8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
В настоящей главе рассматривается круг правоотношений, возникающих при обращении документированной информации, которую законодатель определяет как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать»1. К документированной информации относится широкий круг видов информационных объектов, как открытой, так и ограниченного доступа.
Основным назначением этого института является правовое регулирование процессов формирования и использование информационных ресурсов документированной информации с целью гарантий каждого на поиск и получение документированной информации, главным образом из государственных информационных ресурсов.
Правовую базу этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ, закрепляющие права и обязанности субъектов по поводу подготовки (формирования), передачи и распространения документированной информации и информационных ресурсов, а также выдачи информации из информационных ресурсов потребителю.
«Статья 29
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».Имеется в виду; что в данном случае эти права распространяются на документированную информацию и что при этом каждый имеет право производить и информационные ресурсы в виде баз и банков данных, баз знаний, информационных систем, других разновидностей информационных ресурсов и включать их в оборот.
«Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимся субъектам по их запросам.
Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической информации:
«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Вводится ответственность должностных лиц за сокрытие «опасной» информации. «Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Действуют нормы, обязывающие органы государственной власти обеспечить формирование информационных ресурсов, содержащих персональные данные, и доступ к ним в условиях конфиденциальности.
«Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Большое внимание в Конституции РФ обращено на законы, как основные источники правового регулирования общественных отношений, и на законопроектную деятельность, а также на предоставление информации о нормативных правовых актах каждому. Устанавливаются обязанность государственных структур готовить и принимать законы и другие нормативные правовые акты, порядок их подготовки и принятия.
«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
«Статья 105 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. 2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. 3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. 4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. 5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы».
«Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат приятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы РФ;
е) войны и мира».
«Статья 107
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию».
«Статья 108 1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, ее ли он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от обще го числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию».
Конституция РФ устанавливает право Президента РФ издавать нормативные акты и определяет их статус.
«Статья 90 1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не-должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам».
Устанавливается компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
«Статья 102 2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации».
«Статья 103 «2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации».
То же самое и по актам Правительства РФ. «Статья 115 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации».
Конституция РФ устанавливает ограничения доступа к документированной информации определенного вида. «Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Предписания указанных норм Конституции РФ находят развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах информационного законодательства.
- Тема 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования 14
- Тема 3 предмет, метод и система информационного права 29
- Тема 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения 45
- Тема 5 источники информационного права 53
- Тема 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет 89
- Тема 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности 98
- Тема 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации 110
- Тема 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела 134
- Тема 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов 139
- Тема 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны 143
- Тема 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны 152
- Тема 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных 156
- Тема 1 информационное общество и право
- 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления
- 1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава)
- 1.3. Государственная политика в области формирования информационного общества
- 1.4. Цель настоящего учебника
- Тема 2 информационная сфера как сфера обращения информации и сфера правового регулирования
- 2.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права
- 2.1.1. Определение понятия «информация»
- 2.1.2. Информация в актах действующего законодательства
- 2.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает в правовой системе
- 2.1.4. Классификация информации по доступу к ней
- 2.1.5. Юридические особенности и свойства информации
- 2.2. Модель информационной сферы
- 2.2.1. Область поиска, получения и потребления информации
- 2.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации
- 2.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг
- 2.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 2.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности
- Понятие информационной безопасности
- Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Общая часть тема 3 предмет, метод и система информационного права
- 3.1. Понятие информационного права. История становления информационного права
- 3.2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права
- 3.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом
- 3.4. Методы информационного права
- 3.5. Принципы информационного права
- 3.6. Субъекты информационного права
- 3.7. Система информационного права, место информационного права в системе права
- 3.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере
- 3.8.1. Информационное право как наука
- 3.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права
- 3.8.3. Информационное право как учебная дисциплина
- 3.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере
- Тема 4 информационно-правовые нормы и информационные правоотношения
- 4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика
- 4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения
- 4.3. Классификация информационных правоотношений
- 4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
- 4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
- 4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
- 4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
- Тема 5 источники информационного права
- 5.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права
- Раздел 120.000.000 «информация и информатизация»:
- 5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации
- 5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства
- 5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей
- Тема 6 право на поиск, получение и использование информации
- 6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации
- 6.2. Основные субъекты правоотношений
- 6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов
- Тема 7. Информация как объект самостоятельного оборота
- 7.1. Вопросы информационной собственности
- 7.2. Модель гражданского оборота информации
- 7.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации
- Тема 8 документированная информация как объект информационных правоотношений
- 8.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
- 8.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов
- 8.3. Правовой режим документированной информации
- 8.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации
- 8.5. Документированная информация в международном информационном обмене
- Тема 9 инфорих обеспечения как объекты информационных правоотношений
- 9.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения
- 9.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения
- 9.4. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
- 9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»1
- Тема 10 правовые проблемы информационной безопасности
- 10.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере
- 10.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации
- 10.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц
- 10.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации
- 10.4. Защита прав и свобод в информ. Сфере в условиях информатизации
- 10.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности
- 1. Область поиска, получения и потребления информации.
