logo search
Конституционное право Бащкирии

Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации

К.И.Аминов,

аспирант юридического факультета БашГУ

Сегодня, пожалуй, никто не будет оспаривать тезис о том, что наи­более значимым и влиятельным источником информирования общества и личности являются средства массовой информации. Из этого же исходил и законодатель, когда на конституционном уровне закрепил свободу массо­вой информации и дал ей высшую гарантию. В части 6 статьи 33 Консти­туции Республики Башкортостан содержится краткая, но емкая формула:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Конституционное закрепление свободы массовой информации име­ет особыйсмысл, поскольку Конституция Республики Башкортостан име­ет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется навсей территории республики (часть 1 статьи 15).

Таким образом, впервые завсю историю развитияконституционно­го законодательства нашей республики появилось положение о свободе массовой информации, означающее свободное распространение через средства массовой информации любой информации, кроме конфиденци­альной и составляющей государственную тайну, отражение в этой инфор­мацииполитического и идеологического плюрализма.

Содержание свободы массовой информации дополняется также и другиминормами, содержащимися в статье 33 Конституции. Так, часть 1 этой статьи гарантирует гражданам свободу мысли и слова; часть 5 - право свободно искать, получать, производить и распространять информациюлюбымзаконным способом; часть 4 - недопустимость принуждения чело­векак выражению своихмнений и убеждений или отказу от них.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует также отметить и нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть 2 статьи 49), закрепляющие право каж­дого гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (часть 1 статьи 49), свободу творчества и преподавания, охрану ин­теллектуальной собственности (часть 1 статьи 53), открытость судопроиз­водства (часть 1 статьи 140). Конституцией Республики Башкортостан

предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанно­стей давать свидетельские показания (статья 60).

Правовые основы свободы массовой информации были бы непол­ными, если бы не содержали гарантии от злоупотребления ею. Эти гаран­тии закреплены прежде всего в положениях частей 2, 3 статьи 33 Консти­туции Республики Башкортостан: «Не допускаются пропаганда или агита­ция, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиоз­ную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового»национального, религиозного или языковогопревосходства». Кроме того, часть 4 статьи 13Конституции ставит вне закона действия, направленные нанасильст­венное изменение конституционного строя и нарушения целостности Рес­публики Башкортостан, подрыв безопасности государства, разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Следует упомянуть о таких гарантиях от злоупотребления свободой массовой информации, как конституционные положения об охране досто­инства личности (часть 1 статьи 27), неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защиты чести и доброго имени (часть 1 статьи 29), о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статьи 30), о возможности ограничения свободы массовой информации в условиях чрезвычайного положения (часть 1 статьи 68).

В Конституции Республики Башкортостан названы некоторые тай­ны; государственная, личная и семейная, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, тайна частной жизни. В Конституции они прямо не рассматриваются как ограничиваю­щие свободу массовой информации, однако являются таковыми в соответ­ствии с иными положениями законодательных актов.

В качестве гарантии свободы массовой информации Конституция содержит запрет цензуры, под которой понимается недопустимость требо­вания со стороны должностных лиц, государственных органов, организа­ций, учреждений или общественных объединений предварительно согла­совывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложения запрета на их распространение.

Положения Конституции о свободе массовой информации соответ­ствуют международным стандартам в этой сфере, установленным Всеоб­щей декларацией прав человека (статья 190), Международным пактом о политических и гражданских правах (статьи 19,20), Европейской конвен­цией о защите прав человека и основных свобод (статья 10).

Надо отметить, в этойобласти наряду с некоторыми успехами есть немало противоречий,трудностей, проблем.

Конституционное установление о гарантированности свободы мас­совой информации конкретизировано в Кодексе Республики Башкорто­стан о средствах массовой информации, принятым Верховным Советом республики 5 ноября 1992 года. Именно этот Кодекс можно считать ис­ходной точкой развития законодательства Республики Башкортостан в данной сфере. В своем содержании этот Кодекс во многом повторяет фе­деральный Закон о средствах массовой информации. Однако Кодекс обла­дает рядом особенностей. Эти особенности были существенными до при­нятия Закона от 31 октября 1996 года «О внесении изменений и дополне­ний в Кодекс Республики Башкортостан «О средствах массовой информа­ции». В прежней редакции Кодекс предусматривал целый «пласт» адми­нистративных мер воздействия на нарушителей наиболее значимых статей Кодекса. В частности, налагались административные штрафы за введение цензуры, злоупотребление свободой массовой информации, разглашение тайны, вмешательство в личную жизнь.

С сожалением приходится отмечать, что в нынешней редакции Ко­декс в качественном отношении во многом уступает его первоначальной редакции. В число серьезных пробелов входит и то обстоятельство, что ныне действующим Кодексом ответственность за нарушения законода­тельства о средствах массовой информации вообще не предусмотрена.

Действующий законодательный акт нуждается в некоторых по­правках и дополнениях, прежде всего в смысле упрощения процедур при­остановления и прекращения деятельности тех изданий, которые свободу массовой информации превращают в ее противоположность - злоупотреб­ление этой свободой. Речь идет о тех изданиях, которые разжигают соци­альную и национальную рознь, призывают к насильственному захвату вла­сти, физической расправе, глумятся под молодыми институтами государ­ственности Республики Башкортостан, депутатским корпусом, иными со­циальными ценностями демократии.

Некоторым изданиям ничего не стоит запросто исказить, даже рас­топтать репутацию любого гражданина, политика на основе вздорных слу­хов, предположений, ложных обвинений, надуманных социологических опросов и тому подобных инсинуаций.

Государственная инспекция по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и массовой информации Республи­ки Башкортостан была единственным органом, который в какой - томере регулировал отношения в информационном пространстве и мог оказать воздействие на нарушителей в видеадминистративных взысканий. После

внесения изменений и дополнений он не нашел свое закрепление в Кодексе,

Единственно в этой ситуации радует формирование правовой базы нового государственного института - Палаты по защите свободы печати и информационным спорам при Президенте Республики Башкортостан. Это норма очень важна для республики, поскольку на сегодняшний день суды перегружены, и для судов общей юрисдикции информационные споры яв­ляются новеллой.

В заключение хотелось бы отметить, что нормативные правовьц| акты о средствах массовой информации в Республике Башкортостан nofl вольно редки. В республике пока приняты Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан в государственных средствах массовой информации». Закон «Об обязатель­ном экземпляре документов», Закон «О рекламе». В этом контексте важно обеспечить их соответствие конституционному положению о свободе мас­совой информации. Разумеется, одна лишь законодательная, даже консти­туционная база не решает еще всех проблем свободы слова, свободы мас­совой информации. На практике предстоит немало сделать, чтобы в пол­ной мере обеспечить свободу массовой информации, которая является главным показателем развития государственности Республики Башкорто­стан в составе обновленной Российской Федерации. Задача заключается в том, чтобы принять дополнительные меры по наполнению реальным со­держанием положения части 6 статьи 33 Конституции Республики Баш­кортостан, содержащей основополагающую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».