logo search
ГП для ОРсМ-лекц

1. Право на товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Знак обслуживания - это обозначение, служащее для индивидуализации определенной группы работ или услуг, выполняемых или оказываемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.

Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Товарный знак следует отличать от промышленного образца. Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным.

Иногда применительно к товарным знакам можно встретить такие термины, как логотип, слоган (лозунг) и брэнд. Логотипом принято называть оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов. Слоган - это охраняемое авторским правом произведение, используемое для маркировки товаров и услуг. Иногда в средствах массовой информации можно встретить термин "брэнд", под которым обычно понимается товарный знак, получивший широкую известность.

Условие правовой охраны:

1) Обладание различительной способностью (основной критерий). Различительная способность обозначения отсутствует, если оно тождественно другому обозначению или имитирует другое обозначение, т. е. сходно до степени смешения.

2) Оригинальность (специфическое проявление различительной способности).

3) Новизна (факультативный критерий).

Необходимость государственной регистрации и знак охраны.

Исключительное право на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации товарного знака. Для оповещения о своем исключительном праве правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с зарегистрированным товарным знаком, состоит из буквы ≪R≫ или R либо словесного обозначения ≪товарный знак≫ или ≪зарегистрированный товарный знак≫.

Наличие предупредительной маркировки помогает потребителям, с одной стороны, лучше запомнить его, а с другой стороны, оповещает об особом статусе обозначения и наличия у определенного лица исключительных прав на знак. В мировой практике применяются такие обозначения, как Trademark, Registered Trademark. В тех случаях, когда предупредительная маркировка проставлена, а соответствующее обозначение не зарегистрировано в Роспатенте, такое действие будет рассматриваться как неправомерное, вводящее потребителя в заблуждение.

Виды товарных знаков:

1) По разновидностям обозначений:

- словесные;

- изобразительные;

- объемные;

- комбинированные;

- другие обозначения (например, мировая практика допускает звуковые и обонятельные обозначения).

2) По принадлежности:

- индивидуальные;

- коллективные.

3) По степени известности:

- вновь созданные;

- общеизвестные.

Возможность признания обозначения товарным знаком.

В соответствии со ст. 5 Закона о товарных знаках в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Несомненно, что наибольшее распространение в повседневной жизни получили словесные товарные знаки. Они хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. По форме они представляют собой оригинальные слова, названия, словосочетания и короткие фразы. Эти слова могут быть как уже существующими, так и придуманными. Их темой могут быть астрономические названия (Марс), исторические личности (Наполеон), имена героев, наименования рек, морей, озер, название природных явлений и т.д. В качестве словесных товарных знаков широко используются искусственные слова (неологизмы), т.е. сочетания букв, которые в ряде случаев не имеют смыслового содержания (фантазийные). В качестве примера можно привести такие слова, как "Электролюкс", "Виагра" и т.д.

Для образования неологизмов нередко используются так называемые форманты, т.е. типичные элементы словесных окончаний, указывающие на принадлежность к той или иной отрасли промышленности, буквосочетания, регулярно повторяющиеся в товарных знаках разных владельцев, но не вызывающих коллизии товарных знаков и являющихся слабым элементом обозначения. В частности, для химической промышленности используется окончание -ол, для электронной -трон, для медицинской -ин или -ан. Так, в 1995 г. для обозначения лекарственных препаратов зарегистрированы такие товарные знаки, как "Азидин", "Медан" и др.

В качестве словесного товарного знака могут также регистрироваться фамилии людей (например, водка "Жириновский"). Действующее законодательство РФ никаких ограничений на этот счет не содержит. Допускает регистрацию фамилий в качестве товарных знаков и законодательство других стран, однако, как было отмечено, "в некоторых странах (Великобритания, США) включение фамилии в товарный знак возможно, только если эта фамилия воспринимается обособленно от конкретного человека, как указание на определенную продукцию, а не на определенного человека (приобретает вторичное значение), например "Макдоналдс".

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки различных тем. Это могут быть разного рода орнаменты, символы, изображения животных, птиц, комбинации из различных фигур, стилизованных букв. Особым типом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы). По законодательству некоторых стран (Англия) товарным знаком может быть признано определенное соотношение цветов, однако возможность признания товарным знаком цвета как такового или сочетания цветов российским законодательством не допускается.

Объемные товарные знаки - это трехмерные (по длине, высоте, ширине) обозначения, которые могут изготавливаться из любого материала, как искусственного, так и естественного. Один из наиболее известных объемных товарных знаков - это товарный знак фирмы "Мерседес". К объемным товарным знакам относятся также флаконы для духов, коробки для сигарет и т.д. Одним из самых известных объемных товарных знаков является форма бутылки кока-колы.