- 2. Область создания (производство) исходной и производной информации.
- 3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки и предоставления пользователям информационных продуктов, информационных услуг.
- 4. Область создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
- Тема 11 правовые проблемы виртуальной среды интернет
- 11.1. Интернет и правовая система
- 11.1.1. Интернет как виртуальная среда
- 11.1.2. Правовые аспекты Интернет
- 11.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет
- 11.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет
- 11.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет
- 11.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет
- 11.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
- Особенная часть
- Тема 12 информационные аспекты интеллектуальной собственности
- 2.1. Основные источники института интеллектуальной собственности
- 12.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права
- 12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства
- 12.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для эвм и баз данных
- 12.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем
- 12.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права
- 12.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау
- Тема 13 правовое регулирование информационных отношений в области массовой информации
- 13.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации
- 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
- 13.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации
- 13.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации
- 13.2.2. Организация деятельности средства массовой информации
- 13.2.3. Распространение массовой информации
- 13.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
- 13.2.5. Правовой статус журналиста
- 13.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
- 13.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
- 13.3. Государственная поддержка средств массовой информации
- 13.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации
- 13.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов
- 13.6. Реклама
- 13.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации
- 13.8. Средства массовой информации и Интернет
- 13.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом
- 13.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в сша
- 13.10.1. Свобода самовыражения
- 13.10.2. Диффамация
- 13.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности
- 13.10.4. Защита истопников информации
- 13.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации
- Тема 14 правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела
- 14.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации
- 14.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела
- 14.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание.
- 14.4. Обязанности государства в области библиотечного дела
- 14.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела
- 14.6. Организация взаимодействия библиотек
- 14.7. Экономические аспекты библиотечного дела
- 14.8. Авторское право в деятельности библиотек1
- Тема 15 правовое регулирование шформационных отношений в области архивов
- 15.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации
- 15.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов
- 15.3. Правовой режим архивов
- 15.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации
- 15.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов
- 15.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов
- 15.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах
- 15.8. Международное сотрудничество в области архивного дела
- Тема 16 правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны
- 16.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну
- 16.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны
- 1. Палаты Федерального Собрания:
- 2. Президент рф:
- 3. Правительство рф:
- 5. Органы судебной власти:
- 16.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне
- 16.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание
- 16.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну
- 16.6. Рассекречивание сведений и их носителей
- 16.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну
- 16.8. Защита государственной тайны
- 16.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны
- Тема 17 правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны
- 17.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну
- 17.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 17.3. Правовой режим коммерческой тайны
- 17.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях
- 17.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны
- 17.6. Защита прав на коммерческую тайну
- Тема 18 правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных
- 18.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных
- 18.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений
- 18.3. Правовые основы работы с персональными данными
- 18.4. Права субъекта персональных данных
- 18.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных
- 18.6. Государственное регулирование работы с персональными данными
- 18.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных