logo search
Конституционное право Бащкирии

К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан

З.Д.Еникеев,

деканюридического факультета БашГУ

Права, свободы и обязанности человека - ключевой вопрос совре­менности, приковывающий внимание людей всего земного шара. Он тре­бует к себе повышенного внимания всех ветвей власти, государственных органов и общественных организаций как России в целом, так и ее субъек­тов, в том числе Башкортостана. Вот почему системное исследование дан­ного вопроса на любом уровне (международном, федеральном и регио­нальном) представляется актуальным и важным не только в научном, но и в практическом плане.

Важно потому, что до сих пор идут споры между отдельными поли­тиками, учеными и практиками относительно полномочий республик в со­ставе Российской Федерации в части регулирования указанных ценно­стей, Сравнительно недавно было высказано мнение, что вопросы прав и свобод нельзя включать в Конституции республик, поскольку регулиро­вание прав и свобод отнесено исключительно к ведению России, Когда республики приняли новые Конституции, критики поставили под сомне­ние легитимность разделов республиканских Конституций, посвященных правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, опираясь на Конституцию Российской Федерации. Однако вряд ли можно согласиться с таким подходом.

Если взять Конституцию Республики Башкортостан, то она закреп­ляет положения, уже зафиксированные в международных актах и Консти­туции России, а также выполняет настоятельные призывы международных организаций и форумов включить всеобщие стандарты в области прав че­ловека во внутреннее законодательство и укрепить национальные структу­ры, институты и органы общества правоохранительного направления.

Конституция Российской Федерации сама подтверждает, что рес­публика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство (часть 2 статьи 5). А без обозначения, перечисления и гарантирования основных прав и свобод Конституция вообще немыслима. О том, что «общество, где не обеспечена гарантия прав, не имеет Конституции», говорилось еще в Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (статья 16). Все это дает основания утверждать, что Башкортостан как суверенное

государство в составе Российской Федерации вправе издавать свои зако­ны в сфере прав и свобод людей в плане их расширения, углубления,кон­кретизации и детализации.

Применительно к законодательству, принимаемому в Республике Башкортостан, надо сказать, что любой издаваемый республиканский за­кон так или иначе связан с определенными правами, свободами и обязан­ностями граждан. Реальность такова, что Башкортостан, как и другие рес­публики России, прямо или косвенно осуществляет регулирование прав и свобод человека.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека указано, что права человека должны охраняться властью закона. К тому же, как подчеркива­ется в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной конференцией по правам человека, региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. При этом признается, что каждое го­сударство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уров­не. При таких жестких международных установках нельзя принижать роль республик Федерации в правоохранительном деле и лишать их возможно­сти принимать законы, регулирующие и защищающие права и свобод своих граждан.

Приведенные аргументы достаточны для вывода о том, что авторы Конституции Республики Башкортостан и принявший ее 24 декабря 1993 года Верховный Совет справедливо поместили в нее раздел (второй) о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. В свою очередь это делает правомерным теоретическое осмысление системы прав, свобод и обязанностей граждан по Конституции Республики Башкортостан.

Упомянутый раздел Конституции состоит из 51 статьи. Хотя в заго­ловке раздела записанные а нем права, свободы и обязанности не названы как основные, тем не менее в его 18 и 21 статьях этот термин употребляет­ся. К тому же в юридической литературе принято считать основными пра­ва, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции.

Конституционные (основные) права, свободы и обязанности обла­дают наивысшей юридической силой. Из этого свойства следует, что все иные права, свободы и обязанности должны в принципе соответствовать конституционным.

Конституционным правам, свободам и обязанностям качество ос­новных придает и то, что они трансформированы из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека,

В силу указанных свойствосновные права, свободы и обязанности

занимают ведущее место в системе прав, свобод и обязанностей личности. По отношению к иным конституционные выступают как руководящие принципы, как устои, на которые опираются все предусмотренные в от­раслевом законодательстве Республики Башкортостан. Однако это не зна­чит, что конституционные права, свободы и обязанности лишены систем­ности. Они образуют обособленную, самостоятельную, целостную и осно­вополагающую систему, поскольку занимают ведущее место, обладают внутренне согласованным единством и структурной дифференциацией ее элементов, т.е. теми качествами, которые присущи всякой системе.

Отмеченное единство обусловлено сочетанием личных (частных) и общественных интересов, учредительным характером, неотчуждаемостью, однородностью, общностью целей, взаимосвязанностью, юридической со­гласованностью основных прав, свобод и обязанностей.

Осуществление одних конституционных прав, свобод или обязанно­стей служит основанием для реализации других прав и свобод. К примеру, использование гражданами своего конституционного права на труд явля­ется основанием для получения права на отдых и права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ста­тьи 45,46, 50 Конституции Республики Башкортостан).

Использование одних прав, свобод или обязанностей может быть основанием для приостановления исполнения других обязанностей или осуществления иных прав и свобод. Так, временная или постоянная потеря трудоспособности служит не только основанием для реализации консти­туционного права на социальную защиту, но и основанием для освобож­дения от исполнения конституционной обязанности нести военную служ­бу (статьи 12,45,47,48, 50,67 Конституции Республики Башкортостан).

