logo search
Конспект лекций

Особенности защиты населения и объектов в условиях чрезвычайного положения. Правила поведения граждан.

Чрезвычайное положение - особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организа­ций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.

Оно допускает ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), прав орга­низаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвы­чайное положение объявляется государством в ответ на возникновение ЧС, которые несут угрозу существования страны.

Чрезвычайное положение име­ет два основных компонента:

1) четко определенные рамки законов, которые формируются на конституционной и законодательной базе введения и дей­ствия чрезвычайного положения;

2) рамки оперативных мероприятий, с при­влечением соответствующих организационных структур и использованием стратегических планов действия при введении чрезвычайного положения. В

Беларуси его введение регламентирует закон Республики Беларусь «О чрез­вычайном положении», принятый 24 июня 2002 г. № 117-3.

Защита населения в условиях чрезвычайного положения является задача первостепенной государственной важности и величайшей сложности. Пред­ставляет собой комплекс специальных мероприятий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов. Является составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации ЧС, выполняемой как в превентивном (предупреди­тельном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. Основными принципами выполнения этих задач являются:

1) проведе­ние мероприятий по защите населения заблаговременно и на всей территории РБ;

2) комплексное использование всех разработанных в настоящее время способов и средств защиты;

3) дифференцированный подход при определе­нии характера и объема защитных мероприятий;

4) проведение мероприятий по защите населения на основе взаимодействия различных ведомств и орга­низаций;

5) осуществление мероприятий по защите населения под постоян­ным руководством и с персональной ответственностью со стороны органов исполнительной власти всех уровней и руководителей организаций.

Основными способами защиты населения являются:

1) готовность комис­сий по ЧС всех уровней осуществлять свои функции по обеспечению защиты населения и территорий;

2) своевременное оповещение населения;

3) укры­тие его в защитных сооружениях;

4) использование населением средств ин­дивидуальной защиты;

5) эвакуация и рассредоточение в безопасную зону;

6) проведение специальных медицинских профилактических мероприятий;

7) обучение населения правилам поведения в ЧС и соблюдение установленных режимов защиты;

8) защита продовольствия, воды, растений и сельскохозяй­ственных животных от загрязнения радиоактивными и отравляющими веще­ствами, сильнодействующими ядовитыми веществами и бактериальными средствами;

9) мероприятия по инженерной, противопожарной, противора­диационной, противохимической и противобактериологической защите.

За­щиту населения и хозяйства достигают путем сочетания комплекса основных способов защиты (укрытие, эвакуация, применение СИЗ и медицинские сред­ства защиты).

Режим чрезвычайного положения имеет целью обеспечение защиты прав и свобод граждан, а также конституционного строя Беларуси в условиях, им угрожающих. В силу реальной возможности и достаточной опасности воз­никновения ЧС, затрагивающей как интересы всего государства, так и от­дельного его регионов.

Правила поведения граждан. Граждане должны соблюдать комендантско­го часа, установленные в соответствии с абзацем вторым статьи 13 Закона «О чрезвычайном положении», должны иметь при себе документы, удостоверя­ющие их личность. При необходимости, разрешать проводить досмотр лич­ных вещей, находящихся при них, и транспортных средств. В случае введе­ния карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворе­нию за ее пределы в соответствии с абзацем седьмым статьи 13 Закона, за­держиваются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами.