Источником власти является авторитет, престиж, харизма, т.Е исключительные личностные качества правителя, вождя.
Ресурсы власти – это совокупность методов, следствия, использование которых обеспечивает, поддерживает, и реализуют власть (принуждение, насилие, убеждения, страх, традиции).
Следует иметь в виду, что демократичное правовое государство несовместимо с использованием принуждения, насилия. Политическая власть реально кончается там, где начинается насилие.
Во власти государственной и политической существует следующее соотношение понятий (рис.3.1).
ВЛАСТЬ
Субъект власти– это государство и его институты, партии, политические элиты, лидеры
Ресурсы власти– принуждение, страх
Объективная власть– индивиды, социальные грады, классы, масса Источник власти– харизм, интерес
Рис.3.1. Элементы власти
Кроме того, государственная власть обладает, присущими только ей признаками:
официальный характер, регламентируемый Конституцией, законами;
структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;
общеобязательный характер ее решения;
наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб;
возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;
обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.
Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы.
Власть и ее разновидности:
личная (персональная) власть (например, в семье или в отношениях господина и слуги);
корпоративная власть (власть общественной организации, распространяющуюся только на ее членов, добровольно в нее вступивших);
социально-общественная – власть, которая устанавливается в обществе;
публичная власть (тесно связанная с общественной властью).
В систему публичной власти входят государственная и муниципальная власть, власть субъектов РФ, государственная власть автономных образований.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти - не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (не владеют) определенной суммой власти, пуская ее в обращение.
Итак, государственная власть - это:
1) право, возможность и способность государства (через государственные органы и должностных лиц) оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;
2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;
З) лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.
Существует множество классификаций государственной власти с точки зрения ее характера, пределов действия, задач и методов осуществления, системы органов и т.д.
По социальному характеру различают власть народа и власть определенного социального класса, слоя (например, диктатура пролетариата в прежних государствах тоталитарного социализма).
Различают демократическую и недемократическую (авторитарную, тоталитарную, личную и др.) государственную власть.
Авторитарную государственную власть обычно связывают с нарушением прав человека, применением насилия, с господствующим положением исполнитель ной власти, когда парламент и суды играют второстепенную роль.
Тоталитарная власть помимо этих признаков характеризуется закреплением в конституции руководящей роли одной определенной партии (обычно устанавливается однопартийность), парламент и суды пре вращаются в декоративные институты, создаются слитные партийно - государственные структуры. В условиях тоталитаризма обычно складывается личная власть (власть фюрера в фашистской Германии, дуче - в Италии, каудильо - в Испании и т.д.). Демократическая государственная власть выражает интересы большинства населения и осуществляется в соответствии с принципами разделения властей, уважения прав человека, признания местного самоуправления, правового государства и др.
Закон, иные нормативные правовые акты, издаваемые государственной властью, правила, обычаи, складывающиеся в обществе и санкционируемые ею, легализуют (от лат. «lеx» - закон), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации.
Легализация государственной власти – это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Во-первых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Это устанавливают многие новейшие конституции постсоциалистических стран, в том числе Конституция РФ. Во- вторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д., когда страной правит военная хунта и действуют чрезвычайные суды. В-третьих, законной должна быть сфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан, что бывает (например, в 1995 г. в Мьянме - прежняя Бирма - женщинам было запрещено носить юбки с разрезом; в Малави мужчинам запрещалось носить длинные волосы, в Заире (Демократическая Республика Конго) - давать иностранные имена детям, в Иране - носить галстуки, в Турции - головные уборы определенного рода и т.д.). На конец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны основываться на праве и на обще человеческих ценностях. Массовый террор, депортация целых народов, как это имело место в СССР, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями. Они могут быть приняты на референдуме, как, например, и России в 1993 г. Легализация может осуществляться путем принятия конституции Учредительным собранием или парламентом (Конституция Украины 1996 г.). В Саудовской Аравии (1992), султанате Оман (1996) применялся способ октроирования (дарования) конституции монархом.
Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляются также иными правовыми актами: законами, указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве юстиции и т.д.), постановлениями правительства (на пример, Правительства Франции об утверждении избранных муниципальными советами мэров городов в качестве представителей государственной власти в своих общинах - коммунах), постановлениями конституционного суда и других органов конституционного контроля (например, постановление Конституционного Суда Кыргызстана 1999 г. о возможности избрания Президента республики на третий срок) и т.д. Конституции и иные правовые акты закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти.
В условиях государственных и военных переворотов, революционных событий новая власть, ее чрезвычайные органы, стремясь создать легальные основы своей деятельности, принимают временные акты. Узаконение государственной власти, обоснование властных полномочий, права управлять государством коренится в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную власть фюрера, бразильской хунты, Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного.
Нарушение принципа легальности (правовых норм) предполагает юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц - политическую (отставка правительства, импичмент президента), уголовную (предание суду за незаконное использование государственной власти при исполнении служебных обязанностей), гражданскую (возмещение ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам при незаконном использовании государственной власти).
Государственный орган – это организационно и структурно обособленная часть государственного механизма, наделенная концепцией, правовыми и материально-финансовыми ресурсами для осуществления функций и задач государственной власти.
