К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
З.Д.Еникеев,
деканюридического факультета БашГУ
Права, свободы и обязанности человека - ключевой вопрос современности, приковывающий внимание людей всего земного шара. Он требует к себе повышенного внимания всех ветвей власти, государственных органов и общественных организаций как России в целом, так и ее субъектов, в том числе Башкортостана. Вот почему системное исследование данного вопроса на любом уровне (международном, федеральном и региональном) представляется актуальным и важным не только в научном, но и в практическом плане.
Важно потому, что до сих пор идут споры между отдельными политиками, учеными и практиками относительно полномочий республик в составе Российской Федерации в части регулирования указанных ценностей, Сравнительно недавно было высказано мнение, что вопросы прав и свобод нельзя включать в Конституции республик, поскольку регулирование прав и свобод отнесено исключительно к ведению России, Когда республики приняли новые Конституции, критики поставили под сомнение легитимность разделов республиканских Конституций, посвященных правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, опираясь на Конституцию Российской Федерации. Однако вряд ли можно согласиться с таким подходом.
Если взять Конституцию Республики Башкортостан, то она закрепляет положения, уже зафиксированные в международных актах и Конституции России, а также выполняет настоятельные призывы международных организаций и форумов включить всеобщие стандарты в области прав человека во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества правоохранительного направления.
Конституция Российской Федерации сама подтверждает, что республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство (часть 2 статьи 5). А без обозначения, перечисления и гарантирования основных прав и свобод Конституция вообще немыслима. О том, что «общество, где не обеспечена гарантия прав, не имеет Конституции», говорилось еще в Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года (статья 16). Все это дает основания утверждать, что Башкортостан как суверенное
государство в составе Российской Федерации вправе издавать свои законы в сфере прав и свобод людей в плане их расширения, углубления,конкретизации и детализации.
Применительно к законодательству, принимаемому в Республике Башкортостан, надо сказать, что любой издаваемый республиканский закон так или иначе связан с определенными правами, свободами и обязанностями граждан. Реальность такова, что Башкортостан, как и другие республики России, прямо или косвенно осуществляет регулирование прав и свобод человека.
В преамбуле Всеобщей декларации прав человека указано, что права человека должны охраняться властью закона. К тому же, как подчеркивается в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной конференцией по правам человека, региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. При этом признается, что каждое государство имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют его конкретным потребностям на национальном уровне. При таких жестких международных установках нельзя принижать роль республик Федерации в правоохранительном деле и лишать их возможности принимать законы, регулирующие и защищающие права и свобод своих граждан.
Приведенные аргументы достаточны для вывода о том, что авторы Конституции Республики Башкортостан и принявший ее 24 декабря 1993 года Верховный Совет справедливо поместили в нее раздел (второй) о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. В свою очередь это делает правомерным теоретическое осмысление системы прав, свобод и обязанностей граждан по Конституции Республики Башкортостан.
Упомянутый раздел Конституции состоит из 51 статьи. Хотя в заголовке раздела записанные а нем права, свободы и обязанности не названы как основные, тем не менее в его 18 и 21 статьях этот термин употребляется. К тому же в юридической литературе принято считать основными права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции.
Конституционные (основные) права, свободы и обязанности обладают наивысшей юридической силой. Из этого свойства следует, что все иные права, свободы и обязанности должны в принципе соответствовать конституционным.
Конституционным правам, свободам и обязанностям качество основных придает и то, что они трансформированы из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека,
В силу указанных свойствосновные права, свободы и обязанности
занимают ведущее место в системе прав, свобод и обязанностей личности. По отношению к иным конституционные выступают как руководящие принципы, как устои, на которые опираются все предусмотренные в отраслевом законодательстве Республики Башкортостан. Однако это не значит, что конституционные права, свободы и обязанности лишены системности. Они образуют обособленную, самостоятельную, целостную и основополагающую систему, поскольку занимают ведущее место, обладают внутренне согласованным единством и структурной дифференциацией ее элементов, т.е. теми качествами, которые присущи всякой системе.
Отмеченное единство обусловлено сочетанием личных (частных) и общественных интересов, учредительным характером, неотчуждаемостью, однородностью, общностью целей, взаимосвязанностью, юридической согласованностью основных прав, свобод и обязанностей.
Осуществление одних конституционных прав, свобод или обязанностей служит основанием для реализации других прав и свобод. К примеру, использование гражданами своего конституционного права на труд является основанием для получения права на отдых и права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (статьи 45,46, 50 Конституции Республики Башкортостан).
Использование одних прав, свобод или обязанностей может быть основанием для приостановления исполнения других обязанностей или осуществления иных прав и свобод. Так, временная или постоянная потеря трудоспособности служит не только основанием для реализации конституционного права на социальную защиту, но и основанием для освобождения от исполнения конституционной обязанности нести военную службу (статьи 12,45,47,48, 50,67 Конституции Республики Башкортостан).
Нарушение прав и свобод, неисполнение гражданами своих обязанностей отрицательно влияют на жизнь всех остальных прав и свобод. Например, несоблюдение ими обязанности беречь природу, сохранять ее богатства и окружающую среду, гуманно относиться к животному и растительному миру (статья 64 Конституции Республики Башкортостан ) может негативно сказаться на реальности конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (статья 49 Конституции Республики Башкортостан). -
Таким образом, вся совокупность основных прав, свобод и обязанностей, провозглашенных в Конституции республики, находится а органическом единстве. При этом одни раскрывают содержание других, гарантируют их, Так, право на жизнь нельзя рассматривать в отрыве от права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обязанности, сформулированной в статья 49: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоя-
тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом».
В Конституции Республики Башкортостан права, свободы и обязанности размещены в шести главах. Причем, в отличие от Конституции Российской Федерации, раздел, объединяющий их, имеет четко обозначенную структуру: общие положения (статьи 18-21), гражданство (статьи 22-25), гражданские и политические права граждан (статьи 26-41), экономические, социальные и культурные права и свободы (статьи 42-53), гарантии прав и свобод (статьи 54-62), обязанности (статьи 63-68). Такое размещение и название этих глав согласуется со Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Велико значение такого способа фиксации конституционных основ правового статуса личности в плане совершенствования, развития, конкретизации и детализации прав, свобод и обязанностей в отраслевом законодательстве. Следовательно, нормы, сосредоточенные во втором разделе Конституции Республики Башкортостан, в своем единстве представляют собой важный, цельный и зрелый государственно-правовой институт.
Говоря о классификации основных прав, свобод и обязанностей личности, следует иметь в виду, что конституционно выделяются две самостоятельные юридические категории - свободы и права человека (гражданина), имеющие сходство и различия. Сходство в том, что оба эти понятия имеют общую смысловую нагрузку, означающую определенную для лиц юридическую возможность поступать так или иначе, точнее возможность избрать тот или иной вид и меру своего поведения, пользоваться предусмотренными Конституцией социальными благами как в личных, так и в общественных интересах,
Различие в том, что основные права есть возможность получения каких-то социальных благ, а свобода - внутреннее состояние человека, самостоятельность, независимость от государства, способность располагать самим собой, возможность действовать по своему убеждению, по своему усмотрению в рамках дозволенного правилами социального общежития,
В Конституции Республики Башкортостан применительно к правам, свободам и обязанностям одновременно употребляются также понятия «человек и гражданин», что служит свидетельством их неоднозначности в данном контексте. Это неслучайно, так как с момента провозглашения прав и свобод Французской декларацией прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года широкое распространение получило деление их на права человека и права гражданина. Словосочетание «права и свободы человека и гражданина» применяется также в Декларации Республики Башкортостан о правах и свободах и некоторых иных законодательных актах. По-видимому, здесь сыграла роль естественно-правовая доктрина, которая
утверждала, чтоодни права и свободысуществовали до государства и не
зависили от егопризнания, другие же,наоборот, провозглашались государством и поэтому не существовали до него. Отсюдапервые - права человека, вторые-права гражданина.
Однако для классификации прав исвобод не этоимеет решающее значение. Главное - реальное содержание, общие, существенные признаки основных прав и свобод. Надо полагать, именно эти их признаки -вид благ, их единство и однородность - были учтены в наименованиях упомянутых международных пактов о правах человека и в названиях 3 и 4 глав Конституции Республики Башкортостан. Соответственно Конституция в виде основных закрепляет систем}' общегражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. Особо выделяются права в области правосудия.
Конституция Республики Башкортостан предусматривает и гарантии всех этих прав и свобод, которые тоже составляют определенную систему (статьи 2, 4, 9, 12, 15-21, 23, 24, 27-36, 40, 41, 42, 44-62, 91, 94, 95, 103, 121,122,147).
Конституция Республики Башкортостан предусматривает относительно небольшой круг основных обязанностей граждан. Наряду с общей обязанностью соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, перечисляются обязанности по защите Отечества, в том числе по несению военной или альтернативной гражданской службы, бережному отношению к природе, земле, по сохранению богатств и окружающей среды республики, гуманному отношению к животному и растительному миру, по уплате налогов и сборов, участию в осуществлении правосудия, а также обязанности родителей и детей по отношению друг к другу (статьи 4, 15, 47, 63-67).
Исходя из принципа - нет прав без обязанностей, нет обязанностей безправ и органического их единства, а равно с учетом возрастания на современном этапероли обязанностей и предписаний для общественного развития было бы целесообразно возродить в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан следующие оправдавшие себя положения в советских Конституциях: обязанность добросовестно трудиться, укреплять дружбу наций и народностей, уважать национальное достоинство других граждан, оберегать интересы государства, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка, содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира, Думается,решение данного вопроса - насущная задача. Это необходимо для повышения активности граждан в строительстве демократического правового государства и цивилизованного, процветающего гражданского общества в нашей стране.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система