4. Устав муниципального образования
Устав муниципального образования является основным нормативно-учредительным актом муниципального образования, устанавливающим статус муниципального образования. Он занимает приоритетное место в системе муниципально-правовых актов, принимаемых на муниципальном уровне правового регулирования.
Устав представляет собой своеобразную мини-конституцию, действующую в пределах границ отдельного муниципального образования. Такое положение устава в системе других муниципально-правовых актов определяется рядом объективных факторов.
Устав имеет комплексный характер, поскольку, закрепляя статус муниципального образования, он дает подробную характеристику всем элементам статуса.
В уставе закрепляются:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения (в соответствии с видом муниципального образования);
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (следует учитывать, что в соответствии со ст. 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименование представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с историческими и иными местными традициями);
6) виды, порядок принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов (основанием отзыва депутата и выборного должностного лица в соответствии со ст. 24 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут служить только его конкретные действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке);
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Устав должен содержать нормы нескольких типов:
1) нормы-дефиниции (в том числе нормы, устанавливающие символику муниципального образования);
2) нормы тематического содержания (о муниципальной службе, о формах прямого волеизъявления), на основе которых для более детального регулирования общественных отношений впоследствии создаются положения тематического содержания (предметные положения);
3) нормы статусного содержания, закрепляющие все элементы статуса органов и должностных лиц, на основе которых разрабатываются и принимаются положения статусного содержания (органические положения);
4) процессуальные (процедурные) нормы, закрепляющие порядок осуществления своих полномочий органами и должностными лицами (в том числе порядок прохождения муниципальной службы, порядок проведения форм прямого волеизъявления, порядок создания и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и т. д.). Перечень регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры местного самоуправления, порядка образования организаций общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением и многие другие. К таким вопросам могут относиться, например, дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Предыдущим Законом «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливалось, что устав муниципального образования может приниматься как населением непосредственно, так и представительным органом. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил положение, согласно которому устав принимается представительным органом местного самоуправления, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан. Учитывая тот факт, что в указанных небольших поселениях представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляются на сходах граждан, можно констатировать, что законодатель предпочел убрать население из числа особых субъектов, принимающих устав муниципального образования.
Устав муниципального образования и нормативный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа.
Устав муниципального образования – единственный нормативный правовой акт, который необходимо регистрировать в государственных органах юстиции. Государственная регистрация – это деятельность государственной исполнительной власти по ведению государственного учета определенных объектов, выражающаяся в фиксации юридически значимого для государства сложившегося факта или события.
Основаниями для отказа в регистрации устава и нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть:
1) противоречие устава или нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции РФ и законодательству;
2) нарушение установленного законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Отказ в государственной регистрации устава (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
После государственной регистрации устав муниципального образования и нормативный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию и после этого вступают в силу.
- Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций
- Оглавление
- Лекция № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
- 1.1 Понятие государственного управления
- 2. Сущность государственного управления
- 3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
- Лекция № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
- 1.1. Методология государственного управления
- 2.2. Субъекты и объекты государственного управления
- Лекция № 3. Сущность и типы государства
- 1. Понятие и признаки государства
- 2.2. Политическая власть как общесоциологическая категория
- 3. Типы государства
- Лекция № 4. Форма государства
- 1. Понятие формы государства
- 2. Формы правления
- 3. Формы государственного устройства
- 4. Политический режим
- Лекция № 5. Органы государственной власти
- 1. Понятие, правовой статус
- 2. Классификация органов государственной власти
- 3. Институт Президента рф: статус, полномочия, ответственность
- 4. Администрация Президента рф
- Лекция № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти рф
- 1. Федеральное Собрание рф: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
- 2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания рф
- 3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания рф
- 4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
- 5. Правительство рф в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
- Лекция № 7. Судебная власть в Российской Федерации
- 1. Понятие, признаки и функции судебной власти в рф
- 2. Судебные органы рф: порядок формирования, состав и компетенция
- Лекция № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства рф
- 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов рф
- 2. Органы исполнительной власти субъектов рф
- 4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
- Лекция № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
- 1. Государственное регулирование образования и науки в рф
- 2. Государственное регулирование в отраслях культуры
- 3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
- Лекция № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
- 1. Понятие безопасности и ее виды
- 2. Система безопасности рф, силы и средства ее обеспечения
- Лекция № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 1. Понятие местного самоуправления
- 2. Принципы местного самоуправления
- 3. Правовые основы местного самоуправления
- Лекция № 12. Организационные основы местного самоуправления
- 1. Понятие организационных основ местного самоуправления
- 2. Система и структура органов местного самоуправления
- 3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах рф Москве и Санкт-Петербурге, зато и наукоградах
- 4. Устав муниципального образования
- Лекция № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
- 1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
- 2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
- 3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
- 4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
- Лекция № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
- 1. Правонарушения и ответственность
- 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления