Авицеброн-см. Ибн Гебиролъ. Авиценна-см ИбнСина.
АВЛ ГЕЛЛИЙ (Aulus Geffius.Ageffius- искаженная форма» преобладающая в Средние века) (ок. 125/128?—после 177?)—автор сочинения «Аттические ночи». Ученик представителя Афинской школы платонизма Кошена (Коль визия) Тавра; во время пребывания в Афинах посещал также философа Перегрина Протея (ум. 165), обретавшегося в пригороде Афин, и Герода Аттика (ум. 177) на его даче в Кефисии; в Риме, где он жил в юности, был дружен с Фаворжом. Все сведения о его жизни черпаются из его сочинения. Будучи обеспечен и получив обычное для своего круга приличное образование (в 146 слушал грамматика Сульпиция Аполлинария, оказавшего большое влияние на его развитие, затем ритора Тита Кастрииия), он пренебрег карьерой (хотя однажды избирался судьей) и занимался приумножением доставшегося ему в наследство состояния, воспитанием детей, самообразованием и отчасти научной деятельностью, связанной с библиогоафическинн и антикварными разысканиями. «Аттические ночи» названы так потому, что ученые труды по их составлению, ведшиеся при свете лампы длинными зимними ночами (Praef. 4), были начаты в Аттике; состоят из 20 кн. (они писались в 146, опираются на общие источники с датируемой 158 «Апологией» Апулея, в частности на Фаворит» и были опубликованы после 177, год смерти Герода Аттика), посвященных грамматике, литературной критике, биографиям знаменитых историков, писателей, заметок по римскому праву, описанию чудесных явлений, естество знанию, отдельным наукам—медицине, арифметике, геометрии, оптике и т. п. Текст представляет собой лишенные плана заметки (commentarii)—собрание эксцерптов, фрагментов и историческиханекдотов, в т. ч. о современниках Авла Геллия, частью основанные на личных впечатлениях. Ок. 130 глав посвящены философским вопросам и рассказам о философах. Авл Геллий фпирует Варрона, Нигчдия Фигула, Плутарха из Херонеи, вспоминает о Героде Аттике, Тавре (его занятиях, комментарии к «Федону»—VII 14,15, неких других комментариях—I 26, 3) и Фаворине (в частности, цитирует его «Пирроновские тропы»—XI5, 5). Помимо этого из Фаворина он приводит анекдоты о Пи-сястрате, Пифагоре, Протагоре, Платеже, Аристотеле, имеющие параллели у Диогена Лаэртия.
Сбч.: Nodes Atticae, tec. brevique adriotatione instntxif P. K. Marshall, vol. I {libri 1-Х)-II (libri XI-XX). Oxf., 1968; Les Nuits Attiques, livres I—IV, texte «t. ettrad. R. Marache. P., 1967; livres V—X<—Ibid,, 1978. UvrcsXI-XV-Ibid., 1989.
Лит.: Berthold И. Aulus Gellius. Aufgliederung und Auswahl seiner Themen. Lpz., 1959 (Diss.); Gassner /: Philosophie und Moral bei Oellius. Innsbruck, 1972, p. 197—235; Hotfold-Strevens I. A. Towards a chronology of Aulus Gellius.-«Latomus», 36, 1977, p. 93-109; Gouki Я Aulu-Gelle, Dictionaire des philosophes antiques, ed. R. Goulet, vol. 1, P., 1989. p. 675-687.
Ю.А. Шичалин
- Абеляр, Пьер
- Абсолютная. Истина-см. Истина.
- Абстрактное и конкретное - см. Восхождение от абстрактного к конкретному.
- Аристотеля комментаторы (античные)
- Абубацер - см. Ибн Ту файл.
- Абхидхамма-питака-см. Tpunumam.
- Авицеброн-см. Ибн Гебиролъ. Авиценна-см ИбнСина.
- Аврелий антонин, марк-см. Марк Аврелий Антонин,
- Автономия и гетерономия - в практической
- Агама-анусара-см. Йогачара.
- Аксиома бесконечности-см. Множеств теория. Аксиома выбора—см. Множеств теория.
- Актуальная бесконечность--см. Бесконечность.
- Ал-'аллаф —см. 'Аллаф.
- Ал-афганй -см. Афгани. Ал-аш'арй -см.Аш'ари.
- Ал - б и ру н й - см. Бируни. Ал-газалй—см. Газ'али.
- Ал-йджй-см. Йджи. Ал-киндй - см. Киндп.
- Аналитическая психология-см. £ г. Юнг.
- Ан- нa33ам - см. Наззам.
- Анта-ананта-вада—см. Пуббантакаппит,
- Антропология философская-см. Философская антропология.
- Ану («атом»)-см. Атомизм.
- Аподиктические суждения - см. Суждение.
- Аполлоническое и дионисийское
- Арабоязычный перипатетизм-см. Перипатетизм арабоязычный.
- Ареопагитики — см. Псевдо-Дионисий Ареопагит.
- Асat —см. Cam.
- Ас-сухравардй -см. Сухраварди.
- Ат-таухиди-см. ТаухЫи. Ат-тафтазанй -см. Тафтаз'ани.
- At-ту си-см. Туей.
- Ашаризм —см. Калам. Аш-шахрастанй -см. Шахрастани.