Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Л.Л.Каневский,
профессор ЬашГ}
За пять лет со дня принятия Конституции Республики Башкортостан Основной Закон показал свою жизнеспособность и подтвердил демократический характер всех его основных положений. В Конституции республики нашли свое отражение не только достижения ее многонационального народа в государственном, социально-экономическом и духовном развитии, но и важнейшие идеи международно-правовых актов о равенстве, свободе и демократии. Благодаря Конституции наша республика последовательно идет по пути демократии- Башкортостан - один из наиболее спокойных и стабильных регионов России, где серьезное внимание уделяется обеспечению прав и интересов человека и гражданина.
В Конституции должное внимание уделяется семье, материнству, отцовству и детству, которые находятся под защитой государства. Закреплено право на образование, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, внешкольного, общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе - бесплатное высшее и среднее профессиональное образование. Несмотря на имеющиеся возможности реализации гарантированных Конституцией прав и интересов семьи и подрастающего поколения в современных условиях в связи со сложной социально-экономической обстановкой в стране, ростом преступности и иных правонарушений несовершеннолетних, ослабления влияния семьи на воспитание своих детей возникает настоятельная потребность повышения ответственности как государства, так и родителей за правильное нравственное воспитание ребенка. Преступность несовершеннолетних представляет собой своего рода издержки воспитания, прежде всего в семье, как следствие неисполнения родителями своего морального и правового долга. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия,
Резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков неполный перечень факторов, увеличивающих количество беспризорных, сирот, инвалидов, несовершеннолетних правонарушителей.
Нельзяне отметить, что в последние годы многоеделается в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях.
В нашей республике после тщательного обсуждения на парламентских слушаниях в правоохранительных органах, в Законодательной палате Государственного Собрания 23 марта 1998 года принят Закон «О государственной защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в Республике Башкортостан». Этот Закон определяет систему государственных органов, призванных обеспечить права и интересы несовершеннолетних. На них возложена вся воспитательно-профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди этого контингента лиц.
В соответствии с этим Законом разработано Положение «О комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденное Кабинетом Министров Республики Башкортостан 31 июля 1998 года. Впервые в России в соответствии с этим Положением в городах и районах республики создаются комиссии по делам несовершеннолетних на постоянной основе в составе заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря и специалистов в зависимости от количества несовершеннолетних, проживающих в регионе.
Все эти акты направлены на привлечение государственных органов и общественных формирований к предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Между тем, нравственное воспитание детей начинается в семье, продолжается в дошкольных учреждениях и в школах. Прежде всего на родителях лежит первейшая обязанность и ответственность за правильное воспитание ребенка, подготовку его к трудовой деятельности с тем, чтобы он стал достойным членом общества.
Эта идея была сформулирована в статье 60 Конституции Башкирской АССР 1978 года: «Граждане Башкирской АССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества». Эти же положения были зафиксированы в статье 64 Конституции РСФСР и в статье 66Конституции СССР. Между тем, в части 3 статьи 47 действующей Конституции Республики Башкортостан указано: « Забота о детях, их воспитание, содержание - равное право и обязанность родителей». Такое же положение зафиксировано в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации 1993 года, за исключением обязанности родителей по содержанию детей. Даже в Конституции ФРГ (статья 6), по примеру которой сформулирована часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, записана обязанность государства контролировать, как родители выполняют свое
право и обязанность заботиться о детях, правильно ли их воспитывают. чего, к сожалению, нет в упомянутых статьях Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан.
В этих статьях ничего не сказано об обязанности родителей готовить своих детей к общественно полезному труду, хотя этот вопрос всегда имел актуальное значение, особенно сейчас, когда многие подростки бросают школу, не стремясь овладеть какой-то профессией, не желая трудиться.
В Конституции Республики Башкортостан не зафиксирована важнейшая обязанность родителей, направленная на выработку у детей патриотизма, чувства любви к Родине, на воспитание у них высоких нравственных качеств, хотя эта обязанность родителей вытекает из положения статьи 67 Конституции Республики Башкортостан, в которой записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Республики Башкортостан. Как представляется, этим прежде всего должны заниматься родители.
Обращает на себя внимание и то, как в Конституции Российской Федерации, так и в Конституции Республики Башкортостан статьи, регламентирующие обязанности родителей по отношению к своим детям, перенесены из разделов об обязанностях граждан в главу, рассматривающую их права и свободы, В этой связи можно сделать вывод, что законодатель акцентирует внимание граждан не столько на их обязанностях, сколько на их правах. Думается, что права и обязанности надо рассматривать в единстве, и отношение законодателя к реализации прав и обязанностей граждан должно быть одинаковым.
Вместе с темнельзя не отметить, чтоне все ученые полагают, что в Конституции должна быть зафиксирована обязанность граждан готовитьсвоихдетей к трудовой деятельности. Этообъясняется тем, что,во-первых, такая обязанность вытекает изнравственной обязанности родителей воспитывать своих детей, что зафиксировано в Конституции; во-вторых,в цивилизованных странах такая обязанность непредусмотрена конституциями этих стран; в-третьих, эта идея может привести к возрождению советской системы принудительного труда.
Думается, что приведенная точка зрения спорна. Прежде всего,в Конституциях некоторых цивилизованных государств, наряду с правом натрудпредусмотрена обязанность всех граждан трудиться. Например, вЯпонии,чья высокаякультура населения и нравственные устои общества^не вызываютсомнения, в статье 27 Конституции записано: «Все имеютправо натруд и обязанытрудиться», Такое положение зафиксировано в части 1 статьи 35 Конституции Королевства Испании. Нескольков другойформулировке предусмотрена обязанность трудиться в статье 4 Конститу-
ции Итальянской Республики: «Каждый гражданин в соответствии со
своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функцию, способствующую материальному или духовному развитию общества».
Вместе с тем наше государство еще не является правовым и цивилизованным. Переходный период, который мы переживаем, будет длиться еще не один год. Надо, чтобы за это время правовая обязанность граждан -готовить своих детей к труду, воспитывать достойными членами общества, постепенно переросла в нравственную обязанность. Возможно тогда и не нужно будет акцентировать внимание на этих вопросах, но, как представляется в Основном Законе государства, такая обязанность родителей по отношению к своим детям должна быть зафиксирована.
В случае, если наш Парламент будет обсуждать вопрос о внесении изменений и дополнений в ныне действующую Конституцию, целесообразно вернуться и к статье 47 Конституции Республики Башкортостан.
В числе принципов государственной политики в области образования ЗаконРеспублики Башкортостан «Об образовании», принятый 14 февраля 1997 года, провозглашает воспитание гражданственности и любви к Родине. По логике вещей,в одном из подразделов статьи 32 Закона,устанавливающей компетенцию и ответственность образовательного учреждения, следовало предусмотреть обязанность и ответственность учебного заведения не только за качество образованиясвоих выпускников(пункт 2 статьи 32 Закона), но и наряду с семьей за их правильное нравственное воспитание. Законодательная регламентация рассматриваемых вопросов обяжет школу, каждого педагога должное внимание уделять не только обучению, но ивоспитанию учащихся.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система