Государственный орган обладает рядом признаков:
государственно-властные полномочия, выражаются в том, что государственный орган в рамках своей компетенции принимает решения и обеспечивает их исполнение, формулирует предписания обязательные для всех граждан, должностных лиц, организаций и учреждений на которых распространяется его власть;
государственный орган отличается от государственной организации тем, что он учреждается в определенном порядке, который закреплен в конституции, законах;
государственный орган обладает определенной компетенцией, т.е. совокупностью полномочий и обязанностей, которые связаны с предметом его ведения;
государственный орган действует, применяя определенные формы и методы в особой установленной государственной сфере деятельности;
государственные органы – это организованный коллектив профессиональных работников, поэтому деятельность государственных органов определяется не только нормативно-правовой деятельностью, но и нормой профессиональной этике.
Сущность государственного органа, его характер можно рассматривать в нескольких аспектах:
функциональный, т.е. с точки зрения целей и задач стоящих перед государством и государственными органами, путей и средств их реализации;
социологический, т.е. государственный орган выступает как характеристика коллектива, наделенная особенностями:
морально – психологическими,
сплоченностью,
организованностью;
правовой аспект государственных органов выражается в компетенции, статусе и полномочиях государственных органов;
организационный аспект государственный орган можно рассматривать, как субъект и объект управления.
Виды государственных органов:
1. на основе разделения властей:
законодательная;
исполнительная;
судебная.
2. по принадлежности государственных территориальных образований:
федеральные;
субъектов федерации;
местные;
3. по организационно-правовым формам:
министерство;
правительство;
суды;
мэрии;
администрации;
различные законодательные органы;
комитеты;
ведомства.
4. по характеру компетенции:
органы общей компетенции (правительства, мэрия, администрации);
органы отраслевой компетенции (министерства);
органы межотраслевой компетенции (государственные комитеты);
органы внутриотраслевой компетенции (территориальные органы и ведомства).
5. по объему полномочий:
распорядительное;
консультативные.
6. по характеру управления и порядку разрешения, подведомственных спорах:
коллегиальные (правительства, государственный комитет);
единоначальные (администрации, министерства).
7. по порядку образования:
органы, образуемые вышестоящими органами, избираемые органы;
избираемо - представительные орган
8. по характеру аппаратной деятельности:
гражданские;
военизированные
По своей структуре государственные органы весьма различны: они состоят из коллектива лиц, но есть государственные органы в государственном аппарате, которые состоят из одного лица, например, Президент или Генеральный Прокурор.
Структура государственного органа зависит от характера и компетенции государственного органа и строится сверху вниз.
Основные требования к структуре:
экономичность;
управляемость;
иерархичность;
динамичность.
Структура государственного органа строится по такому же принципу, как и структуры любой организации, т.е. возможны все виды организационных структур:
линейные;
линейно-штабные;
линейно-функциональные;
программно-целевые.
Принципы - это правила, нормы, отражающие наиболее существенные стороны организации деятельности.
Основными принципами формирования системы гoсударственного управления являются:
принцип разделения властей;
принцип комплементарности;
принцип субсидиарности;
принцип суверенности;
принцип демократизма;
принцип гомогенности.
Принцип разделения властей, введенный в 1748г. французским энциклопедистом Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.
Итак, современное содержание разделения властей, включает:
Четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами.
Независимость и самостоятельность в оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции.
Обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля, сдерживания.
Гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации.
Социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий ранномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.
Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между уттравленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих орга нов перед населением.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает еверховенство и независимость власти, суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населених в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муници цальных органов власти, разработке программ территориального раз вития, базирующихся на овладенин механизмами вовлечения общественности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.
Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. закрепляет следующие основополагающие принципы государственной власти и управления.
• республиканскую форму правления - государство может быть
только республикой, исключено учреждение должности монарха и монархического правления как в России в целом, так и в ее отдельных частях;
• принадлежность власти народу, признание народа единственным
источником власти (это значит, что ни один человек, ни одна
партия не может присвоить власть, провозгласить себя источником власти);
• осуществление власти народом непосредственно или через органы государственной власти:
народ может осуществлять свою власть или путем голосования (на выборах, референдуме), или через своих представителей в выборных или назначаемых органах власти;
власть может осуществляться только через официально установленные органы власти - ее нельзя осуществлять через какие-либо органы, учрежденные неправовым путем (на пример, через самопровозглашенный реввоенсовет или ка кой-либо личностью от собственного имени;
разделение государственной власти на 3 ветви - законодательную, исполнительную и судебную (это значит, что власть нельзя концентрировать в одних руках – невозможно, чтобы один и тот же орган принимал законы, исполнял их и судил (что было принято в средние века);
разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субьектов РФ.
самостоятельность местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти:
право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления;
право граждан обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц.
- Раздел 1. Теоретико-методические основы государственного управления
- Тема 1.1. Природа и сущность государственного управления. Государство как субъект управления общественными процессами
- Государственное управление как отрасль знания и учебный курс
- Тема 2. Основные научные школы о государстве и управлении
- Зарубежные модели местного самоуправления
- Тема 3. Государственное управление и государственная власть: соответствие базовых понятий. Государственная власть как политико-правовое явление
- Источником власти является авторитет, престиж, харизма, т.Е исключительные личностные качества правителя, вождя.
- Раздел 2. Система государственного управления в Российской Федерации и зарубежных странах
- Тема 4. Президентская власть и Президент рф
- История должности
- Тема 5. Законодательная власть в Российской Федерации
- Федеральное Собрание Российской Федерации
- Стадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания