logo search
Лекции МЧП

7. Нотариальные действия в отношениях с иностранным элементом.

Основы законодательства РФ о нотариате каких-либо ограничений обращения к нотариусам для иностранных лиц не устанавливают. Нотариусы совершают нотариальные действия в интересах всех обращающихся к ним лиц.

В функции нотариальных контор входят:

- удостоверение документов, предназначенных для их действия за границей;

- принятие документов, составленных за границей;

- осуществление действий, связанных с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина РФ;

- обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств и другие.

Нотариусы могут применять нормы иностранного права. Они также могут принимать документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, совершать удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ.

Консульские учреждения РФ за границей совершают целых ряд нотариальных действий: принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства права на наследство, свидетельствуют верность копий документов и выписок и них, удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Нотариусы могут обращаться к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий и выполнять соответствующие поручения.

По общему правилу документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусами и государственными органами при условии их легализации органом МИДа РФ.

Гаагская конвенция 1961 г. предусматривает иной порядок подтверждения достоверности официальных документов, выданных на территории соответствующих государств – ее участниц, путем проставления апостиля.

РФ является участницей этой Конвенции как правопреемница бывшего СССР. Что же касается документов, выданных учреждениями иных государств (бывших союзных республик в составе СССР), то они не могут быть приняты на территории России к проставлению апостиля на подлинниках, поскольку это явилось бы нарушением суверенитета государств, учреждения которых выдали данные документы.

Конвенция распространяется на следующие официальные документы, выданные на территории одного из Государств и предъявляемые в другом Государстве:

- документы, исходящие от органа правосудия, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судеб» исполнителя:

- административные документы;

- нотариальные документы;

- официальные удостоверения частных документов, подтверждающие их регистрацию, а также фактов, в них содержащихся; официальное и нотариальное заверение подписей.

Для проставления апостиля могут быть представлены не только

документы подведомственных органам юстиции учреждений и судов, но и иные официальные документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, административные документы, официальные пометки: отметки о регистрации, визы, заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Конвенция не применяется лишь к документам, выданным дипломатическими или консульскими представителями, а также к административным документам, имеющим прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям.

Смысл Конвенции заключается в отмене требования легализации перечисленных официальных документов. Под легализацией понимается порядок, при котором дипломатическое консульские представительство государства, на территории которого должен быть предъявлен документ, удостоверяет, подлинна ли подпись его составителя, в каком качестве действовало лицо подписавшее документ, и идентичность печати и штампа.

Установленная Конвенцией отмена легализации значительно упроща­ет и удешевляет дело.

Единственной формальностью для подтверждения подлиннос­ти иностранного официального документа признается специаль­ная удостоверительная отметка — апостиль, проставляемая компе­тентным органом государства, в котором документ был выдан. Форма апостиля унифицирована для всех государств-участников (образец формы служит приложением к Конвенции). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скреп­ляемом с документом и носящем название аллонжа (ст. 3-4).

Апостиль как специальный штамп проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Сами подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения. Заголовок апостиля обязательно должен содержать текст на французском языке – «Apostile (Convention de la Haye du 5 oktobre 1961)». Апостиль в каждом государстве проставляется компетентным органом, который уполномочен на это в соответствующем государстве.

Проставление апостиля отнесено уже не к компетенции дипломатического или консульского представительства государства места предъявления документа, а к компетенции внутренних орга­нов страны места составления документа. Каждое договаривающе­еся государство уведомляет МИД Нидерландов (государства — де­позитария Конвенции) о назначении органов, выполняющих функцию проставления апостиля (ст. 6). В России к числу таких органов относятся органы юстиции и органы записи актов граж­данского состояния.

Следует отметить, что в Конвенции не решен вопрос о доказательственной силе апостиля. Это связано с тем, что в государ­ствах-участниках доказательственная сила официальных докумен­тов регулируется по-разному: в одних — по праву страны места составления документа (например, во Франции), в других — по праву страны, где документ был предъявлен (например, в Авст­рии). Стороны согласились лишь о том, что апостиль удостоверяет подлинность подписи; качество, в котором выступало лицо, под­писавшее документ; подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 5).