). После разговора с таким ребенком обратитесь к психологу.
8. Дети рассказывают "ужасы" о своей жизненной ситуации. Слушайте эти рассказы и не пугайтесь. Постарайтесь сконцентрироваться на фактах. Часто подростки переоценивают, "накручивают" ситуацию. Помогите им снять эту "накрутку", концентрируясь на фактах, а не на эмоциях.
9. Какает в штаны. Встречаются такие случаи. Основная задача вожатого в таких случаях - предостеречь ребенка от насмешек и отвержения сверстников. В основном его отвергают, так как от него очень плохо пахнет. Просите его мыться, менять и стирать одежду. Это внесет определенные хлопоты, но другого пути нет.
10. Дети какают в душе. Случается такое, как правило, с младшими детьми. Из-за того, что, увлекшись, они не чувствуют или подавляют позыв, а сфинктеры прямой кишки не настолько еще сильны, чтобы справиться с массой и все выходит из ребенка. Лучше такие ситуации предотвратить - перед душем всех попросить сходить в туалет. После душа просмотрите все кабинки, и если где-то найдет следы пребывания ребенка, наедине с ним пригласите его убрать. Не ругайте его. Объясните, что такое бывает у детей. Помогите ему "сохранить лицо". А еще можно в душ брать горшок или администрации для мытья душевых выделить ставку туалетчика.
11. Сексуальное поведение. Старшие дети иногда находят лагерь местом, удобным для сексуального поведения. Особенно тем, что они находятся в постоянном контакте со сверстниками. Такое поведение может быть агрессивным, явным или скрытым. Не провоцируйте детей своим открытым поведением с партнером (объятия, поцелуи при всех). Важно говорить о сексе откровенно без морализации, чтобы показать детям приемлемые схемы поведения.
12. Оскорбления. Вожатый может заметить признаки плохого обращения с детьми. Например, синяки, шрамы, особенно в душе, или при осмотре. Плаксивость, депрессия. При таких ситуациях обращайтесь к психологу.
13. Химические отравления. Лагерь не изолирован от возможности приносить туда спиртные напитки, табак или наркотики для употребления или совместного использования. Во-первых, на территории лагеря строго запрещено всем, в том числе и вожатым, употреблять спиртные напитки, наркотики и курить. Делая это, Вы как бы провоцируете на это детей. Это можно делать в свободное от работы время и не на детской территории. Если Вы заметили детей в состоянии химического отравления, поговорите с ним. в зависимости от его состояния обратитесь к врачу или окажите ему помощь. Но не оставляйте их одних в таком состоянии. Важно Ваше физическое присутствие. Избегайте нотаций.
14. Вандализм. Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак более глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это с тем, чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также их привлекают к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности. Этот вопрос решает администрация лагеря. Задача вожатого - составить докладную записку по этому случаю.
15. Стресс. Современная жизнь вызывает массу стрессов, особенно у детей. Живущих в условиях мегаполиса. Они ведут поспешную жизнь. Если их торопить по часам, просить что-то сделать за короткое время, все это приводит к усилению стресса. Его признаки - повышенный голод, сонливость, проблемы обучаемости и внимания. Избегайте с детьми спешки и сложных заданий, каких-либо форм деятельности, не соответствующих данной возрастной группе. Вам поможет четкое выполнение режима, четкое планирование и доведение плана дня до детей. Помните, что детский лагерь, где дети отдыхают и общаются посредством адекватных форм взаимодействия. Роль вожатого - обеспечить детям это.
16. Побег. Иногда такое происходит. Как правило, это делают дети, склонные к таким действиям, и, как правило, они уже имеют такой опыт. Задача вожатого в такой ситуации - сообщать об этом администрации лагеря. Как профилактика этого: вожатый в начале смены собирает списки детей с адресами и телефонами, четко соблюдает все инструкции, отслеживает состояние детей, всегда знает, все ли дети с ним.
