Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
Р.С.Раянова,
зам. министра юстиции Республики Башкортостан
Одним из неотъемлемых прав человека и гражданина является право на объединение. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, а также в федеральном и республиканском законодательстве об общественных объединениях.
Право на объединение имеет богатую историю, оно неразрывно связано с укреплением демократии и свободы. И если обратиться к российской истории, видно, что когда периоды демократизации сменялись временами реакции и террора, в первую очередь следовал запрет на создание общественных объединений. Именно в объединениях граждан тоталитарная власть видела угрозу своему режиму.
Как же определяет Конституция Республики Башкортостан 1993 года право граждан на объединения? Для чего нужны общественные объединения? Что они дают гражданам?
Ответ на эти вопросы мы находим в статье 40 Конституции Республики Башкортостан, в которой предусмотрено право граждан на объединение для защиты своих интересов. Статья 4 Закона Республики Башкортостан «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан» закрепляет: общественные объединения создаются в целях удовлетворения любительских интересов, благотворительной деятельности, охраны здоровья населения, расширение международных связей, укрепление мира и дружбы между народами.
Как видно из приведенной статьи Закона, цели создания общественных организаций многообразны. Именно поэтому в рамках общественного объединения гражданин имеет возможность реализовать широкий спектр своих интересов.
В Республике Башкортостан представлены всевиды общественных объединений, предусмотренные Законом. Ихдеятельность направлена на удовлетворение самых разнообразных интересов граждан республики.
Так, основной целью деятельности профсоюзов является защита трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. Общественные объединения инвалидов создаются для защиты прав и интересов инвалидов, национальные общества - национального возрождения, в том числе культуры и традиций,
С целью удовлетворения культурных запросов создан Башкирский центр содействия народному образованию «Актамыр», Общество «Знание» Республики Башкортостан, Башкирское отделение Международной федерации художников.
В Республике Башкортостан уделяется большое внимание деятельности общественных объединений. В первую очередь это выражается в совершенствовании законодательной базы. Только за 1998 год приняты 2 закона Республики Башкортостан в этой сфере: «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан» и «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан».
Закон «О творческих работникахи творческих союзахв Республике Башкортостан» обеспечивает правовое регулирование отношений, связанных с особенностями создания и деятельности творческих союзов и ассоциаций, а такжеустанавливает правовые гарантии творческим работникам, независимоот их членства в творческих союзах,
Закон «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан» определяет правовые основы создания и деятельности национально-культурных объединений граждан в Республике Башкортостан, гарантирует гражданам свободный выбор путей и форм своего национально-культурного развития.
Какпоказывает анализ представленных в Министерство юстиции Республики Башкортостан учредительных документов различных общественных объединений, граждан республики волнуют вопросы развития культуры общества, сохранения самобытности и языка народов, живущих в республике. Например, в настоящее время Министерством юстиции Республики Башкортостан зарегистрировано более 10 общественных объединений, представляющих национально-культурные интересы народов, проживающих на территории республики. Среди них: Центр национальных культур «Дружба», Республиканский татарский культурный центр, Всебашкирский центр национальной культуры «Актирма», Русско-славянский национально-культурный центр Республики Башкортостан «Святыня», Еврейский национально-культурный центр «Кохав» («Штерн») Республики Башкортостан, Республиканский национально-культурный центр белорусов и другие.
Уставами этих национально-культурных общественных объединение предусматривается сохранение национальной культуры народов, охрана памятников истории и культуры.
Несмотря на то, что государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, оно оказывает им посильную помощь, финансируя проводимые общественными объединениями социально значимые
мероприятия. Так, без государственной поддержки было бы невозможным проведение таких грандиозных мероприятий, как Собор русских Республики Башкортостан, Всемирный курултай башкир, Съезд татар Башкортостана. Помимо помощи общественно-политическим организациям идет постоянная поддержка со стороны государства культурных объединений граждан, которые вносят большой вклад в культурное воспитание наших граждан, в том числе детей.
Надо отметить, что участие человека в общественном объединении отражаетего нравственные, духовныеначала. К тому же любое общественное объединение даетгражданам возможность общения с интересными людьми, способствует самореализацииличности в той или иной сфере.
Одним из массовых видов общественных объединений являются политические партии и массовые общественные движения. Они дают возможность гражданам участвовать в политической жизни, влиять на принятие государственных решений, в том числе на проведение выборов.
