logo search
Лекции МЧП

6. Разрешение инвестиционных споров.

Споры, возникающие при осуществлении инвестиций между инвестором и государством, могут разрешаться во внутригосударственных и международных органах. Инвестиционное законодательство различных государств предоставляет инвесторам право обращаться за защитой своих прав в национальные суды. Как правило, особого порядка рассмотрения таких споров не предусматривается.

Национальное законодательство в качестве альтернативы предусматривает рассмотрение инвестиционных споров в международном коммерческом арбитраже, созданном как на территории принимающего государства, так и за рубежом. Например, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» споры разрешаются в государственных (общей юрисдикции или арбитражных) судах либо в международных коммерческих арбитражах (третейских судах).

Порядок разрешения инвестиционных споров предусматривается и двусторонними договорами о поощрении и защите капиталовложений. Как правило, разрешение споров начинается с примирительной процедуры и если стороны не достигли соглашения по спорным вопросам, то спор передается на разрешение в международный коммерческий арбитраж. Двусторонние договоры предусматривают разрешение спора как в постоянном арбитраже, так и в арбитраже «ad hoc». В договорах определяется порядок формирования арбитража, правила процедуры рассмотрения спора, срок рассмотрения. Например, Договор между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений устанавливает, что любой спор между инвестором и Договаривающейся Стороной, возникающий в связи с осуществлением капиталовложений, разрешается по возможности путем переговоров. Если путем переговоров разрешить спор не удалось, то он передается на рассмотрение в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены. Отдельные виды споров (по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации при экспроприации или национализации, войны или иного вооруженного конфликта, порядка перевода платежей) могут быть переданы на рассмотрение третейского суда «ad hoc». Важно также то, что договор устанавливает окончательный характер и обязательность для обеих сторон принятого третейским судом решения.

Наряду с арбитражем «ad hoc» в договорах (например, с Литвой) указывается конкретный постоянно действующий арбитраж – Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты.

Подобный договор с Арменией наряду с переговорами, обращениями в государственный суд или в третейский суд (арбитраж) в качестве органа, который может рассматривать инвестиционные споры, называет Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

В качестве международных многосторонних договоров, регулирующих данный вопрос, можно назвать Вашингтонскую конвенцию 1965 г. о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами и Конвенцию СНГ о защите прав инвесторов 1997 г.

Конвенция 1965 г. разработана под эгидой МБРР и МВФ. В ней в качестве инвесторов рассматриваются как физические, так и юридические лица.

В соответствии с этой конвенцией создан Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Обращение в Центр возможно только при наличии соглашения между спорящими сторонами.

Положения Конвенции предусматривают примирительную и арбитражную процедуры. В МЦУИС существует список посредников и список арбитров, а также разработаны правила примирительной и арбитражной процедуры. Стороны выбирают себе арбитров или посредников. Сначала стороны используют примирительную процедуру, в случае же если примирение не состоялось, стороны переходят к арбитражному рассмотрению. Существует определенный регламент рассмотрения споров, но также возможно и применение Регламента ЮНСИТРАЛ.

Стороны в любой момент могут прервать примирительную процедуру и прибегнуть к процедуре арбитража.

Арбитражное решение является для сторон обязательным, окончательным и обжалованию не подлежат. Однако решение может быть отменено специально созданным комитетом, если выяснится, что:

1) суд был сформирован ненадлежащим образом;

2) суд явно превысил свои полномочия;

3) имела место коррупция какого-либо члена суда;

4) имело место серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры; или

5) в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.

Кроме того, решение может быть пересмотрено, если откроются новые факты, которые могут существенно повлиять на решение арбитража. Заявление о пересмотре должно быть подано в течение трех лет с момента вынесения решения.

В соответствии с данной конвенцией государства обязуются признавать и исполнять эти решения, но конкретный механизм не создан.

Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. в ст. 11 предусматривает, что инвестиционные споры разрешаются в судах или арбитражных судах государств спорящих сторон, Экономическом Суде СНГ, иных международных судах или международных арбитражах.