17. Демонстративное поведение детей. Оно бывает разным и очень часто мешает вожатому. Наиболее верный способ - наедине сказать ребенку свои чувства, которые Вы испытываете, когда сталкиваетесь с такими формами поведения. Затем можно узнать, чего он хотел добиться таким поведением и предложить адекватные формы поведения. Последнее можно сделать вместе с психологом лагеря.
18. Агрессивное поведение. Достаточно часто встречается у подростков. Внутренняя причина агрессивного поведения - страх перед чем-либо. Часто ребенок его не осознает. Чаще всего это страх потерять себя или уважение, любовь других. Следует принят ребенка: "Бывает, что дети дерутся (ругаются и т.д.)" и "поднять" его. Показать, как можно выразить свой гнев неагрессивно. Можно обратиться по этому поводу к психологу лагеря.
19. Дети, которые ни в чем не участвуют. Встречаются такие "наблюдатели" по жизни. Задача вожатого - создать условия для успеха ребенка и организовать формы взаимодействие детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Не толкайте их, позволяйте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.
20. Ругается нецензурными словами. При всех четко и спокойно скажите ребенку, что вы чувствуете по принципу: "Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство:" и далее "Я хочу, чтобы на нашем отрядном месте не звучало этих слов". Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу поймет это. Дайте ему время. Главное - оставаться спокойным и твердым.
21. Ребенок нарушает правила поведения. Часто у взрослых возникает ощущение, что ребенок это делает "назло". Рудольф Дрейкурс считает, что в основе любого нарушения лежит один из четырех мотивов:
- привлечение внимания
- власть
- месть
- избегание неудачи
Разберитесь, какой мотив движет ребенком в Вашей ситуации и помогите ему реализовать свое поведение.
22. Ребенок отказывается дежурить в столовой. Сначала поговорите с ним один на один, выясните, почему. Бывает, что у ребят остатки еды вызывают чувство брезгливости. В таком случае можно предложить ему другую работу. Бывает, что ребенок себя плохо чувствует. Бывают другие причины. Напомните ему о том, что все ребята из вашего отряда участвуют в дежурстве, весь отряд несет ответственность, чтобы накормить дружину, и не стоит подводить ребят из своего отряда. Ребята не поймут тебя и могут обидеться на тебя.
23. Отряд трудно собрать на отрядном месте. Как правило, такие трудности испытывают опытные вожатые и вожатые "пофигисты", которые не работали в самом начале смены над дисциплиной. Таким образом, основное, что сделает детей управляемыми, - это формирование дисциплины. Помогут Вам в этом, прежде всего, Ваша дисциплинированность, четкое соблюдение режимных моментов, планирование дня и подбор форм взаимодействия детей, адекватных возрасту, выполнение всех необходимых мероприятий оргпериода и авторитетный стиль руководства в оргпериод и во время выполнения режимных моментов. В первые дни смены собирать отряд на отрядном месте лучше вдвоем. Один вожатый может затеять игру на отрядном месте с теми, кто пришел, или играть на гитаре. Другой обходит палаты.
24. Отряд проиграл. В таких случаях дети могут возмущаться. Младшие часто плачут. Помогите детям достойно принять поражение: 1) сначала пусть они отреагируют свои эмоции; 2) когда эмоции сойдут, объясните, что проигрыш - это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть; 3) подведите итоги: что следует делать, чтобы выиграть.
25. Ребенок ябедничает про других. Чаще всего это делают для того, чтобы привлечь Вас в защиту или чтобы Вы реализовали желания ребенка. Например, "он обзывается на меня" - ребенок, как правило, хочет, чтобы Вы его защитили или наказали обидчика. Пригласите обидчика и втроем разберите ситуацию. Как правило, в ней не правы оба ребенка. Скажите обоим, в чем они не правы и помирите их.
26. Отрицательный лидер. Бывают группы. в которых ребенок встает в оппозицию с вожатым, нарушает требования и вокруг собирает группу. Скорее всего, он хочет власти и внимания. Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите, как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не "роняйте" его в глазах других.
27. Отпускают "сальные" шутки. Чаще всего это делают старшие мальчики. Делают это для того, чтобы "проверить Вас на реакцию", провоцируют. Спокойно скажите, что "парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов". Будьте готовы к тому, что такая ситуация может возникнуть еще. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.
