8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
Прокурорский надзор за исполнением законов — самостоятельная отрасль прокурорского надзора. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором», что позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей прокурорского надзора. И хотя в действующем законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, термин «общий надзор» не упоминается, он укоренился в сознании работников органов прокуратуры и по - прежнему употребляется.
Прокурорский надзор за исполнением законов, как и всякая другая государственная общественно-полезная, созидающая деятельность, имеет свой предмет и задачи. Под предметом любой практической деятельности обычно понимают ее содержание, характер, особенности, направленность на достижение вполне конкретного позитивного результата.
Предмет надзора в отрасли — прокурорский надзор за исполнением законов — в общем виде определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает в себя:
1. Надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного правления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
2. Надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) указанными выше органами и должностными лицами.
В сферу прокурорского надзора за исполнением законов входят также постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые обладают юридической силой федеральных законов; постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Российской Федерации — Государственной Думой и Советом Федерации.
Прокуроры осуществляют надзор и за исполнением двухсторонних и многосторонних международных договоров и других международно-правовых актов, заключенных (подписанных) Россией, или к которым она присоединилась. При этом надо исходить из того, что национальное законодательство должно соответствовать международному законодательству.
Нормативные указы и постановления Президента и Правительства РФ не могут быть исключены из сферы прокурорского надзора — прокуроры осуществляют надзор за их исполнением. По этой причине на прокуратуру не возлагается надзор за законностью актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ.
Особенность прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.
В отличие от других отраслей прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением тех, что регулируют деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, а также органов, исполняющих наказания, назначенные судом.
Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор) учрежден с целью обеспечения единообразного понимания и точного исполнения законов органами представительной и исполнительной власти, органами контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Эта цель конкретизируется в законодательстве, регулирующем прокурорский надзор, применительно к задачам, стоящим перед обществом и государством на определенных этапах их развития.
В ст. 1 Закона о прокуратуре закреплено: прокурорский надзор за исполнением законов, как и надзор в других отраслях, осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и исполнительной власти, государственного управления, контроля, других органов, соответствовали законам, чтобы эти законы точно и единообразно исполнялись всеми органами независимо от их подчиненности (подведомственности), должностными лицами и гражданами. Именно в этом заключается основная цель прокурорского надзора за исполнением законов.
Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов обусловливается тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, органами государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнении стоящих перед российским государством задач. В первую очередь, на этих органах лежит обязанность претворения в жизнь законов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики, укрепление государственности, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.
Осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов, прокуроры способствуют тем самым развитию рыночных отношений в России, повышению стабильности в обществе, укреплению государственности, становлению правового государства, т.е. реализации социально-экономических, иных реформ.
В связи с ростом преступности в последнее время возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законов как раннего средства предупреждения преступлений. Осуществляя надзор, прокуроры выявляют не только преступления, но и, что особенно важно, — правонарушения, которые могут перерасти в преступления либо способствуют совершению преступлений.
Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов применительно ко всем прокуратурам и отдельно к территориальным и специализированным прокуратурам определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ.
В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:
а) в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и
устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
б) в наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;
в) в активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка через проведение прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;
г) в более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного, имущественного положения, памятуя о том, что перед законом все равны;
д) в доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
е) в выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства,потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы.При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
ж) в повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей государственных органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, руководителей коммерческих организаций, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.
Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов — это повышение его эффективности, что выражается в его влиянии на конечный результат состояние законности и правопорядка.
- 1. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- 2. Европейские стандарты прокуратуры.
- 3. Работа в.И.Ульянова (Ленина) «о двойном подчинении и законности».
- 4. Направления деятельности органов прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.
- 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
- 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
- 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
- 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
- 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
- 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
- 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
- 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
- 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
- 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
- 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
- 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
- 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
- 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
- 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
- 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
- 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
- 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
- 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
- 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
- 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
- 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
- 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
- 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
- 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
- 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
- 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
- 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
- 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
- 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
- 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
- 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
- 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
- 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
- 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
- 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
- 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
- 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
- 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
- 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
- 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.