logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства

Россия, многие столетия бывшая единым централизованным государством, после падения монархического режима и победы Великой Октябрьской социалистической революции, в январе 1918 г., на III Всероссийском съезде Советов в принятой Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была провозглашена как Федерация советских национальных республик. После создания СССР в 1922 г. Российская республика, являясь одним из равноправных субъектов Союза, оставалась формально федеративным государственным образованием асимметричного типа. Наряду с различными автономными образованиями, являвшимися субъектами Федерации, в ней было значительное числообластей и краев, не являвшихся субъектами Федерации.

Новый этап федеративного развития России формально наступил в 1990 г. после принятия Декларации о государственном суверенитете, а практически — в 1991 г. после распада СССР. Важную роль при этом сыграл Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подписанный 31 марта 1992 г.

Ф

едеративный договор 1992 г. назвал субъектами Федерации наряду с национальными образованиями все области и края, а также еще два города федерального значения. Все они получили общее наименование — субъекты Российской Федерации. Окончательно вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации был решен при принятии новой Конституции Российской Федерации в 1993 г.

П

осле принятия Конституции Российской Федерации Конституционный Суд неоднократно в своих постановлениях подчеркивал, что республики, несмотря на то, что они названы государствами, не обладают государственным суверенитетом, на который некоторые из них претендовали.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. на момент ее принятия в состав Российской Федерации входили 89 равноправных субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов. Конституцией предусматривается возможность принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации. Выход отдельных субъектов из Федерации не предусмотрен.

С 2003 г. начался процесс создания новых субъектов Федерации путем объединения уже существующих субъектов. В результате по состоянию на 1 января 2011 г. в состав Российской Федерации входят 21 республика, девять краев, 46 областей, два города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа. Всего насчитывается 83 субъекта Российской Федерации.1

Федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Это — государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации,Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Федеративным договором.

Характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации включает следующие положения:

Важной характеристикой статуса федеративного государства является круг предметов ведения, находящихсяв исключительном ведении Российской Федерации и всовместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

А. В сфере государственного строительства: принятие и изменение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и контроль за их исполнением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; гражданство Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов власти и их формирование; судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; основы федеральной политики в области государственного и национального развития; государственные награды и звания; государственная служба.

Б. В экономической сфере: управление федеральной государственной собственностью, основы федеральной политики экономического, социального, культурного развития Российской Федерации; правовые основы единого рынка, финансы, денежная эмиссия, ценовая политика, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; метеослужба, стандарты, эталоны, геодезия и картография, статистика и бухгалтерский учет.

В. В сфере международных отношений и защиты суверенитета: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность, оборонное производство, продажа и покупка оружия, ядов, наркотиков; защита государственной границы Российской Федерации.

В совместном веденииРоссийской Федерации и ее субъектов находятся:

А. В сфере государственного строительства: обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свободчеловека и гражданина; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; общие вопросы воспитания, образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты и др.; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство; кадры судебных и правоохранительныхорганов; общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Б. В экономической сфере: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и др.; борьба с катастрофами, стихийными бедствиями; общие принципы налогообложения.

В. В сфере международных отношений: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; выполнение международных договоров Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им часть своих полномочий, и наоборот.