28. Девочка от 11 до 14 лет часто плачет. Как правило, она жалуется на какие-то проблемы Вам, как лицу, которому она доверяет, и при этом плачет. Вам уже начинает это надоедать. Скорее всего, это девочка с истерическим складом личности. Ее цель - получить как можно больше Вашего внимания, и чтобы все это видели. Скажите ей, что такие ситуации, как у нее, бывают, и Вы уверенны, что она может справиться с ними сама, а Вы сейчас заняты.
29. Ребенок обманывает. Обсудите с ним ситуацию, когда он Вас обманул. Объясните, каковы последствия этой ситуации для него, для Вас, для других. Важно, чтобы он понял, что обманывать не стоит, это ведет к негативным последствиям, самое главное - он теряет доверие у других.
Другие особые ситуации могут встретиться у Вас в отряде. Если чувствуете, что не знаете, как выйти из них, обратитесь к администрации лагеря, к психологу. Когда вы приглашаете к психологу ребенка младшего и среднего возраста, помните, что им малознакомо слово "психолог", их первая реакция: "Что, я псих?". Поэтому скажите им что-то вроде: "У нас на отряде лучше не плакать, пойдем туда, где можно плакать" или "Пойдем в комнату, где мы можем с тобой вдвоем поиграть и поговорить".
Каковы затруднения? | В чем их причина? | Как их предупредить? | Как с ними бороться? | |
В организации быта и общежития | ||||
Дети не удовлетворены размещением в спальных помещениях | а) Распределение мест выражает «иерархию силы» в группе; б) спальные места неравноценны в плане комфорта; в) не учтены физиологические и психологические особенности отдельных детей | а) Организовать (при заезде) распределение спальных мест в форме игры, присвоив каждому месту привлекательные игровые характеристики; б) предоставить право выбора мест первым детям, впервые прибывшим в лагерь; в) определить места для детей с особыми проблемами на основе консультации с врачом и/или психологом | а) Изучить возможности и необходимость изменения расположения и уговорить ребят поменяться; б) устранить (смягчить) дискомфортные факторы (заменить койку, переставить тумбочки); в) повысить привлекательность личного места каждого путем введения игровых наименований, размещения дополнительных атрибутов, открытия в отряде «Бюро оценки недвижимости» | |
Нe удается поддерживать порядок в спальных помещениях из-за обилия лишних вещей в тумбочках | а) Недостаток у детей опыта организации личного имущества; б) непродуманность системы хранения личных вещей | а) Заранее сформулировать правила храненияличного имущества, организовать их усвоение в оргпериоде смены; б) продумать и оборудовать приспособления для раздельного хранения вещей, сделав необходимые надписи, например: полка и крючки для мыльниц, зубной пасты и щеток, полотенец, ящик для тапочек, шкафчик (полка) для письменных принадлежностей и т.п. | а) Обсудить проблемус ребятами и вместе договориться о правилах хранения вещей и ответственности дежурных; б) организовать игру, в ходе которой каждой вещи будет обозначено место, а некий переходящий приз ежедневно будет разыгрываться среди самых аккуратных, возможен широкий спектр игровых приемов решения проблемы | |
У детей исчезают личные вещи, деньги | а) Рассеянность самих детей; б) хищение | а) При заезде объяснить родителям ненужность дорогих вещей, украшений и т.п. в лагере; б) организовать хранение ценных вещей в отдельном, закрывающемся помещении, передачу денег для хранения вожатым (если иное не организовано в масштабах лагеря); в) по возможности, иметь информацию о детях, склонных к хищению, не оставлять их наедине с соблазном | а) Организовать «Уголок счастливых находок», куда будут собираться найденные вещи, с выдачей «золотых звезд» самым зорким следопытам; б) обговорить индивидуально с детьми целесообразность хранения некоторых вещей в закрытом помещении; в) пресечь атмосферу подозрительности и взаимных обвинений, усилив наблюдение за детьми, склонными к хищениям | |
