Органы предварительного следствия.
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
5. Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета РФ, руководители следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Предварительное следствие осуществляется следователями СК, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений. Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 126 УПК. Там же устанавливается и подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Следователи СК уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, на некоторых должностных лиц гос. органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры, должностные лица органов внутренних дел, работники таможенной службы и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами; следователи федеральной службы безопасности — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, гос. измена, шпионаж и т. д, следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д.). Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий (например, прекращение уголовных дел по некоторым основаниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю. Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами. Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т.д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления. В субъектах Федерации организуются главные следственные управления, следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел. Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах. Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т.д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы. Руководители подразделений этого уровня назначаются начальниками вышестоящих органов внутренних дел.
- Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Правоохранительные органы рф»
- Понятие и признаки правоохранительной деятельности.
- Основные направления правоохранительной деятельности
- Органы, составляющие систему правоохранительных органов
- Правоохранительные органы: общая характеристика и система. Органы, составляющие систему правоохранительных органов
- Предмет и значение дисциплины «Правоохранительные органы рф».
- Законодательные источники дисциплины «Правоохранительные органы рф».
- Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
- Конституция рф – основа деятельности правоохранительных органов.
- Понятие и признаки правосудия.
- Признаки
- Органы судебной власти
- Признаки правосудия
- Понятие и классификация принципов правосудия.
- Осуществление правосудия только судом.
- Право граждан на судебную защиту.
- Гос. Язык судопроизводства и делопроизводства.
- Открытое разбирательство дел во всех судах.
- Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции рф и закону.
- Принцип состязательности и равноправия сторон.
- Принцип презумпции невиновности обвиняемого.
- Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
- Участие присяжных и арбитражных заседателей в отправлении правосудия.
- Судебная система рф по действующему законодательству.
- Верх. Суд рф
- Высший Арбитражный Суд рф
- С Констит.(уставный) суд субъекта рф Мировые судьи уды субъекта рф
- Единство судебной системы.
- Звено судебной системы; понятие инстанции; суд 1-ой инстанции.
- Состав суда при рассмотрении гражданских дел арбитражным судом по инстанциям (суд первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций, рассмотрение дела в порядке надзора).
- Апелляционная инстанция в судах общей юрисдикции.
- Кассационная инстанция в судах общей юрисдикции.
- Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора, в судах общей юрисдикции.
- Мировые судьи в судебной системе рф и их полномочия.
- Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи, и порядок наделения их полномочиями мирового судьи.
- Районный суд в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Организация работы в районном суде. Председатель суда.
- Верх. Суд республики, областной, краевой и равные им суды в системе судов общей юрисдикции. Полномочия суда.
- Судебные коллегии областного и равного ему суда (состав, порядок образования и полномочия).
- Президиум областного и равного ему суда (состав, порядок образования и полномочия).
- Место гарнизонного военного суда в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Окружной (флотский) военный суд в системе судов общей юрисдикции и его полномочия.
- Военная коллегия Верховного Суда рф как высшее звено в подсистеме военных судов (состав, порядок образования и полномочия).
- Верх. Суд рф как высший судебный орган судов общей юрисдикции. Его полномочия.
- Судебные коллегии Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Кассационная коллегия Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Президиум Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Пленум Верховного Суда рф (состав, порядок формирования и полномочия).
- Организация работы в Верховном Суде рф.
- Арбитражные суды в судебной системе рф. Их задачи и полномочия.
- Арбитражные суды субъектов рф в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Арбитражные апелляционные суды в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Федеральные арбитражные суды округов в системе арбитражных судов. Их полномочия.
- Состав и структура Высшего Арбитражного Суда рф.
- Конст. Суд рф и его место в судебной системе рф. Полномочия суда.
- Состав и структура Конст. Суда рф.
- Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конст. Суда рф, и порядок наделения их полномочиями судьи.
- Решения Конст. Суда рф.
- Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
- Наделение кандидатов полномочиями судьи. Несменяемость судей.
- Приостановление полномочий судьи.
- Прекращение полномочий судьи.
- Судейское сообщество в рф и его органы.
- Основными задачами органов судейского сообщества являются
- Высшая квалификационные коллегии судей рф.
- Квалификационные коллегии судей субъектов рф.
- Принципы организации и деятельности прокуратуры в рф.
- Направления деятельности прокуратуры.
- 58. Прокурорский надзор и его отрасли.
- 59. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
- 60. Акты прокурорского реагирования
- Система и структура органов прокураторы.
- Органы дознания и их виды.
- Органы предварительного следствия.
- Следственный комитет рф.
- Понятие адвокатской деятельности.
- Порядок приобретения статуса адвоката.
- Права и обязанности адвоката.
- 1. Адвокат обязан:
- Основные направления деятельности адвоката.
- Формы адвокатских образований.
- Адвокатская палата субъекта рф.
- Федеральная палата адвокатов рф.
- Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения.
- Основные задачи службы
- Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав рфСтруктура
- Символика Служба имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые Указом Президента рф.
- Органы юстиции рф и их задачи.
- Подведомственные органы исполнительной власти
- Судебный департамент при Верховном Суде рф.