logo search
лекции по мп

Изменение границ и преобразование муниципальных образований

Изменение границ муниципального образования не влечет изменения статуса муниципального образования. Преобразование муниципального образования влечет статуса муниципального образования.

Закон 2003 года выделяет следующие формы преобразований:

  1. Объединение муниципальных образований

  2. Разделение муниципальных образований

  3. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа

  4. Изменение статуса городского поселения в связи с лишением его статуса городского округа

Федеральный закон не устанавливает такие формы преобразования как присоединение и выделение муниципальных образований.

Может ли закон субъекта РФ устанавливать дополнительные формы преобразования по сравнению с теми которые предложены федеральным законодателем?

Объединение муниципальных образований – это слияние двух и более муниципальных образований в одно с передачей с прав и обязанностей объединяемых муниципальных образований к вновь созданному муниципальному образованию, с прекращением статуса объединяемых муниципальных образований.

Разделение – это разделение муниципального образования на два и более муниципального образования с передачей прав и обязанностей созданным муниципальным образованиям и прекращением статуса разделяемого муниципального образования.

Закон 2003 года выделяет объединение муниципальных районов и объединение поселений. Также закон выделяет объединение поселения с городским округом. Кроме того закон выделяет разделение муниципальных районов и разделение поселений. При объединении и разделении муниципальных районов а также при объединении поселения с городским округом требуется учет мнения населения, выраженный представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Объединение и разделение поселений осуществляется с согласия населения каждого из поселений выраженного путем голосования. Данное голосование не является референдумом. Данное голосование проводится по тем же правилам что и местный референдум, но с 2мя исключениями:

  1. При подготовке к голосованию разрешается проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности.

  2. При проведении голосования не применяются положения законов, определяющие юридическую силу решения принятого на местном референдуме.

Определение КС РФ от 6 марта 2008 года «по жалобе Сивашева» - территории на которых осуществляется местное самоуправление образуют пространственные пределы муниципальной власти как публичной власти народа, поскольку субъекты права на самостоятельное решение вопросов местного значения является населением муниципального образования, то учет его мнения составляет необходимое условие для изменения границ территории. Учет мнения населения является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Учет мнения населения в определенных конституционно-правовых ситуациях может осуществляться путем принятия решения населением на местном референдуме, итоги которого носят обязательный характер. В иных случаях мнение населения может выявляться с помощью различных форм как непосредственного, так и опосредованного (через представительный орган) волеизъявления граждан. Тем не менее наиболее адекватной формой учета мнения населения, является референдум. Конституция России непосредственно не определяет в каких именно формах должно быть выражено мнение населения при изменении границ территории, поэтому законодатель обладает достаточной свободой усмотрения в выборе конкретного механизма волеизъявления местного сообщества.

Инициаторами изменения границ и преобразования муниципальных образований являются:

  1. Население

  2. Органы местного самоуправления

  3. Органы государственной власти субъектов РФ

  4. Федеральные органы государственной власти

Инициатива населения реализуется в порядке установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов власти оформляется соответствующими решениями.

Вопрос о преобразовании муниципальных преобразований в обязательном порядке выносится на публичные слушания. Окончательный вопрос об изменении границ и преобразовании муниципальных образований решается законом субъекта РФ. Данный закон не должен вступать в силу в период избирательной компании по выборам в органы местного самоуправления данного муниципального образования, а также в период компании местного референдума.