У детей отсутствуют необходимые банно-прачечные принадлежности, одежда, обувь | а) Недостаточное внимание при сборе вещей для отправки в лагерь | а) Перед посадкой в автобусы для заезда проверить готовность детей по «Памятке отдыхающего»; б) решить с администрацией лагеря вопрос формирования некоего «запаса» мочалок, мыльниц и т.п. для указанных случаев; в) иметь полный список отряда с указанием всех данных о родителях, номеров их телефонов, рабочих и домашних | а) Выдать в пользование необходимое имущество из лагерного запаса; б) связаться по телефону с родителями, добиться, чтобы они привезли необходимые вещи или передали их в лагерь«с оказией» (например, когда в город поедет продуктовая машина); в) пресечь насмешки в адрес детей, имеющих эти проблемы | |
Дискомфорт в жилых помещенияхиз-за хранения там грязных вещей, сушки выстиранного белья и т.п. | а) Дети не информированы о правилах хранения, либо не оборудованы места; б) дети не могут сами решить, что делать с грязным бельем, одеждой и пытаются это скрыть | а) При заезде четко информировать детей о правилах и местах хранения и сушки вещей, организовать систематическое посещение этих мест, пользование ими | а) Индивидуально с владельцами указанных вещей организовать их перемещение в предусмотренные места, если нужно - стирку и сушку, организовать систематическое проветривание помещений; б) периодически напоминать детям о режиме работы прачечной, сушки, чемоданной | |
В сфере здоровья, гигиены | ||||
Случай ночного недержания мочи | а) Ребенок болен энурезом; б) снижение температуры воздуха в спальном помещении; в) ребенок не успел посетить туалет перед сном, забыл об этом на волне впечатлений; г) ребенок не адаптированк бытовым условиям лагеря (туалет на улице, изменение режима питания, застенчивость); д) эксцесс спровоцирован нездоровыми детскими шалостями (переливание воды над спящим, спрятанная одежда, обувь) | а) При энурезе выяснить у родителей наличие заболевания, отдельных эксцессов, возможность появления таких проблем; б) ежедневно перед сном контролировать выполнение детьми гигиенических процедур, в т.ч. посещение туалета, в случае отсутствия искусственного обогрева помещений обеспечить детей дополнительными одеялами; в) по рекомендации родителей и после консультации с врачом будить детей, склонных к энурезу, для дополнительного посещения туалета; г) по возможности ограничивать употребление жидкости, напитков непосредственно перед сном | а) По возможности скрытьпроисшествие; сменить белье в отсутствии других ребят (если нужно - организовать такое отсутствие под каким-либо предлогом), организовать индивидуальное посещение проблемным ребенком душевой (бани) и прачечной, успокоить его и договориться с ним о дальнейших действиях по предупреждению эксцессов; б) обсудить случай с врачом и принять меры, чтобы подобное не случилось. Если это возможно – устранить причину; в) строго следить за сохранением молчания о происшедшем; если дети из отряда знают о случае, договориться с ними о бережном отношении к пострадавшему; не должно быть ни раздражения, ни насмешек. | |
Произошел несчастный случай, травма | а) Бесконтрольность детей; б) наличие опасных мест, сооружений, приспосо-блений на территории и в помещениях; в) умышленный риск детей, из желания «показать себя»; г) стечение обстоятельств, действие непреодолимой силы; д) недостатки организации деятельности детей, нарушение техники безопасности, санитарных правил и норм | а) При подготовке смены составить представление о всех местах на территории и в помещениях, обладающих повышенной опасностью (хоз. двор, бассейн, баня, пищеблок, спортплощадка, периметр территории, пункты размещения электрооборудования и т.п.); б) тщательно разъяснить детям правила и нормы, обеспечивающие их безопасность, добиваться неукоснительного их соблюдения, систематически напоминая; в) планируя очередной день, распределить нагрузку педагогов таким образом, чтобы дети непрерывно находились в поле зрения хотя бы одного из них, пресекать игры, занятия детей, могущие повлечь травмы; г) тщательно изучить лагерную инструкцию по ТБ и неукоснительно следовать ей | а) Если в лагере есть (а она должна быть) инструкция по ТБ, действовать в соответствии с ней; б) если вдруг таковой не обнаружилось, то отвести других детей из опасной зоны, немедленно вызвать врача и начальника лагеря, если необходима экстренная помощь (остановка крови, изменение положения, высвобождение; искусственное дыхание); оказать ее в пределах своей компетенции; не навредить, по прибытии начальника лагеря, врача действовать по их указаниям, в любом случае сохранять и поддерживать спокойствие | |
