Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
» /• М.М.Ишмуратов,
. Председатель Палатыпредставителей Государственного СобранияРеспубликиБашкортостан
Труднопереоценить историческое значение для судебреспублики того события, которое произошло пятьлет назад - принятие ОсновногоЗакона Башкортостана. Сегодня мы отмечаем первое пятилетие своей Конституции, первыйюбилей. А юбилей - этовсегда подведение итогов. В этой связи хотелось бы рассмотреть некоторые проблемы российского федерализма в свете Конституции Республики Башкортостан.
Напротяжении своей историиБашкортостан не раз был вчисле регионов, предлагавших свои варианты государственного обустройства России, установления таких форм взаимодействия и взаимосвязи с российским центром, которые обеспечивали бы большую самостоятельность территорий. Обэтом свидетельствует весь ходпредыдущей истории.
Сразу после Февральской революции, в мае 1917 года, на I Всероссийском мусульманском съезде впервые в истории был обнародован проект осуществления Башкирской автономии. Но начать претворять его в жизнь Башкирскому областному Шуро (Совету) удалось только после Октябрьской революции. Изданный им фарман (декрет) № 2 обавтономии так называемой Малой Башкирии в составе Российской республики был подтвержден в декабре 1917 года Ш Всебашкирским курултаем. Было образовано Правительство, которое возглавил наш выдающийся земляк Ахметзаки Валидов. Но начавшаяся вскоре гражданская война показала, что ни красные, ни белые не нуждаются в самостоятельной Башкирии. В результате - процесс образования собственной государственности у башкир был временно прерван.
20 марта 1919 года на заседании Совнаркома и ВЦИК РСФСР было утверждено Соглашение центральной советской власти с Башкирским правительством, по которому Советская Башкирия юридически становилась первой образованной на основе Соглашения автономной республикой Российской Федерации. Его реализация могла бы существенно изменить сложившиеся впоследствии в Союзе ССР и РСФСР отношения между Центром и регионами. Но уже через 14 месяцев - 19 мая 1920 года в одностороннем порядке без учета мнения башкирского народа вышел
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской республики», фактически лишивший жителей Башкирии права самим выбирать свой путь развития. С этого момента мы можем констатировать, что процесс самостоятельного формирования своей государственности у башкирского народа был прерван. И, на мой взгляд, совершенно неправомерно сегодня разворачивать дискуссию о дате возникновения башкирской автономии, перенося ее с 1919 на 1917 год, как это пытаются сделать некоторые уважаемые ученые через исполком Всемирного курултая башкир. Само понятие «автономная республика», возникшее в 1919 году, предполагает прежде всего признание и юридическое закрепление четких взаимоотношений центральной власти своей автономной единицей.
Долгие годы после этого - почти на 70 лет - Башкирская АССР не расширяла своих прав в составе РСФСР, хотя формально права автономных республик провозглашались: у них были свои Верховные Советы и правительства, но такие, которые вынуждены были согласовывать каждый свой шаг с Москвой, были свои Конституции, но переписанные почти «под копирку» с общесоюзных и общероссийских. В таком же ключе строились и отношения Центра с союзными республиками. Можно ли такие взаимоотношения назвать реальным федерализмом? Конечно нет!
Лишь начавшиеся в стране с середины 80-х годов перемены, затронувшие все стороны социально-экономической и общественно-политической жизни, вызвали рост национального самосознания, как в союзных, так и в автономных республиках, и желание обрести подлинную самостоятельность. Если эти процессы в союзных республиках привели в силу ряда объективных и субъективных причин к развалу Советского Союза, то в автономных республиках они носили качественно иное содержание.
Наша республиканачала свойпуть к самостоятельности, провозгласив Декларацию о своем государственном суверенитете 11октября 1990 года. Этот исторический документ, важность которого трудно переоценить, дал нам возможность подписать Федеративный договор с Приложением к нему от Республики Башкортостан и Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа" ми государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» принять пять лет назад свою Конституцию, на основекоторой стали создавать новые институты государственной власти и формироваться собственная система законодательства. Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан - незыблемый фундамент нашего Основного Закона. Практическивсе
разделы и статьи Конституции дают нам право сказать: мы вновь стояли у истоков возникновения качественно нового федеративного устройства России.
Статья 1 Конституции Республики Башкортостан определяет статус республики.В ней записано: «Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики.
Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории».
Статья 5 Конституции республики определяет основы наших взаимоотношений с федеральным центром. В ней, в частности, говорится, что Республика Башкортостан являетсясамостоятельным субъектом обновленной РоссийскойФедерации и входит в ее состав на добровольной и равноправной основе. Ихотношения определяются Договором обосновах межгосударственных отношений, другими двусторонними договорами и соглашениями. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам,добровольнопереданным Башкортостаном в ведение России, обязательнынатерритории нашей республики.
Но в России есть определенные политические силы, которые хотели бы повернуть вспять становление Республики Башкортостан. Они видят в суверенитете республики, в существовании у республик собственных Конституций и новых институтов государственной власти угрозу территориальной целостности России, но при этом забывая (или делая вид, что забывают), что наше государство имеет федеративное устройство. А ведь федерация в переводе с латыни означает «соглашение» - это, прежде всего, равноправный союз государств. И наши договорные отношения с Россией, как впрочем и некоторых других республик в составе Федерации, носят без сомнения межгосударственный характер. Именно Федеративным договором и двусторонними договорами с Центром республики не только разграничивают, взаимно делегируют полномочия, но и, что немаловажно, закрепляют в этих договорах многие элементы статуса республик. . .
Таким образом, складывающийся в России федерализм уже де-факто носит договорно-конститу ц ионный облик. Следующим шагом на пути его развития должно стать юридическое, законодательное признание уже сложившихся реалий. Это признано и Москвой. Инициатива обеих Палат Федерального Собрания о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации, в том числе и в пла-
не перехода к реальному федеративному государству, уже не вызывает сомнения.
При этом нужно учитывать, что создаваемая в соответствии с договорами с Россией и конституциями система республиканского законодательства призвана обеспечить регулирование всех общественных отношений, кроме тех, которые добровольно делегированы Центру. Причем это законодательство должно ни приводиться «в соответствие с законодательством России», а учитываться при разработке изменений и дополнений в российское законодательство и в Конституцию Российской Федерации,
Отстаивать сохранение уже сложившихся договорных отношений с Россией - это совсем иное понятие, чем «местный сепаратизм», в котором пытаются обвинить республики некоторые политики. Они намерены убедить российских граждан в существовании такой «угрозы» через подвластные им средства массовой информации. Чего стоит хотя бы публикация в «Комсомольской правде» «политического прогноза» ее обозревателя Евгения Анисимова с недвусмысленным названием «Весной России не станет»? Говоря о том, что у Федерации на ближайшую перспективу осталось лишь два пути: либо распад государства как минимум на 10 самостоятельных регионов либо установление в стране диктатуры, те, кто стоят за автором этой статьи, сознательно пытаются вызвать панику в государстве, чтобы, как говорится, еще раз «половить рыбку в мутной воде», нажиться на страданиях народа в условиях развала и хаоса.
Естественно, небольшие государства имеют немало преимуществ. У них не такая многоступенчатая государственная система управления, что дает возможность более полно реализовать принципы демократизма, создать правовое государство, оперативно принимая законы, в которых учитываются местные условия, национальные особенности. Самостоятельная налоговая система поможет более быстрыми темпами проводить реформирование и т.д. Центр мало помогает большинству дотационных районов, нужен ли такой Центр?
Но это только внешний, поверхностный взгляд на проблему. Автор этого «политического прогноза» совершенно сбрасывает со счетов общественное мнение в регионах на свой сценарий, не учитывая реально существующие сегодня и продолжающиеся формироваться межрегиональные интеграционные связи, Кроме того, в одиночку ни один регион не сможет освоить суперсовременные технологии в космосе, в промышленном производстве, в медицине и т.д. Не берется во внимание и факт существования общероссийских партий и общественно-политических движений, ни одно из которых не ставит своей целью развал государства. Сближение государств, народов, укрепление и развитие интеграционных связей - реаль-
ность сегодняшнего дня, общемировая тенденция. Позиция руководства нашей республики в этом вопросе однозначна: «Сильные регионы - сильная Россия».
Таким образом, всенародно обсужденная и принятая 24декабря1993года Конституция Республики Башкортостан и формирующаяся на ее основе законодательная система, двусторонние договоры Башкортостана с Центром и регионами, весь предыдущий опыт развития дает на.м право заявить: Республика Башкортостан за то, чтобы не было возврата к прошлому, чтобысложившиеся федеративные взаимоотношения постоянно обогащались новым содержанием.
Мы за то, чтобы наш федеративный союз укреплялся усилиями Центра и регионов. Только тогда Россия вновь сможет стать экономически и политически сильным развитым государством.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система