Нарушение прав и свобод, неисполнение гражданами своих обязан­ностей отрицательно влияют на жизнь всех остальных прав и свобод. На­пример, несоблюдение ими обязанности беречь природу, сохранять ее бо­гатства и окружающую среду, гуманно относиться к животному и расти­тельному миру (статья 64 Конституции Республики Башкортостан ) может негативно сказаться на реальности конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 49 Конституции Республики Башкортостан). -

Таким образом, вся совокупность основных прав, свобод и обязан­ностей, провозглашенных в Конституции республики, находится а органи­ческом единстве. При этом одни раскрывают содержание других, гаранти­руют их, Так, право на жизнь нельзя рассматривать в отрыве от права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обязанности, сформули­рованной в статья 49: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоя-

тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом».

В Конституции Республики Башкортостан права, свободы и обязан­ности размещены в шести главах. Причем, в отличие от Конституции Рос­сийской Федерации, раздел, объединяющий их, имеет четко обозначен­ную структуру: общие положения (статьи 18-21), гражданство (статьи 22-25), гражданские и политические права граждан (статьи 26-41), экономи­ческие, социальные и культурные права и свободы (статьи 42-53), гаран­тии прав и свобод (статьи 54-62), обязанности (статьи 63-68). Такое раз­мещение и название этих глав согласуется со Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и куль­турных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Велико значение такого способа фиксации конституционных основ правового статуса личности в плане совершенствования, развития, конкре­тизации и детализации прав, свобод и обязанностей в отраслевом законо­дательстве. Следовательно, нормы, сосредоточенные во втором разделе Конституции Республики Башкортостан, в своем единстве представляют собой важный, цельный и зрелый государственно-правовой институт.

Говоря о классификации основных прав, свобод и обязанностей личности, следует иметь в виду, что конституционно выделяются две са­мостоятельные юридические категории - свободы и права человека (граж­данина), имеющие сходство и различия. Сходство в том, что оба эти поня­тия имеют общую смысловую нагрузку, означающую определенную для лиц юридическую возможность поступать так или иначе, точнее возмож­ность избрать тот или иной вид и меру своего поведения, пользоваться предусмотренными Конституцией социальными благами как в личных, так и в общественных интересах,

Различие в том, что основные права есть возможность получения ка­ких-то социальных благ, а свобода - внутреннее состояние человека, само­стоятельность, независимость от государства, способность располагать самим собой, возможность действовать по своему убеждению, по своему усмотрению в рамках дозволенного правилами социального общежития,

В Конституции Республики Башкортостан применительно к правам, свободам и обязанностям одновременно употребляются также понятия «человек и гражданин», что служит свидетельством их неоднозначности в данном контексте. Это неслучайно, так как с момента провозглашения прав и свобод Французской декларацией прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года широкое распространение получило деление их на права человека и права гражданина. Словосочетание «права и свободы человека и гражданина» применяется также в Декларации Республики Башкорто­стан о правах и свободах и некоторых иных законодательных актах. По-видимому, здесь сыграла роль естественно-правовая доктрина, которая

утверждала, чтоодни права и свободысуществовали до государства и не

зависили от егопризнания, другие же,наоборот, провозглашались госу­дарством и поэтому не существовали до него. Отсюдапервые - права че­ловека, вторые-права гражданина.

Однако для классификации прав исвобод не этоимеет решающее значение. Главное - реальное содержание, общие, существенные признаки основных прав и свобод. Надо полагать, именно эти их признаки -вид благ, их единство и однородность - были учтены в наименованиях упомя­нутых международных пактов о правах человека и в названиях 3 и 4 глав Конституции Республики Башкортостан. Соответственно Конституция в виде основных закрепляет систем}' общегражданских, политических, эко­номических, социальных и культурных прав и свобод. Особо выделяются права в области правосудия.

Конституция Республики Башкортостан предусматривает и гарантии всех этих прав и свобод, которые тоже составляют определенную систему (статьи 2, 4, 9, 12, 15-21, 23, 24, 27-36, 40, 41, 42, 44-62, 91, 94, 95, 103, 121,122,147).

Конституция Республики Башкортостан предусматривает относи­тельно небольшой круг основных обязанностей граждан. Наряду с общей обязанностью соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, перечисляются обязанности по защите Отечества, в том числе по несению военной или альтернативной граждан­ской службы, бережному отношению к природе, земле, по сохранению бо­гатств и окружающей среды республики, гуманному отношению к живот­ному и растительному миру, по уплате налогов и сборов, участию в осу­ществлении правосудия, а также обязанности родителей и детей по отно­шению друг к другу (статьи 4, 15, 47, 63-67).

Исходя из принципа - нет прав без обязанностей, нет обязанностей безправ и органического их единства, а равно с учетом возрастания на со­временном этапероли обязанностей и предписаний для общественного развития было бы целесообразно возродить в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан следующие оправдавшие себя положения в советских Конституциях: обязанность добросовестно тру­диться, укреплять дружбу наций и народностей, уважать национальное достоинство других граждан, оберегать интересы государства, быть не­примиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка, содействовать развитию дружбы и со­трудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению все­общего мира, Думается,решение данного вопроса - насущная задача. Это необходимо для повышения активности граждан в строительстве демокра­тического правового государства и цивилизованного, процветающего гра­жданского общества в нашей стране.