Ребенок жалуется на недомогание | а) Спектр причин может быть широк – от инфекции до симуляции | а) До заезда убедиться в наличии у ребенка медицинской карты, выяснить у родителей наличие хронических заболеваний, предрасположенности к заболеваниям, ограничения по участию в отдельных видах деятельности, условий проживания, питания; б) совместно с врачом, администрацией лагеря создать необходимые условия | а) В любом случае немедленно обратиться к врачу; б) если выяснится, что это симуляция, узнать ее причину и цель, вероятно, ребенку необходима педагогическая помощь
| |
Дети не следуют гигиеническим нормам (умывание, чистка зубов, смена белья и т.п.) | а) Отсутствие гигиенических навыков; б) трудности адаптациик бытовым условиям лагеря; в) см. п. 1.3, 1.4, 1.5 | а) В ходе оргпериода (первые 3-4 дня смены) организовать игру-соревнование для усвоения детьми порядка выполнения гигиенически процедур, их положительную эмоциональную окраску; б) разъяснить детям места, порядок, время инеобходимость выполнения гигиенических процедур; в) осуществить такие процедуры организованно (вместе) | а) Личным примером или словом побудить отдельных детей к выполнению гигиенических процедур; б) запланировать и провести форму работы соответствующей тематики, логическим продолжением которой станет ежедневный общественный контроль за этим аспектом жизни | |
Во взаимоотношениях с персоналом | ||||
Дети не знают, кому и по каким вопросам обращаться | а) Отсутствие необходимой информации | а) Организовать знакомство детей с персоналом (по необходимости) в день заезда; б) разместить в отрядном уголке информацию об именах, отчествах членов персонала, их должностях и перечне вопросов, входящихв их в компетенцию, а также порядок действий детей в случае возникновения у них потребности обратиться к кому-либо из членов персонала, разъясните детям этот порядок | а) Узнать, в чем состоит потребность ребенка, организовать его встречу с соответствующим представителем персонала, проследить за разрешением вопроса, если нужно оказать помощь и убедитьсяв возвращении ребенка в отряд (если он отсутствовал) | |
Ребенок подолгу пропадает из отряда, уходит вместе с кем-либо из представителей персонала | а) Давнее знакомство; б) проблемы с психологическим комфортом в отряде; в) представитель персонала - интересный человек; г) нездоровый, интерес у взрослого к ребенку | а) Организовать жизнь отряда таким образом, чтобы дети вполне удовлетворяли свои потребности, участвуяв его жизни и деятельности; б) разъяснить детям правила и порядок ухода изотряда (если это предусмотрено) | а) Выяснить действительную причину интересаданного ребенка к данному взрослому, и наоборот; б) если это полезно - привлечь данного взрослого к общению с отрядом, разделив с ним «моральную» ответственность; в) в случае тревожных предположений - обратиться к администрации лагеря | |
Выявлено грубо жестокое обращение представителя персонала с детьми, случаи сексуальных домогательств | а) Данный взрослый профнепригоден для работы с детьми вследствие психических отклонений или нравственных качеств | а) При наличии сведений о таких отклонениях проинформировать администрацию лагеря; б) объяснить детям порядок их действий в случае возникновения подобной ситуации (возможно в ходе ролевой игры «Агентство личной безопасности»); в) не допускать уединенных контактов детейс представителями персонала | а) Пресечь контакт, отвести детей в безопасное место, немедленно поставитьв известность администрацию лагеря; по возможности, не допускать широкого обсуждения происходящего, но еще раз разъяснить детям их действия в подобных случаях | |
Кто-либо из представителей персонала привлекает детей Вашего отряда к какой-нибудь деятельности без согласования с Вами | а) Самоуправство; б) отсутствие регламентации этой практики | а) Заведомо проинструктируйте детей о том, что если кто-либо из персонала попросит их о помощи, они должны вежливо ответить, что сначала им необходимо сообщить об этом Вам и получить Ваше согласие. В случае таких обращений нужно убедиться, что предлагаемая деятельность не опасна для детей и посильна. Еще раз напомните детям о ТБ | а) Обнаружив отсутствие детей, нужно узнать, гдеони находятся и чем заняты, соблюдаются ли нормы безопасности, и попросить представителя персонала по окончании работ лично привести детей в отряд, необходимо еще раз разъяснить детямпорядок их действий втаких случаях; б) если дети вовлечены в деятельность, не отвечающую требованиям безопасности, нужно прекратить ее, детей вернуть в отряд, привлечь администрацию, потребовать принятия мер к работнику, подвергающему детей опасности | |
В организации участия детей в делах | ||||
Дети наотрез отказываются участвовать в делах | а) Негативный опыт детей; б) боязнь насмешек, неуверенность в себе; в) неодобрение «неформальных лидеров»; г) физические недостатки, самочувствие, комплексы
| а) Организовать оргпериод интенсивно, разнообразно, так, чтобы дети во все включались «с ходу», не успев осознать психологические препятствия, обсуждение такого опыта на вечернем отрядном разговоре поможет многим преодолеть скованность; б) постоянно укреплять в отряде правила и нормы взаимной поддержки, общей радости и взаимопомощи, лидировать, быть «весомее» неформальных лидеров | а) Отложить решение вопроса, а затем включать ребенка в деятельность предельно малыми дозами, последовательно приближая состояние его готовностик участию в делах; б) предложить неформальным лидерам простимулировать участие ребенка в деятельности; в) найти иную форму участия, более приемлемую для ребенка | |
Ребята сочинилинизкопробноевыступление | а) Культурный уровень ребят низок; б) аналогия с ранее виденным в этом (другом) лагере; в) протест против каких-либо сторон жизни лагеря | а) Не допускать подготовку выступлений на самотек. Лозунг «Дети сами...» - прикрытие для лентяев; б) совместно с детьми обсуждать цель выступления и требования к нему, участвовать в процессе создания | а) Пригласить «экспертов», на основе их мнения внести коррективы; б) последовательно вносить небольшие изменения в ход репетиции и, таким образом, привести выступление в требуемый вид; в) в случае протеста: разделить идею протеста и идею выступления, конфликт разрешить отдельно, а выступать отдельно, обязательно сделать и то, и другое | |
Дети невоспитанно ведут себя на трибунах, стремятся оскорбить соперника во время соревнований | а) Негативный опыт и субкультурныестереотипы; б) отсутствие навыков «культурного болельщика»; в) конфликт между отрядами | а) Заранее разработать, подготовить, «играючи» прорепетировать лозунги и другие формы поддержки своей команды, объяснить ребятам, что соперники на поле - не враг, наоборот, он помогает получить удовольствие от состязания; б) систематически организовывать культурные формы поведения на трибунах | а) Обсудить с ребятами случившееся, договориться о формах поведения на будущее, организовать «акт компенсации» - творческий подарок соперникам, на соревнованиях организовать «отработку» навыков «культурного болельщика»; б) выяснить причины и повод конфликта, совместно с педагогами отряда-соперника, администрацией; продумать и осуществить меры по его разрешению |
КУРАТОРАМ: не забывайте подкреплять сказанное «живыми» примерами, если таковые были в Вашей практике!
- Единая программа подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях «Школа соВременного вожатого».
- Нижний Новгород, 2005.
- Занятие 1. Будем знакомы!
- 1. Нижегородский Областной Штаб Студенческих Отрядов. Линейные Студенческие Отряды. Структура спо.
- 2. Дол. Игра.
- Игры в автобусе.
- Кричалки.
- На знакомство:
- «В поход»
- «Воробьи-вороны». (На природе)
- На сплочение: «Клубок».
