10.1. Сущность кадрового обеспечения и формирование требований
Подбор кадров заключается в установлении пригодности работников и отборе наиболее подготовленных из них для выполнения обязанностей по определенной должности (работе). Расстановка кадров предполагает обоснованное и экономически целесообразное распределение работников по структурным подразделениям и должностям в соответствии с требуемыми уровнем и профилем подготовки, опытом работы, деловыми и личными качествами.
Таким образом, подбор и расстановка кадров призваны решить две взаимосвязанные задачи:
назначение на должности наиболее квалифицированных работников;
нахождение для каждого из них соответствующей его профессиональным данным сферы трудовой деятельности.
Правильное решение этих задач способствует качественному выполнению должностных обязанностей. Квалифицированные кадры являются одним из основных условий успешной работы любой организации. Так, качество производимой продукции (оказываемых услуг) зависит не только от качества сырья и материалов, от степени соблюдения технологического процесса, но и от навыков и умения работников, задействованных в производственном процессе. В работе с поставщиками сотрудники должны не только найти наиболее выгодных поставщиков, но и заключить с ними экономически и юридически обоснованные предпринимательские договоры. Для этого сотрудники, работающие с покупателями и поставщиками, кроме высокого уровня компетентности, экономических и правовых знаний, должны обладать коммуникабельностью и умением строить взаимоотношения с людьми. Квалифицированные кадры создают необходимую репутацию фирмы на рынке, способствуя привлечению клиентов благодаря безупречному обслуживанию и послепродажному сервису качественной продукции.
Подбором и расстановкой сотрудников в организации должны заниматься руководитель, непосредственно кадровая служба совместно с руководителями подразделений, для которых подбираются работники. В первую очередь они должны исходить из интересов производства с учетом стратегии его развития; возможностей более полного использования работников в соответствии с их специализацией и квалификацией; соответствия их личных и деловых качеств, профессиональных знаний и опыта работы характеру деятельности.
Алгоритм решения проблемы подбора персонала включает в себя реализацию следующих мероприятий:
разработка и периодическое уточнение генеральной цели организации, ее соответствие рыночной нише (позиции);
расчет количественных промежуточных результатов, которых организация должна добиваться для достижения своих конечных целей;
анализ возникших проблем из-за отсутствия специалистов определенных категорий и определение числа вакансий и количества соответствующих работников, особенно специалистов;
определение квалификационных критериев, которым должны соответствовать приглашенные специалисты;
анализ конъюнктуры местного рынка труда (для уточнения базовой основы ведения переговоров об условиях оплаты);
выбор тактики и инструментов подбора персонала (процедуры отбора – конкурсный отбор по установленной программе, аттестация, тестирование, собеседование – механизмы их реализации; например, исключительно силами кадровой службы организации посредством объявлений в средствах массовой информации, обращения в кадровые агентства и к другим посредникам рынка труда);
сбор данных о претендентах на вакантные должности и оценка их индивидуальных качеств, составление характеристик каждого из них;
сопоставление качеств кандидатов с установленными квалификационными требованиями для данной должности;
сравнение совокупных личностных характеристик различных кандидатов и выбор наиболее подходящего сотрудника для замещения вакантных должностей;
заключение трудового договора (контракта) с будущими сотрудниками на должности;
формирование банка данных потенциально возможных претендентов с учетом перспектив развития организации.
Формирование профессиональных требований должно основываться на установлении специфических особенностей выполнения работы по соответствующей должности; определении ее сложности, требуемого уровня специальной подготовки работников, необходимого производственного опыта.
Помимо названных профессиональных требований кадровой службе организации следует установить также перечень требований к личным качествам, которыми должен обладать работник для выполнения функциональных обязанностей. При этом следует учитывать, что личные качества характеризуют:
способности – организаторские, технические, исследовательские и др.;
черты характера – организованность, коммуникабельность, целеустремленность и др.;
социально обусловленные свойства – моральные качества, отношение к труду, подчиненным и коллегам;
квалификационную подготовленность – уровень специальных знаний, опыт практической работы;
индивидуальные психофизиологические особенности – внимательность, аналитические способности, творческое воображение, настойчивость, дисциплинированность, решительность и др.
