logo search
Философские словари / НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / А

Абубацер - см. Ибн Ту файл.

АБХ АВ А (санскр. abhava—небытие, несуществование) — в индийской философии небытие, отсутствие, отрицание как в онтологическом, так и в гносеологическом аспекте. Раз^ мышления индийских мыслителей об абхаве были ответом на вопрос об объекте отрицательных суждений. В ми­мансе под абхаве понималось не просто отсутствие тако­го объекта, но и особая познавательная способность, позволяющая его постигнуть. Сторонники мимансака Ку-марилы Бхатты утверждали, что отрицательные суждения не связаны ни с какой другой праманой (источником досто­верного познания): с восприятием, поскольку не происхо­дит контакта объекта с органами чувств, с логическим выводом, поскольку невосприятие объекта не может слу­жить основанием (хешу) вывода (анумана). Это доказывало, с их точки зрения, что абхава представляет особую праману (получившую название анупалабдхи—невосприятие). Синкретическая ньяя-вайшешика наделяла абхаву реаль­ным существованием, но не в качестве отдельной прама-ны, а в виде особой онтологической категории (/mdapmxej, которая трактовалась как конкретное отрицание, предпо­лагающее адъюнкт—то, что отрицается (пратийогин), и вместе с тем отношение, из которого отрицаемое ис­ключается, т. е. место, где его нет.-^субъюнкт (ануйогин). Наиболее важные виды абхавы в ньяя-вайшешике: сансар-га-^абхава—отсутствие одной вещи в другой (напр., запаха у цветка); аньонья-абхава—одна вещь не является другой вещью (напр,, горшок—цветком); праг-абхава»-пред­шествующее небытие, т, е. отсутствие вещи до ее возник­новения; дхванса-абхава—отсутствие вещи после ее раз­рушения и атьянт-абхава •?- отсутствие отношения между вещами в течение всего их существования (напр., отсутст­вие рогов у зайца). К этому основному списку иногда добавляют апекша-абхаву—ограниченное отсутствие и са-мартхья-абэсаву—отсутствие потенции. В противовес Ку-мариле Бхатте ньяя-вайшешика отвергает существование особого источника для познания отрицательных сущно­стей, подчеркивая при этом, что познание абхавы является по сути таким же, как и познание положительного сущест­вования, за тем исключением, что в данном случае органы чувств вступают в-.контакт не с объектом, а с местом, характеризуемым его отсутствием. Таким образом, от­сутствие горшка служит таким же реальным свойством коврика, на котором его нет, как и цвет, размер и другие качества последнего, Все отрицательные суждения отношения к рубрике логического вывода

Сточки зрения буддистов, восприятие абхавы является по сути восприятием пустого места, на котором нет отри­цаемого предмета. К этой позиции близки и последователи Прабхакары Мишры.

В навъя-ньяе ставится вопрос о возможности для одного отрицания быть адъюнктом другого отрицания. В отличие от «старой» ньяи, считавшей, что небытие небытия дает положительный результат, навья-ньяя утверждает, что от­рицательное не может быть тождественно положительно­му, поэтому отрицание отрицания первого отрицания бу­дет равно первому отрицанию. Навья-ньяя разрабатывает также вопросы структуры и классификации отрицательных суждений и семантический анализ отрицательной частич­ки «не» (особенно Гангеша и Рагхунатха).

Лит.: Matilal В. К. The Navya-Nyaya Doctrine of Negation. The Semantics and Ontology of Negative Statements in Navya-Nyaya Philosophy. Cambr., 1968; Chakmbarty K. K. The Ny&ya-Vaisesilca Theory of Negative Entities.—«Journal of Indian Philosophy» (Doidrecht), 1978, vol. 6, N 2.

B. f. Лысенко