62) Принцип единства и разделения властей - эволюция и содержание.
разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: Законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье .
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган. Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах. Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.
Содержание и значение принципа разделения властей
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественномразделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в ссср существовали верховный совет и верховный суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей
- 1)Теория государства и права как юридическая наука и дисциплина.
- 2) Понятия и классификация юридических наук
- 3) Основные группы юридических наук и их краткая классификация
- 4) Место теории государства и права в системе юридических наук.
- 5)Функции теории государства и права.
- 6)Предмет теории государства и права.
- 10)Общее понятие социальных норм, социальное регулирование догосударственного периода.
- 11) Предпосылки происхождения государства.
- 12) Основные теории происхождения государства - теологическая теория
- 13)Основные теории происхождения государства - патриархальная теория
- 14)Основные теории происхождения государства - теория насилия
- 15) Основные теории происхождения государства - марксистская теория
- 16) Основные теории происхождения государства - органическая теория .
- 17) Основные теории происхождения государства - иррегационная теория.
- 18) Основные теории происхождения государства - договорная теория
- 19) Основные теории происхождения государства - психологическая теория.
- 23) Цивилизационный подход в типологии государства.
- 2 Основных подхода Типологии государств:
- 24) Плюрализм в понимании и определении государства.
- 25) Понятие и признаки государства
- 26) Соотношение общества и государства.
- 28) Публичная политическая власть.
- 29) Государственный суверенитет.
- 30) Территория государства как один из признаков государства.
- 31) Понятие и свойства государственной власти.
- 32) Понятие и признаки функций государства.
- 33) Классификация функция государства.
- 34) Формы осуществления функций государства. 35) Методы осуществления функций государства.
- 36) Содержание основных внешних функций государства. 37) Содержание основных внутренних функций государства.
- 38) Понятие формы государства.
- 39) Монархия как форма правления.
- 41) Неограниченная монархия - понятие признаки виды.
- 1.Абсолютные(неограниченная власть монарха)
- 42) Республика как форма правления - понятие, признаки, виды
- 43) Парламентская республика - понятие, признаки.
- 44) Президентская республика - понятие, признаки.
- 45) Смешанная республика - понятие, виды.
- 48) Федеративное государственное устройство - понятие, признаки, виды.
- 49) Виды федераций и их особенности.
- 50) Конфедерация - понятие, признаки.
- 51) Политический (государственный) режим - понятие, признаки, виды.
- 52) Демократический политический режим.
- 53) Тоталитарный политический режим - понятие, признаки.
- 54) Авторитарный политический режим - понятие, признаки
- 55) Механизм государства: понятие и признаки(единство, иерархичность, наличие сходных целей и задач, наличие особой группы людей, аппарат принуждения)
- 56) Структура государственного механизма (государственные органы, учреждения, предприятия) - краткая характеристика.
- 57) Соотношение понятий государственный механизм и государственный аппарат.
- 58) Государственный орган - понятия и признаки
- 59) Виды органов государства.
- 62) Принцип единства и разделения властей - эволюция и содержание.
- 63) Понятие и элементы политической системы общества.
- 64) Государство как институт политической системы общества. - место и роль
- 65) Не демократическая политическая система. - понятие и признаки.!!!!!!!
- 66) Демократическая политическая система. - понятие и признаки.
- 67) Гражданское общество. - понятие, признаки, структура.
- 68) Понятие, признаки и принципы правового государства.