В некоторых странах охране подлежат товарные знаки особых видов - звуковые, световые, однако, в Российской Федерации они практически не применяются, хотя из смысла ст. 5 Закона о товарных знаках вытекает, что такая возможность не исключается (другие обозначения). В частности, на имя иностранных правообладателей регистрировались в качестве товарных знаков звуковые обозначения (музыкальные мелодии, шумовые эффекты), световые обозначения (различные световые эффекты), обонятельные обозначения (оригинальный запах товара).

Не признаются товарными знаками обозначения (элементы обозначения), которые:

а) являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

б) противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Товарный знак не может полностью состоять из элементов, представляющих собой:

а) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

б) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

в) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

г) имитацию указанных элементов.

Система ограничений для регистрации обозначений в качестве товарных знаков и знаков обслуживания.

Не допускается государственная регистрация обозначений, которые являются:

а) официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия;

б) изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах;

в) имитируют указанные обозначения.

Не допускается государственная регистрация обозначений, которые:

а) вошли во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

Как уже было отмечено, одним из оснований отказа в регистрации товарного знака является вхождение наименования товара во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида (так, нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака слово "телевизор"). Таким образом, не регистрируются так называемые свободные знаки, которые вошли во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, т.е. ставшие для одного и того же товара или товара одного вида видовыми понятиями (целлофан).

В качестве примера можно привести спор между немецкой компанией "Bayer" и французской компанией "UPSA" по поводу использования слова "аспирин" в качестве товарного знака. Лекарственное средство аспирин в качестве товарного знака было зарегистрировано в Германии еще в 1897 г. В настоящее время аспирин признается в качестве товарного знака в более чем пятидесяти странах. В России аспирин был зарегистрирован в качестве товарного знака в 1992 г., в связи с чем компания "Bayer" потребовала от своих конкурентов прекратить продажу лекарств под таким названием. Представитель компании "Bayer" ссылался на положения Парижской конвенции, в соответствии с которыми общеизвестные товарные знаки должны иметь правовую охрану, а слово "аспирин", по мнению истца, известно в мире как название препарата фирмы "Bayer". По мнению ответчика, задолго до подачи заявки фирмы "Bayer" (1991 г.) слово "аспирин" вошло в России во всеобщее употребление. В частности, многие советские фабрики производили отечественный препарат под этим названием. По законам, действовавшим на момент подачи заявки, не должны были регистрироваться обозначения, вошедшие во всеобщее употребление.

В связи с этим французская компания "UPSA", также продававшая аспирин в России, обратилась в Апелляционную палату при Роспатенте с требованием об отмене регистрации указанного товарного знака. Свои требования она мотивировала тем, что слово "аспирин" вошло в России во всеобщее употребление задолго до подачи заявки фирмы "Bayer". Однако это требование не было поддержано ни в Роспатенте, ни в суде. Впоследствии между компаниями "Bayer" и "UPSA" было достигнуто соглашение о прекращении последней распространения аспирина в России.

б) являются общепринятыми символами и терминами;

Общепринятыми символами признаются изображения, использующиеся для указания конкретной отрасли или сферы деятельности (изображение чаши со змеей - символ фармацевтической промышленности), и термины (например, квант, ампер, метр).

Обозначения, характеризующие товары, в том числе указывающие на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта дают объективную характеристику товара и не могут его индивидуализировать. Так, в свое время Госкомизобретений отказал в регистрации товарного знака "DRY&NATURAL" (в переводе сухой и естественный), отметив, что он не обладает отличительными признаками и носит описательный характер. Следует отметить, что на практике не всегда соблюдается это правило. Так, был зарегистрирован стиральный порошок под названием "Обычный".

К подобным обозначениям можно отнести простые наименования товаров, характеристики свойств типа "экстра", "супер", указания на материал, состав изделия, вес, объем, цену, адреса изготовителей и распространителей. В качестве примера можно привести лишение правовой защиты товарного знака, включающего слово "идеал", поскольку это слово является хвалебным.

в) характеризуют товары (т. е. указывают на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность и т. п.), а также указывают на время, место и способ их производства или сбыта;

г) представляют собой форму товаров, определяемую исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

д) тождественные имени, псевдониму (производному от них обозначению) лица, известного в РФ, на дату подачи заявки, портрету или факсимиле лица, известного в РФ, на дату подачи заявки.

Официальные знаки и символы обладают различительными свойствами, однако не охраняются, поскольку имеют особый статус и назначение, несовместимое с индивидуализацией товаров. Кроме того, они способны ввести потребителей в заблуждение относительно происхождения товара. Так, Госкомизобретений СССР отклонил в свое время заявку японской фирмы на регистрацию в качестве товарного знака обозначения, включающего государственный флаг Мавритании. Отдельные виды символов охраняются специальными международными конвенциями (например, знак Красного Креста и Полумесяца).

К обозначениям, являющимся ложными или способными ввести потребителя в заблуждение, относятся обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которые не соответствуют действительности. Так, не регистрируются товарные знаки, которые содержат вымышленную дату основания фирмы или имя его основателя, ложные сведения о качествах и свойствах товара, месте его происхождения и т.д. Так, Госкомизобретений СССР отклонил заявку французской фирмы "Вольфшмидт Бордо-Франс" на регистрацию в качестве товарного знака винно-водочной этикетки, на которой было изображено множество неподтвержденных наград, а также ложный год основания фирмы.

Различие между ложными и вводящими в заблуждение обозначениями заключается в том, что целью первых является умышленный обман, тогда как вторые не содержат сведений, прямо не соответствующих действительности, однако создают возможность для обмана косвенным путем (например, обозначение "натуральный", когда речь идет о товарах, выполненных из заменителей.) Примером второго является использование слова "Лондон" для товара, никак с Англией не связанного.

Обозначения, противоречащие принципам морали и нравственности, включают слова и изображения непристойного характера, призывы антигуманного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.д. В частности, к ним относятся обозначения порнографического характера, расистские лозунги и эмблемы, непристойные слова и выражения. По такому основанию было отказано в регистрации таким словам, как "мафия", "паранойя".

Большой резонанс вызвала история с регистрацией товарного знака "Жигулевское пиво" акционерным обществом с одноименным названием. Пиво с таким названием еще с советских времен производило большое количество предприятий. ОАО "Жигулевское пиво", ссылаясь на регистрацию товарного знака, потребовало либо прекратить выпуск пива с таким названием, либо заключить лицензионный договор на использование товарного знака. Пострадавшие производители пива обратились в Роспатент с требованием аннулировать регистрацию товарного знака "Жигулевское пиво" в силу его общеизвестности. Первоначально Апелляционная палата Роспатента отказалась удовлетворить это требование, однако впоследствии Высшая патентная палата Роспатента аннулировала регистрацию.

Содержание права на товарный знак и знак обслуживания.

Интеллектуальные права на товарный знак состоят из одного исключительного права. Исключительное право - это использование товарного знака для индивидуализации определенной группы товаров, работ или услуг путем размещения товарного знака:

1) На товарах (в том числе на этикетках, упаковках товаров), которые:

а) вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации (включая демонстрацию на выставках и ярмарках);

б) хранятся или перевозятся с этой целью;

в) ввозятся на территорию Российской Федерации.

2) При выполнении работ, оказании услуг (для знака обслуживания).

3) На документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот.

4) В предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.

5) В сети ≪Интернет≫, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

6) Другие способы.

Негативным последствием пробела в законодательстве явилась следующая практика. Некоторые российские фирмы, узнав о планах западного производителя выйти на российский рынок, регистрируют его товарный знак на свое имя. После чего либо выпускают этот товар под своим именем, либо предлагают западному производителю выкупить собственный товарный знак.

В других случаях используют в качестве товарного знака известные обозначения, применяемые для производства совершенно других товаров или услуг и которые в силу этого не попадают под какие-либо ограничения. Так, например, петербургская компания "Профессор Солонин" начала выпуск пива, зарегистрировав в качестве товарного знака обозначение "Windows 99".

Срок действия исключительного права.

- На общеизвестный товарный знак: бессрочно.

- На вновь созданные товарные знаки: в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию.

Продление срока действия на вновь созданные товарные знаки:

на десять лет по заявлению правообладателя неограниченное число раз.

Досрочное прекращение исключительного права допускается по заявлению любого заинтересованного лица в случае неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации.

Особенности регистрации товарного знака и знака обслуживания.

Регистрация вновь созданного знака.

Первая стадия: подача заявителем заявки на государственную регистрацию товарного знака.Заявка на регистрацию подается заявителем в двух экземплярах (им может быть как физическое, осуществляющее предпринимательскую деятельность, лицо, так и юридическое лицо) в Роспатент. Рассмотрением заявок занимается Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), который является структурным подразделением Роспатента. Заявители, как физические, так и юридические лица, должны заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. производить товары, оказывать услуги или осуществлять посредническую или иную деятельность.

Вторая стадия: экспертиза заявки. Проводится формальная экспертиза и, при положительном результате, - автоматически экспертиза заявленного обозначения.

Третья стадия: решение о государственной регистрации товарного знака в случае положительного результата экспертиз.

Четвертая стадия: регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдача свидетельства на товарный знак (при условии уплаты заявителем пошлины).

Пятая стадия: публикация сведений о государственной регистрации товарного знака. Общеизвестный товарный знак вносится в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков, на него выдается свидетельство.