logo search
шпора правоохранка

Правоохранительные органы: общая характеристика и система. Органы, составляющие систему правоохранительных органов

Для выполнения названных направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный воп­рос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулиро­ван, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга гос. или негос. органов, называемых правоохранительными. Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида гос. деятельности, правоохранительными являются только те, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других – те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих- те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т.д. С учетом данного выше определения правоохранительной де­ятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоох­ранительным органам можно относить: суды (Конст. Суд РФ, фед. суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов РФ); органы, осуществляющие организационное обеспечение дея­тельности судов (Судебный департамент при ВС РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министер­ства юстиции РФ и иные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица; прокуратуру; некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления; адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др.). Органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, и соответствующих должностных лиц насчитывается более десятка. К ним относятся: следственные аппараты СК, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции; учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в плавании, и др.); органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности налоговой полиции, внешней разведки, гос. охраны, таможенной службы). Вряд ли будет логично все эти органы (и соответствующих должностных лиц) относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление какой-то одной из правоохранительных функций. При определении роли данной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица. При характеристике круга и системы правоохранительных ор­ганов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. "д" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо — Уполномочен­ного по правам человека. В соответствии с Федеральным конст. законом "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" от 26 февраля 1997 г. эта должность учрежде­на "в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос. орга­нами, органами местного самоуправления и должностными лицами". В Законе также отмечено, что его деятельность "дополняет существу­ющие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции гос. органов, обеспе­чивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод". Его главная функция — рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не по­лучили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохр. деятельность не осуществляет. "По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; 2) обратиться в компетентные гос. органы с ходатайством о возбуждении административного или дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; 4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 5) обращаться в КС РФ с жалобой на нарушение конс. прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкр. деле".