Высока политическая активность граждан республики. Например, всезарегистрированные в республике политические партии в своих уставах предусмотрели право выдвижения кандидатов в депутаты в представительные органы власти Республики Башкортостан,
В настоящее время Министерством юстиции Республики Башкортостан в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О политических партиях в Республике Башкортостан» зарегистрированы 10 политических партий: Народная партия Башкортостана, Аграрная партия Башкортостана, Республиканская партия «Женщины за мир, счастье детей и прогресс», Партия «Народное Единство» Республики Башкортостан, Коммунистическая партия Республики Башкортостан, Башкирская региональная организация «Партии самоуправления трудящихся», Башкирское региональное отделение Партии Российского Единства и Согласия, Региональная организация Либерально - Демократической Партии России в Республике Башкортостан, Партия справедливости и порядка Республики Башкортостан и Башкирская региональная организация Российской Народно-Республиканской Партии.
Кроме того, в соответствии с Законом Республики Башкортостан «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан» зарегистрировано 286 общественных объединений, в том числе; благотворительных - 7;
национально-культурных - 20; ветеранских - 12; спортивных - 43; женских - 7; детских - 5, молодежных - 36 и т.д.
Зарегистрированы союзы и ассоциации студентов, молодежных объединений, уставы которых также предусматривают разнообразные направления деятельности в общественной, социальной и политической
жизни, это Союз демократической молодежи Башкортостана, Союз студентов Республики Башкортостан, Союз башкирской молодежи. Союз татарской молодежи «Азатлык», Русское молодежное объединение «Единство» и другие.
Как видно, общее количествозарегистрированных общественных объединений немалое. К тому же их бурный рост приходится именно напоследние годы, периодперехода на новую модель экономического и политического развития общества. Этот факт является закономерным и отражает мировую и общероссийскую тенденцию.
Министерство юстиции Республики Башкортостан ведет регистрацию общественных объединений с республиканским статусом, руководствуясь принципом: общественная организация должна быть зарегистрирована, если ее деятельность не противоречит закону,
Однако не следует забывать, что при создании общественного объединения имеются и определенные ограничения. Так, согласно Закону Республики Башкортостан «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан» не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью и методом действия: насильственное изменение конституционного строя Республики Башкортостан, создание общественных вооруженных формирований, занятие коммерцией как основным видом деятельности.
Законом на Министерство юстиции Республики Башкортостан возложено осуществление контроля за соответствием деятельности общественных объединений действующему законодательству. При этом выявлены отдельные нарушения, способствующие разжиганию национальной и религиозной розни.
Примечательной особенностью нашего времени является бурный рост числа религиозных организаций. В Конституции Республики Башкортостан закреплено право граждан на свободу совести и вероисповедания, на распространение религиозных убеждений, а также на равенство перед законом всех граждан, независимо от отношения к религии. Это положение является основополагающей нормой международного права, содержится во Всеобщей декларации прав человека и иных международных нормативных актах.
В Республике Башкортостан свое развитиеи воплощение право насвободусовести и вероисповедания нашло в Законе Республики Башкортостан от16 июля 1998 года «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан». Целью принятия этого закона явилось законодательное закрепление прав граждан на исповедание религиозных убеждений, совершение обрядов, стремление содействовать достижению взаим-
ного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания.
На сегодняшний день в Республике Башкортостан действуют 6 религиозных центров: Центральное духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ; Уфимское Епархиальное управление Русской Православной Церкви; Духовное управление мусульман Республики Башкортостан; Уральский управленческий региональный центр Новоапостольской Церкви; Региональное отделение Пятидесятнических церквей Христиан Веры Евангельской; Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Республики Башкортостан.
Общее число зарегистрированных религиозных организаций- 628, в том числе 2 монастыря Русской Православной Церкви, 5 медресе, 4 института. Кроме этого, действуют 15 мухтасибатов ДУМРБ, 12 благочинных округов Уфимского Епархиального управления.
Из этого обзора можно сделать вывод, что в Республике Башкортостан конституционно закреплено и последовательно реализуется право человека и гражданина на объединение.
Полагаем, что только на основе строгого и неуклонного соблюдения права граждан на объединение возможно движение к подлинно правовому и демократическому государству.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система