- «Яблочко»
- «Сторож».
- «Паровозик».
- На выявление лидеров: «Треугольник».
- «Карабас».
- «Большая семейная фотография».
- «Калейдоскоп».
- «Полет на Марс».
- «Огоньки» организационного периода
- Теоретический блок.
- «Огонек» в основной период
- «Огонек» - анализ дела
- Тематический «огонек»
- 4. Вожатские песни.
- 5. Отрядный уголок.
- Возможные рубрики для отрядного уголка
- Законы отряда
- В рубрику «время»
- Стихотворный режим дня
- Мониторинг – карта
- Методика "Эмоциональная цветопись"
- Занятие 3. А понаехали тут!
- 6. Логика развития лагерной смены.
- Организационный период лагерной смены
- Основной период лагерной смены
- Итоговый период
- 7. Тесты.
- Социометрия
- Тест “Нарисуй скорее дом”
- Тест “Лучший художник”
- Рисуночный тест "Какой я?"
- 8. Тематический день в лагере.
- 1. День человека:
- 2. День Земли:
- 3. День Отечества:
- 4. День мира:
- 5. День Знания:
- 6. День Труда:
- 7. День Культуры:
- 8. День Семьи:
- Какие еще тематические дни можно провести в лагере:
- Занятие 4.
- 10. Медподготовка. На грани риска. Дети и наркотики. Первая доврачебная помощь
- Первая помощь при ранениях Первоначальная обработка раны:
- Механическая обработка.
- Основы реанимации
- Дыхательная недостаточность
- Восстановление кровообращения
- Медикаментозное лечение
- Повреждения опорно-двигательного аппарата
- Асфиксия
- Ядовитые животные
- Меры предосторожности
- Симптомы отравления
- Что нужно делать?
- Как помочь при приступе эпилепсии.
- Алкоголизм и наркомания - болезнь людей, не сумевших сказать нет
- Признаки передозировки наркотиков
- Запомни! Состояние комы при передозировке наркотиком заканчивается смертью от остановки дыхания или аспирации рвотными массами.
- Занятие пятое – Как вы лодку назовёте…
- 11. Имидж отряда. Название. Девиз.
- Самоуправление.
- Примерное положение о дежурном командире отряда (дк)
- Обязанности дк
- Права дк
- Примеры дел-поручений, выполняемых по очереди первичными микроколлективами
- Стадии развития коллектива по Лутошкину.
- 12. Верёвочный курс. Теория. Базовый уровень – практика.
- Базовый уровень. Плот.
- Конвейер.
- Корабельный трап.
- Основной уровень.
- 1. Паутина.
- 2. Треугольник или электрический ток.
- 3. Бревно.
- Занятие шестое – а как же я?
- 13. Организация творческих конкурсов, игр по станциям, сюрпризы, тайный друг, стартин. Как провести творческий конкурс
- Как выбрать правильный способ организации игр по станциям.
- Сюрпризы. Тайный друг.
- Стартин.
- 14. Ребенок и социальные нормы.
- Дошкольник
- Младший школьник
- Младший подросток
- Старший подросток
- Социально-психологические потребности детей разного возраста.
- Запомни, это важно! как влияет на значение слышимого то, как мы используем ударение.
- Игры разного возраста
- «Полёты» подростков.
- Занятие седьмое – буря в стакане.
- 15. Правила купания детей. Правила купания детей на пляже.
- Правила купания детей в бассейне.
- Тридцать особых ситуаций, с которыми можно столкнуться в лагере. Способы разрешения этих ситуаций
- Занятие восьмое – Однажды вечером…
- 17. Комплименты, критика, конфликт.
- Правила и ошибки комплимента:
- Критика – великий манипулятор.
- 18. Игры с залом. «Апчхи»
- «Веретена точены...»
- «Ипподром».
- «Гол – мимо»
- «Три музыкальных слога»
- Игры-розыгрыши. «Гипнотизер»
- «Любовный рассказ»
- Египетский осел
- «Школа огородных пугал»
- Рахнина Юлия Алексеевна.