Следует отметить, что перечень требований к личным качествам работников зависит, прежде всего, от характера и содержания деятельности по той или иной должности, на определенном рабочем месте. При определении требований очень важно, чтобы они были обоснованными. Поэтому кадровым службам организаций при выработке профессиональных и личностных качеств работников целесообразно использовать опыт аналогичных (отраслевых) организаций, рекомендации Министерства труда РФ, ученых. Пока формирование требований к личностным качествам в большинстве организаций осуществляется в основном опытным путем, без достаточно научного обоснования.
- Основы предпринимательской деятельности Оглавление
- Тема 1. Общая характеристика предпринимательства
- 1.1. Развитие теоретических представлений о предпринимательстве.
- 1.2. Сущность и функции предпринимательства
- Тема 2. Типология предпринимательства
- 2.1. Классификация, типы и виды предпринимательства
- Тема 3. Предпринимательская среда
- 3.1. Сущность предпринимательской среды.
- 3.2. Внешняя предпринимательская среда.
- 3.3. Внутренняя предпринимательская среда.
- Тема 4. Субъекты предпринимательской деятельности.
- 4.1. Физические лица.
- 4.2. Юридические лица.
- 4.3. Иностранные граждане.
- Тема 5. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности Частные лица.
- Хозяйственные товарищества и общества
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество
- Дочерние и зависимые общества
- Производственные кооперативы
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- Потребительский кооператив
- Общественные и религиозные организации (объединения)
- Учреждения
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Тема 6. Малое предпринимательство
- 6.1. Субъекты малого предпринимательства
- 6.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 6.3. Проблемы и государственная поддержка
- 6.4. Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности.
- Тема 7. Организация собственного дела
- 7.1. Общие условия и принципы.
- 7.2. Этапы создания собственного бизнеса:
- 7.3. Приобретение бизнеса.
- 7.4. Гос. Регистрация, постановка на учёт и открытие счёта, лицензирование.
- 7.5. Товарный знак и знак обслуживания.
- Тема 8. Бизнес-планирование
- 8.1. Назначение бизнес-плана
- 8.2. Состав бизнес-плана и принципы его разработки
- 8.2.1. Раздел «Возможности организации (резюме)»
- 8.2.2. Раздел «Виды товаров (работ и услуг)»
- 8.2.3. Раздел «Рынки сбыта»
- 8.2.4. Раздел «Конкуренция на рынках сбыта»
- 8.2.5. Раздел «План маркетинга»
- 8.2.6. Раздел «План производства»
- 8.2.7. Раздел «Организационный план»
- 8.2.8. Раздел «Правовое обеспечение деятельности организации»
- 8.2.9. Раздел «Оценка рисков и страхование»
- 8.2.10. Раздел «Финансовый план»
- 8.2.11. Раздел «Стратегия финансирования»
- Тема 10. Кадровое обеспечение предпринимательских фирм
- 10.1. Сущность кадрового обеспечения и формирование требований
- 10.2. Каналы поиска и методы отбора
- 10.3. Заключение и прекращение контракта; коллективный договор
- Тема 11. Договорные отношения
- 11.1. Сущность сделок и их виды; недействительность сделок
- 11.2. Сущность и виды договоров
- 11.3. Заключение, изменение и расторжение договоров
- 11.4. Рассмотрение экономических споров
- Тема 13. Культура предпринимательства и предпринимательская тайна
- 13.1. Сущность культуры предпринимательства его тайны, этика и этикет
- 13.2. Сведения, составляющие предпринимательскую тайну и их защита
- Тема 14. Предпринимательский риск
- 14.1. Сущность предпринимательского риска и его классификация; факторы риска
- Тема 15. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности
- 15.1. Сущность и виды ответственности предпринимателей
- 15.2. Гражданская ответственность
- 15.3. Уголовная ответственность
- 15.4. Административная ответственность
- 15.5. Ответственность за налоговые правонарушения
- 15.6. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- 15.7. Ответственность за низкое качество продукции и нарушение санитарных норм